Отложенный старт: как Украина поделилась авиарынком с «Атласджет» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Отложенный старт: как Украина поделилась авиарынком с «Атласджет»

Фондовый рынок
961
Сегодня, наконец-то, впервые взлетит самолет Airbus 320 «дочки» турецкого перевозчика Atlasjet. Украина так сильно хотела добиться свободного авиапространства с Европой, что позабыла прежде открыть свое. Однако тяжелый старт проекта «Атласджет Украина» вовсе не отпугнул инвесторов: они готовы вложить порядка $150 млн, при условии дальнейшего прогресса на рынке.
Турецкий авиаперевозчик Atlasjet Turkey начал присматриваться к украинскому рынку несколько лет назад. Компания уже четко себе рисовала модель сетевого перевозчика, превращающегося в глобальный международный холдинг. После запуска своей «дочки» в Ираке в 2013 году, следующим шагом должен был стать проект в одной из стран СНГ. «Украинский рынок оказался самым привлекательным в ходе представления и защиты проекта перед акционерами компании», – вспоминает генеральный директор «Атласджет Украина» Сергей Подгородецкий.
Окончательный выбор в пользу Украины акционеры сделали в августе 2013 года. Подгородецкий говорит, что на фоне других стран постсоветского пространства Украина подкупила своим стремлением к европейской интеграции, а это открывало для компании возможности стать частью данного процесса и умножить свой капитал.
Безоблачный рассвет
Слабая конкуренция на рынке, а также перспективы отрытого авиационного пространства с Европой фактически не оставляли места для сомнений в правильности решения инвестировать в Украину.
Компания успешно прошла все процедуры для получения доступа на рынок. Уже в апреле 2014 года Госавиаслужба предоставила авиаперевозчику сертификат эксплуатанта, а затем – лицензию на осуществление международных пассажирских и грузовых перевозок. К началу лета у авиакомпании были на руках все карты, и казалось, дело за малым: назначить дату первого полета. «Атласджет Украина» тогда получила право летать из Киева в Донецк, Одессу, Харьков и Львов. А из Львова также в Испанию и Италию, из городов-миллионников – в Стамбул. Всего же было получено 30 авиамаршрутов.
Мурат Эрсой поспешил заявить, что полеты из/в Украину начнутся 15 сентября. В Киеве компания планировала базироваться в аэропорту «Борисполь». Стартовать намеревались с флотом, состоявшим из двух Airbus 320, а за несколько лет его хотели увеличить до 15 самолетов – делился тогда планами Эрсой. Инвестиции в проект «Атласджет Украина» составили $15 млн, компания открыла два офиса – в Киеве и Львове.
«Изначально была идея создать хаб, объединяющий новые миграционные потоки обычных граждан и бизнесменов из Европы в страны СНГ и Азии», – поясняет Подгородецкий. В целом компания рассчитывала получить доступ на полеты в Турцию, Кипр, Пакистан, Иран, Италию, Германию, Францию, Англию, СНГ и скандинавские страны.
За пять лет перевозчик должен был выйти на самоокупаемость. «Чтобы соответствовать статусу хаба, частота пассажиропотока, по меньшей мере, должна выходить на 3 млн пассажиров в год, – считает CEO перевозчика. – Хотя еще пару лет назад данный показатель воспринимался бы шуткой».
Конкуренция на три буквы
Тогда, в 2014 году, «Атласджет Украина» так и не полетела. И дело вовсе не в экономическом кризисе, военном конфликте или отсутствии столь желанного безвизового режима с Европой. Основным барьером старта профильных операций в Украине для перевозчика стала другая компания – «Международные авиалинии Украины» (МАУ), а также Госавиаслужба, которую возглавил тогда бывший менеджер МАУ Денис Антонюк. Конфликт разгорелся из-за порядка распределения новых назначений на полеты.
Дело в том, что в июле Мининфраструктуры своим приказом сократило количество полетов, которые может выполнять МАУ, с 16 до 14 по направлениям Киев – Стамбул, и с 7 до 5 Одесса – Тель-Авив. Освободившиеся частоты отдали «Атласджет Украина». А уже в августе МАУ добилась в суде признания неправомерной выдачи регулярных международных назначений комиссией, в которую входило министерство.
С этого момента «Атласджет Украина» почти год добивалась в судах условий получения маршрутов, но, как ни странно, успехов не достигла. Также было отказано в суде и Министерству инфраструктуры, пытавшемуся добиться равных условий. Параллельно с этими процессами Госавиаслужба разработала новое положение о правилах выдачи прав на авиамаршруты, которое полностью дискриминирует всех участников рынка, за исключением МАУ.
Режим ожидания
Новому перевозчику, так и не набравшему высоты в украинском небе, пришлось просить инвесторов о финансовой помощи, и взывать к их пониманию. «Инвесторы не хотят ждать. Мы стараемся убедить их, что они не напрасно вложили средства, – рассказывал в майском интервью для Forbes Овунч Хорасан, исполнительный директор «Атласджет Украина». – Мы не можем предугадать их решения, но пока они продолжают вместе с нами бороться, и реализуют план развития компании на пять лет».
Впрочем, после сокращения присутствия на рынке бюджетного перевозчика «Визз Эйр Украина», которого, помимо прочих трудностей, также не устраивали новые правила, власти принялись спасать ситуацию. Мининфрастуктуры в апреле текущего года предложило «Атласджет Украина» базироваться во Львове. Чуть позже за дело взялось и правительство, создав комиссию для проверки деятельности Госавиаслужбы.
После этого профильное ведомство фактически дало зеленый свет на получение авианаправлений перевозчикам, а 9 июня «Атласджет Украина» получила долгожданное право осуществлять рейсы на международных маршрутах по шести направлениям.
Свой первый коммерческий рейс Киев – Львов компания совершает 18 июня из аэропорта «Киев» (Жуляны), а регулярный международный полет Запорожье – Стамбул – в середине июля. Но наибольшие надежды «Атласджет Украина» возлагает на 26 июня, когда состоится второе заседание комиссии по выдаче направлений, где ожидается получение прав на остальные – более чем два десятка – из запрашиваемых маршрутов. «Если нам одобрят хотя бы 60-70% наших заявок, компания будет дальше развиваться и инвестировать в Украину», – заверяет Подгородецкий.
План развития компании подразумевает строительство в Киеве ангара для обслуживания самолетов компании стоимостью порядка $15 млн. Также, при условии прогресса проекта «Атласджет Украина», инвесторы готовы строить гостиницы в туристических городах – Трускавце, Львове, Киеве и Одессе, финансировать реконструкцию и строительство инфраструктурных объектов, включая дороги и аэропорты Украины. За три года после получения необходимого числа направлений, указывает Сергей Подгородецкий, инвесторы компании готовы потратить на эти цели около $150 млн.
Андрей Леденев
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас