Миллиарды под градусом: как сократить оплату за тепло — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Миллиарды под градусом: как сократить оплату за тепло

Энергетика
868
Экспертные выводы относительно подорожания услуг ЖКХ для населения откладываются на неопределенное время. Рабочая группа ВР по вопросам обоснованности повышения цен и тарифов на энергоносители и коммунальные услуги не сможет сделать никаких заключений к 7 мая, как это планировалось ранее. Официально заявленная причина – нехватка некоторых базовых документов.
Однако на заседании 30 апреля оказалось, что нужны дополнительные данные от НАК «Нафтогаз Украины», НКРЭКУ и Министерства регионального развития и ЖКХ, так как буквально накануне заседания группы правительство внесло изменения в ряд действующих нормативов.
По подсчетам правительства, после апрельского повышения тарифов на коммунальные услуги количество семей, которым понадобится субсидия, возрастет с нынешних 1,2 млн до 3 млн, а объем бюджетных расходов составит 24,5 млрд гривен – в то время как в 2014 году на эти цели было направлено всего 350 млн гривен.
Волевым решением
В 2015 году, согласно прогнозному балансу, на нужды населения планируется направить 12,8 млрд кубометров газа. Это всего лишь на 200 млн «кубов» меньше, чем в 2014 году. Практически все частные дома, на которые приходится 93% потребления, уже давно имеют счетчики газа. Остальные 7% – порядка 2,2-2,4 млн домохозяйств, где пользуются только газовыми плитами. Как правило, в таких квартирах счетчиков нет. И облгазы имеют возможность списывать на них завышенные объемы потребления.
Это уже второе снижение норм за последние 9 месяцев. 6 августа 2014 года Кабмин пересматривал нормы потребления газа домохозяйствами без приборов учета, уменьшив их в среднем в 1,5-2 раза. С 9,8 куб. м/чел. до 6 куб. м/чел.; с 18,3 куб. м/чел. до 9 куб. м/чел.; и с 23,6 куб. м/чел. до 18 куб. м/чел. соответственно. Облгазы тогда высказывали недовольство, что и августовские нормы на 25% ниже, чем реальное потребление.
Однако вчера премьер объяснил решение Кабмина тем, что оно простимулирует газоснабжающие компании завершить установку счетчиков у всех потребителей. Особенно учитывая тот факт, что тарифы на газ выросли почти в 6 раз – до 7188 гривен за 1000 кубов, и облгазы сами заинтересованы в тотальном учете.
Гораздо сложнее будет с нормативами потребления тепла. Их нельзя уменьшить решением Кабмина – они завязаны на строительных нормах, климатических условиях, и на них базируется методология расчета тарифов. Этим данным уже 30 лет, они содержатся в документе, который называется КТМ-204 «Нормы и указания по нормированию затрат топлива и тепловой энергии на отопление жилых и общественных зданий».
«Среднегодовые затраты тепла на отопление по регионам Украины разные. Нормативный документ был утвержден Госжилкоммунхозом 14 декабря 1993 года. И, насколько я знаю, это были нормы еще Советского Союза, утвержденные в 1986 году. Тогда была проведена колоссальная работа по всему Союзу, – рассказывает Руслан Машляковский, член НКРЭКУ. – Во времена независимости наши чиновники просто вычленили данные по территории Украины, и без всякой актуализации перенесли в КТМ – основной технический документ, которым и сегодня пользуются все органы местного управления для установления тарифов на тепло и горячую воду».
И снова 10 лет борьбы
Еще 10 апреля комиссия направила два официальных письма – одно в Кабинет министров, второе – непосредственно в Министерство регионального строительства и ЖКХ. В них содержится просьба поручить соответствующим органам рассмотреть вопрос возможной актуализации нормативов КТМ. За прошедшие 30 лет климатические показатели очень сильно изменились по всей стране – глобальное потепление внесло свои коррективы.
«Сколько потребуется времени на пересмотр норм КТМ, мне сложно сказать. Даже представитель института Александр Сигал не дал нам четкого ответа. Хотелось бы оперативно, но, сколько это оперативно – месяц, год, 10 лет – я не могу сказать. Сам документ КТМ – несколько сот страниц, – поясняет Руслан Машляковский. – Возможно, как один из вариантов это актуализация климатических показателей. А также внесение в документ норм по тем домам, которые были построены после 1986 года. Запрос на предоставление климатических данных за последние 20 лет мы также направили в Гидрометцентр Украины».
Впервые на проблему методологии при расчете тарифов на тепло обратил внимание Луганский общественный комитет защиты прав человека в 2006 году. Тогда тарифы на тепло тоже резко повысились. Например, в Луганске тариф возрос с 2,8 гривны за 1 кв. м до 4,56 гривны. «Нам пришлось через суд получать расчетную бухгалтерию по тарифам, потому что обычным путем простым смертным эти документы получить не удавалось. Когда мы получили документы и провели бухгалтерскую экспертизу, нам многое стало ясно. Это был стимул для более глубокого и серьезного изучения этой проблемы», – вспоминает Николай Козырев, глава организации.
Норматив и деньги
Специалисты Общественного комитета обнаружили, что среднегодовые температуры для украинских городов почему-то почти соответствовали среднегодовым температурам городов Крайнего Севера. К тому же был необоснованно увеличен период отопительного сезона. Чем ниже температура, тем больше топлива необходимо, чтобы обеспечить подогрев воды для подачи в теплоцентрали. Учитывая, что в тарифе почти 80% затрат приходится на топливо – это большое поле для манипуляций. Период отопления – тоже лишние затраты на оплату услуги, которая по факту не предоставляется.
«Сейчас, когда тарифы опять резко повысились, я подсчитал все по новым климатическим условиям, ведь прошел отопительный сезон – и у нас опять зима гораздо теплее, чем заложена при расчете тарифа. В старом нормативе на затраты тепла на 1 кв. м заложено «- 1,1» градуса, а в прошедшем отопительном сезоне средняя температура у нас была «+ 1,5» градуса, – делится наблюдениями Николай Козырев. – Грубый подсчет по упрощенной методике показал, что в Киеве с каждого квадратного метра в этом году с апреля месяца начнут брать лишние 43 гривны в год. Если у вас 60 квадратов, то за следующий отопительный период с вас возьмут 2580 гривен лишних».
Только по Киеву лишние 43 гривны с квадратного метра принесут теплоснабжающей компании дополнительные 3,182 млрд гривен в год. Поэтому монополисты-теплопоставщики, очевидно, будут не особо заинтересованы в том, чтобы что-то менять в методологии. В данном случае, по мнению Козырева, научное обоснование тарифа подменяется экономическим обоснованием. Тариф на сегодня – не экономическая категория, а «поквартирная феодальная подать».
Контроль и учет
Помимо устаревшей методологии формирования тарифов, бьет по потребителю и невозможность увидеть реальные показатели потребленного тепла. Обеспеченность теплосчетчиками жилого фонда Украины составляет в среднем всего 40%. При этом только в Киеве разница в оплате тепла в одинаковых квартирах в доме со счетчиком и без такового – более 100 гривен.
«Постановление Марчука не одно такое. Была даже программа [предусматривающая] до 2000 года везде установить счетчики, еще были какие-то программы – но их так никто и не финансировал, – поясняет ситуацию Арсентий Блащук, президент Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго». – На сегодня законодательством предусмотрено, что счетчики устанавливает собственник жилья, то есть дома сами должны это сделать. Нацкомиссия говорит, что внесет в инвестиционную программу стоимость счетчиков, и обяжет тепловиков их ставить. Ну, если будут средства на установку, то тепловики могут их смонтировать».
Что касается пересмотра методологии формирования тарифа, то Блащук не видит в этом особых проблем: тарифы устанавливает НКРЭКУ. «Как она посчитает – так и будем работать», – говорит он.
Сегодня нацрегулятор уже вносит в инвестпрограммы своих лицензиатов по теплу обязательства относительно установки счетчиков тепла. Это одно из требований МВФ – создать систему полного учета и контроля. Но сколько времени понадобится, чтобы обеспечить 100% потребителей теплосчетчиками, сказать сложно. Всего в Украине насчитывается порядка 350 компаний, предоставляющих услуги теплопоставок. 220 из них являются лицензиатами НКРЭКУ, остальные – входят в сферу компетенции местных органов власти. Возможно, власть на местах возьмет затраты по установке теплосчетчиков на себя.
Например, ПАО «Киевэнерго» обязалось до конца 2015 года поставить 3000 домовых счетчиков, еще 1000 установят за счет города. Если план будет выполнен, то обеспеченность Киева теплосчетчиками составит 70%. Еще порядка 1000 домов не имеют технических условий для установки теплосчетчиков. Как быть с ними, в компании еще не решили.
Это уже не первая попытка народных избранников как-то упорядочить тарифы – по крайней мере, на тепло. Еще в 2013 году Николай Козырев предложил проект изменений в законодательство, которым коммунальщиков обязывают делать перерасчет платежей по критерию климатических условий. Подобная практика существует во многих странах мира.
Проект изменений был согласован с профильным комитетом ВР по вопросам строительства, жилкомхозяйства и региональной политики Спиридона Килинкарова. Затем был направлен правительству, а оттуда за подписью вице-премьера Александра Вилкула – в Минрегион. В министерстве пообещали «дополнительно изучить материалы и сообщить позже». И вот уже при новой власти пришло точно такое же письмо.
Теперь осталось только пронаблюдать, какую тактику предпримет депутатская рабочая группа, чтобы ускорить процесс пересмотра тарифов.
Инна Коваль
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас