Кто будет контролировать энергетику страны — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кто будет контролировать энергетику страны

Энергетика
320
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг – НКРКЕКП – важная составляющая украинской политики. Этот орган был создан указом президента, но сейчас настало время предоставить комиссии более весомое основание – закон.
Для его принятия все готово.
Один из вариантов – компромисс между ветвями власти, написанный с европейской директивы, второй – документ, который должен сохранить регулятора в орбите влияния президента.
За последние полгода НКРЕКП стала широко известной.
К достижениям регулятора можно отнести повышение тарифов для населения, борьбу с возобновляемой энергетикой и участие в противостоянии Петра Порошенко и Рината Ахметова на энергетическом поле.
Представители ДТЭК настаивают на пересмотре тарифов для тепловой генерации, где компании Ахметова принадлежит более 70% установленной мощности.
Однако НКРЕКП пересматривает тарифы для ТЭС не так быстро, как того хочется тепловикам. При этом регулятор уже дважды повышал тариф для АЭС, по итогам мая могут получить более половины рынка электроэнергии.
Таким образом, НКРЕКП вышла на передний край борьбы с олигополией Ахметова в украинской энергетике. В качестве инструмента регулятор был бы очень кстати в дальнейшей борьбе президента за перераспределение сил в энергетике.
Почему НКРЕКП важна? Комиссия наделена полномочиями установления тарифов для всех видов генерации. Она может действовать по своему усмотрению.
С января 2015 комиссию возглавляет Дмитрий Вовк. До этого, с марта 2013 года, он работал в московском офисе корпорации Roshen, а перед тем – помощником вице-президента по корпоративным финансам в компании “Инвестиционный капитал Украина”.
Полномочия по установлению тарифов – наиболее понятный язык для рынка. Когда 2014 ГП “Энергорынок” стало сложно сводить концы с концами, комитет поставил на паузу пересмотр тарифов для всех видов возобновляемой энергетики. Так потенциальным инвесторам планировалось показать безопасность инвестиций в Украину.
Итак, существует два законопроекта о статусе комиссии. Первый разработал Кабмин совместно с регулятором. Этот документ уже прошел слушания на профильном комитете. К нему подали замечания эксперты и ассоциации. По данным источников, ничто не мешает вынести его на голосование в сессионный зал.
Есть другой законопроект. Считается, что он подготовлен в Администрации президента. Он не проходил через профильный комитет, и далеко не всем понятен его статус. Представители профильных ассоциаций не уверены, какой из этих законопроектов надо рассматривать.
Кто заказывает музыку
Один из ключевых вопросов – полномочия по назначению членов регулятора. В одном документе эти права получает Кабмин, в другом – президент.
В обоих проектах прописаны популярные ныне конкурсы. Только в проекте правительства этот конкурс проводит смешанная комиссия, в состав которой входят по три человека от президента, парламента и правительства, а также два человека от Секретариата энергетического сообщества, а в проекте АП – комиссия при президенте.
В документе, авторство которого приписывают АП, комиссия самостоятельно формирует свою смету. Финансирование деятельности комиссии и ее территориальных органов осуществляется за счет средств общего и специального фондов госбюджета.
Правда, есть нюанс: бюджет должен быть “не ниже плановых поступлений от платы за выданные комиссией лицензии и взносов на регулирование, которые устанавливаются комиссией и уплачиваются субъектами энергетических рынков ежегодно”.
В конкурирующем проекте такой привязки нет. По словам источника ЭП, главной задачей было сделать так, чтобы финансирование было независимым, соответствовало требованиям законодательства, и чтобы Минфин не срезал бюджет регулятора.
Этот акт предусматривает формирование бюджетной совета, где есть представители президента, правительства и Секретариата энергетического сообщества. Они простым большинством принимают проект сметы, который финансируется из государственного бюджета.
Оба документа закрепляют независимость решений НКРЕКП. Они ни с кем не должны соглашаться и не должны нигде регистрироваться.
Президентская десница
В законопроекте АП интересно прописаны полномочия комиссии. Кроме функций надзора, которые в комиссии сейчас, она должна мониторить энергетические рынки. В случае выявления нарушений компаниями регулятор обращается к АМКУ.
То есть формируется связка: НКРЕКПАМКУ. Получается, чтобы использовать комиссию в борьбе с олигархами, необходимо контролировать сразу два органа.
В законопроекте АП эта проблема решена по-другому.
Комиссия “имеет право налагать штрафы на оператора системы передачи в размере до 10% от годового оборота оператора системы передачи, или на вертикально интегрированную хозяйственную организацию – до 10% от годового оборота вертикально интегрированной хозяйственной организации и на других субъектов энергетических рынков”.
То есть НКРЕКП является и регулятором, и антимонопольным органом. Члены комиссии, назначаемые президентом после конкурса при президенте Украины, смогут применять санкции к участникам рынков просто по собственному решению.
Эксперты не берутся прогнозировать, как будут развиваться события вокруг этих законопроектов. По данным источников ЭП, логичнее говорить только об одном из них, потому что только он прошел все этапы рассмотрения и находится в Кабмине.
Нельзя исключать, что НКРЕКП станет частью компромисса между Петром Порошенко и Арсением Яценюком, который в последнее время потерял рейтинг и грядущие местные выборы будут проходить при большем взаимодействии с президентом.
По словам другого источника, проектом также интересуются международные доноры. Урегулирование статуса НКРЕКП является одним из требований в рамках дальнейшей поддержки украинской экономики. К тому же, будущий закон – необходимое условие для прихода в Украину европейских трейдеров газа, которым нужен независимый регулятор.
Что будет дальше? Очевидно, АП приложит максимум усилий для сохранения комиссии в своей орбите. Подчинение ее президенту может выглядеть привлекательным. Основная дилемма власти – действовать, как предшественники, правильно и сбалансировано?
Есть большой соблазн сделать так же, как предыдущая власть. Например, оставить регулятора под личным контролем президента. Оправдать такие шаги борьбой с олигархами легко, и это не потребует больших ресурсов.
Это также соблазнительно с точки зрения медиа-возможностей и желаний окружения, которое не против перераспределить сферы влияния в энергетике. Однако олигархи это уже проходили, поэтому игроки рынка заинтересованы в независимом регуляторе. Правда, строить сбалансированную систему парламента или правительства гораздо сложнее.
Данил Нестеров
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас