Тендер по цене бюджета: спасут ли ситуацию электронные закупки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тендер по цене бюджета: спасут ли ситуацию электронные закупки

Казна и Политика
405
Украинский бюджет ежегодно теряет от коррупционного механизма государственных закупок около 150 млрд гривен, или почти 10% ВВП. Эта цифра последний раз прозвучала из уст замминистра юстиции Игоря Алексеева еще осенью 2014 года. Тогда же власти с новой силой заговорили о реформировании изжившего себя механизма и внедрении полноценной платформы для электронных торгов, которая будет универсальной как для тендеров в формате business2business, так и business2government.
Сегодня в Кабинете министров активно обсуждается законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно государственных закупок», который должен «устаканить» правила проведения тендеров. И если не исключить, то хотя бы минимизировать коррупционные проявления.
Но в конце 2014 года вокруг этого документа разгорелся скандал, и он был отозван из парламента. Поэтому его принятие в парламенте, на которое министр экономразвития Айварас Абромавичус рассчитывает уже в июне, под вопросом.
Повышают планку
Еще в 2012 году предыдущим составом Кабмина под руководством Николая Азарова был разработан законопроект, который предполагал реформу системы тендеров и ее постепенный перевод на электронную основу. Парламент проголосовал его в первом чтении, но революционные события в стране затормозили все процессы.
К обсуждению нового пакета изменений в тендерное законодательство Минэкономразвития вернулось только в мае нынешнего года. «Дискутировали и дорабатывали мы его на рабочей группе слишком долго. По-моему, из-за того, что некоторые участники «пихали» все, что только можно, или настаивали на ненужных «цветочках для тортика», – рассказал член правления Transparency International Ukraine, независимый эксперт по вопросам государственных закупок Андрей Марусов.
Один из основных посылов документа – урегулировать так называемые «сверхпороговые» закупки. Причем, если сегодня действующий закон распространяется на тендеры от 100 000 гривен по товарам и услугам и от 1 млн гривен – по выполнению работ, то проект предполагает увеличение этого порога до 200 000 гривен и 1,2 млн гривен соответственно.
Помимо этого, разработчики законопроекта предлагают запретить вмешиваться в ход торгов уполномоченным органам. «Фактически, с Минэкономразвития снимается функция мониторинга и контроля в сфере госзакупок, так как ее нецелесообразно осуществлять на уровне министерства, либо она дублируются с функциями иных органов власти», – поясняет старший юрист юридической компании «Клиффорд Чанс» Андрей Оленюк.
Зато на Госказначейство хотят возложить проверку документов и процедур в рамках тендеров. Начиная от выставленных заявок и вплоть до контроля заключенных договоров по итогам проведенных торгов и оплаты, произведенной по ним.
Плюс ко всему, несколько упрощается документальная волокита. Например, только победитель тендера будет предоставлять обязательные справки. Кроме того, законодатели вернулись к идее о том, чтобы была введена так называемая «единая тендерная» справка, форму и порядок выдачи которой должен разработать Кабмин.
Также расширен перечень причин, по которым заявителю могут отказать в участии в торгах. Речь идет о юридических лицах, которые не раскрыли своих бенефициаров. Отказать вправе и заявителю, который намерен участвовать в торгах на сумму свыше 20 млн гривен и не имеет при этом антикоррупционной программы.
Для международных тендеров предлагается продлить сроки подачи конкурсных документов с 20 до 40 дней. А услуги зарубежных финансовых организаций и вовсе будут закупаться без конкурса.
Объединить и сохранить
Тем не менее, согласованный Кабмином законопроект до сих пор имеет немало недочетов. «Например, заказчику придется самому отслеживать информацию о подрядчиках из открытых госреестров. Но есть риск, что проверять будут мало, и на тендеры массово побегут банкроты-коррупционеры», – считает Андрей Марусов.
Причем речь не только о нормах, но и о модели, которая может применяться в Украине. Например, в Грузии все тендеры полностью проходят в электронном виде, на одной площадке, за которой ведется контроль со стороны государства. Также участники аукциона имеют достаточно широкие права по оспариванию результатов торгов.
«Директивы ЕС, напротив, предусматривают раздельное размещение госзаказов, а также контроля и обжалования действий заказчика в зависимости от пороговых величин. В Германии, к примеру, тендеры выходят на уровень ЕС, если объем заказа федерального уровня превышает 130 000 евро. Для других заказчиков порог составляет 200 000 евро, для заказов в строительстве – от 5 млн евро. Причем процесс закупок децентрализован», – рассказывает Алексей Стародубов, сооснователь платформы электронных закупок Newtend.
Некий аналог опыта ЕС пытаются внедрить и в Украине, когда заказчик, фактически, один (то есть государство), а площадок, которые предлагают доступ к торгам – несколько. Да и фундамент, по сути, уже готов. Речь о системе ProZorro, начавшей работу еще в начале 2015 года для допороговых торгов, которые не требуют специального законодательного регулирования.
По данным ProZorro, к ее услугам уже прибегали Министерство юстиции, Государственное управление делами и НАЭК «Энергоатом». Кроме того, на сегодня ведутся переговоры о том, чтобы подключить к платформе все предприятия Мининфраструктуры. А общий объем закупок через систему достиг 2,3 млрд гривен.
Кто в ответе?
Однако возникает резонный вопрос о статусе подобного механизма и последствиях его работы. «Наличие нескольких платформ позволяет саботировать торги, срывать госзаказы и ставить национальную безопасность под угрозу. Вместе с тем эффективной системы централизации в Украине достичь очень сложно, поскольку у нас страна в разы больше, чем та же Грузия», – рассуждает Алексей Стародубов.
«На самом деле таких площадок должны быть десятки. Нет монополии. К закупке, которая объявлена государством, будут иметь доступ все платформы, которые подсоединились к системе. И они как раз станут главным промоутером информации, будут заинтересованы в том, чтобы как можно больше таких субъектов подключилось. Это обеспечит высокую конкуренцию», – считает председатель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина.
Кроме того, открытым остается вопрос, по какому критерию будет выбираться победитель тендера. По цене? Но тогда есть риск, что в конкурсе могут участвовать десяток связанных между собой компаний, каждая из которых установит цену по ступеньке. И если одна не сможет справиться с заказом – его автоматически получит вторая, третья, и так по цепочке. В результате чего тендер в любом случае будет непрозрачным, да еще и с угрозой срыва поставок. Что недопустимо в стратегически важных конкурсах Минобороны, или, скажем, Министерства здравоохранения.
Заместитель главы Администрации президента Украины Дмитрий Шимкив, например, предложил передать ProZorro под контроль общественности. «На некоторое время, а затем может быть передана государственным институтам, которые будут реформированы, как это делается сегодня в МЭРТ», – заявил Шимкив. Премьер Яценюк, со своей стороны, настаивает на том, чтобы к госзакупкам более активно привлекался АМКУ. Причем не как инструмент «запугивания», а регулирования конкуретности торгов.
Но в любом случае все эти правила игры нужно четко выписывать на законодательном уровне. Иначе государственный бюджет не увидит тех 50 млрд гривен, которые ежегодно прочит ему Transparency International.
«Главное – централизованная база данных, неограниченный доступ к ней, а также к площадкам и к торгам. А через торговые площадки, в свою очередь, доступ к субъектам хозяйствования. Именно это должно быть основой разработок МЭРТ», – резюмирует Ксения Ляпина.
Павел Харламов
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас