Как ритейл попал в сети Антимонопольного комитета


Как ритейл попал в сети Антимонопольного комитета

В конце апреля Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) признал виновными 14 крупнейших торговых сетей и исследовательскую компанию «АСНильсен Юкрейн» в картельном сговоре и обязал их уплатить свыше 203 млн гривен штрафных санкций. Это самый большой штраф в истории украинской розницы и один из крупнейших – в украинской антимонопольной практике. Фигуранты расследования, которым грозит от 78,4 млн гривен («Фоззи-Фуд») до 0,1 млн гривен («Эко») санкций, считают решение неправомерным и оспаривают его в суде. Приемы и методология, примененные Комитетом, по мнению ответчиков, не выдерживают никакой критики, сумма штрафов высчитана некорректно, а само громкое дело «раздувается» и.о. председателя АМКУ Николаем Барашем, желающим занять пост главы ведомства – до сих пор вакантный.

Ему есть что ответить.

Антимонопольный комитет мог принять решение по этому делу еще осенью 2013 года. Тогда были подведены предварительные итоги расследования, которые установили факт согласованных действий между торговыми сетями. Но Комитет решил не спешить с окончательным решением, дав возможность ответчикам ознакомиться с материалами дела, предоставить свои доводы и устранить нарушения. Фактически АМКУ пошел навстречу ритейлерам, сделал все возможное, чтобы дать им объясниться.

К сожалению, все наши попытки получить информацию, которая могла бы существенно скорректировать или изменить выводы расследования, успехом не увенчались.

Украинский розничный рынок имеет конкурентную структуру. В таких условиях должно происходить, по меньшей мере, снижение цен, повышение качества и стимулирование производства.

Но произошло обратное. В 2012 году, когда по всей стране цены на потребительские товары снижались, в Киеве они продолжали расти. За период расследования (2013 год к базовому 2010-му) цены по всей стране выросли на 66,9%, тогда как доходы населения – всего на 38,9%, и, соответственно, возросли расходы на приобретение товаров и услуг на 50%. Такие изменения не могут происходить на конкурентном рынке.

Не поддается четкому объяснению ситуация с ценообразованием. Сегодня средняя торговая надбавка ритейлеров должна составлять 15-16%, но в реальности она в три раза больше.

Опасная информация

Анализ ситуации показал существование между сетями информационного обмена – как в формализованном, так и в неформализованном виде. Это так называемая схема Hub&Spoke (ступица-спица), всем известная система картелей, которая была применена на Западе.

Комитет прекрасно понимает, что без обмена информацией конкуренции на рынке не бывает. Но она должна предоставляться адекватно. Неравномерность распределения рыночной информации стимулирует ограничение конкуренции. Доказано, что если между субъектами есть существенная разница в осведомленности, то у них возникает рыночная власть, даже на формально конкурентном рынке. Я убежден, что этот эффект имел место при обмене данными в ритейле.

Ни одна из торговых сетей не предоставила информации, которая бы свидетельствовала о наличии собственного мониторинга ситуации на рынке в необходимых объемах.

Фактически до момента оглашения результатов расследования в стране существовал огромный автоматизированный механизм сбора информации. Эта информация обновлялась, по меньшей мере, еженедельно. По данным АМКУ, сведения о деятельности торговых сетей поступали на сервера, находящиеся за пределами страны, на Кипре и в Индии. Комитет смог установить только данные, которыми обменивались на территории Украины.

Отдельно хочется сказать о бедственном положении поставщиков, которым навязывают дополнительные услуги без надлежащего обоснования их содержания и стоимости таких услуг. Поставщики вынуждены платить немалые средства в пользу торговых сетей, как правило, в процентном соотношении к стоимости поставленного товара. Таким образом, чем больше стоимость поставленных товаров, тем больше доход сети. Объем таких допуслуг, который заложен в цену, в два раза больше, чем торговая наценка.

В договорах сетей мы обнаружили следующее требование: не торговать с конкурентами по ценам, отличным от тех, что зафиксированы в контракте. Если поставщик не выполняет такие условия, он обязан оплатить убытки. То есть, если цена изменилась, и она отличается в сети от стоимости товара у конкурента и из-за этого упадут продажи, за это поставщик несет материальную ответственность.

Сегодня стали появляться вопросы об адекватности суммы наложенных санкций в нынешней непростой экономической ситуации. Не приведет ли такая мера к банкротству? Или наоборот – могут ли торговые сети избежать материальной ответственности?

Что касается возможной коррекции штрафов, то в рамках антимонопольного законодательства невозможно пересмотреть размер штрафов, если не будут выявлены новые обстоятельства в деле. При наложении санкций по отношению к субъектам, которые получали до 20 млрд гривен дополнительных доходов, штраф в 200 млн гривен, убежден, не приведет к банкротству той или иной сети.

Попытки обанкротить предприятие не избавят от материальной ответственности. Штраф определен не для запугивания участников рынка или других субъектов хозяйствования, а для того, чтобы стимулировать работу по рыночным конкурентным условиям.

Не переключайтесь

Сегодня есть достаточно оснований для вынесения решений по другим делам, по которым Комитетом ведется расследование. Через две недели ведомство рассчитывает принять решение относительно злоупотреблений операторами автозаправочных станций (АЗС) монопольным положением на рынке розничной торговли нефтепродуктами.

Интересные вещи происходят на рынке торговли алкоголем. В рамках исследования, которое проводит АМКУ, закуплено 103 образца вина, из которых 46 – умышленно фальсифицированы.

На завершающей стадии находится расследование относительно нарушений законодательства на рынке розничной торговли лекарственными средствами. АМКУ исследует всю цепочку – начиная с импортеров и заканчивая аптеками. Есть интересные результаты, которые показали завышение цен на 30-60%.

Также Комитет взялся анализировать ситуацию на рынке стройматериалов, в частности, деятельности сети гипермаркетов стройматериалов и товаров для дома «Эпицентр К». Тут существуют проблемы с завышением товарных границ рынка.

Есть также идея возобновить расследование на авторынке, начать исследования рынка бытовой и электронной техники. В обоих сегментах есть проблемы с ценообразованием и ассортиментом продукции.

Николай Бараш

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Криминал
Все, что мы знаем про:АМКУ
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua