Лишь бы не было борьбы. Между Порошенко и Яценюком все сильнее разгорается скрытый конфликт — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Лишь бы не было борьбы. Между Порошенко и Яценюком все сильнее разгорается скрытый конфликт

Мир
4272
Скрытый конфликт между президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком разгорается все сильнее. Но открытого противостояния во власти не будет — к миру стороны принудит война и позиция западных доноров.
В последнее время жизнь дает премьер-министру Арсению Яценюку все меньше поводов для радости. Так, недавний опрос Киевского международного института социологии показал: премьерская политсила, на последних выборах набравшая больше всех голосов среди партий — 22,1 , теперь имеет рейтинг на уровне 4 .
Проблемы не только в уровне народной поддержки. В Cтрастную пятницу, 10 апреля, парламент проголосовал за создание рабочей группы по расследованию коррупции в Кабмине. О ней говорили уже несколько недель — с тех пор, как отправленный в отставку глава Госфининспекции Николай Гордиенко обвинил правительство и лично Яценюка в том, что они возглавили коррупцию в стране и нанесли государству убытки на 3,5 млрд грн.
Симптоматично, что одним из инициаторов расследования по заявлениям Гордиенко стал Сергей Каплин, представитель пропрезидентского Блока Петра Порошенко (БПП). Депутат даже ратует за отставку премьера.
“Отставка Яценюка не приведет к развалу коалиции. В том же Народном фронте есть люди, которые достойны быть премьером в десять раз больше, чем Яценюк”,— говорит НВ Каплин.
То, что премьера атакуют с президентского фланга, заставило ряд депутатов и экспертов говорить о скрытом конфликте между главами государства и правительства. Порошенко, мол, выгодно ослабить премьера.
Кроме того, у президента, по словам источников НВ в его окружении, недовольны тем, что Кабмин крайне нерешителен в проведении реформ. А Яценюк подыгрывает некоторым олигархам. Об этом, в частности, заявляет нардеп БПП Сергей Лещенко.
Сам премьер в интервью телеканалу ICTV опроверг слухи о каком‑либо противостоянии с Порошенко. “Никакой трещины между президентом и премьером нет. Последние события в стране показали, что мы идем единой командой”,—заверил Яценюк.
И все же разногласия между президентом и премьером существуют и проявляются — например, в энергетическом секторе, говорит Лещенко.
Спорные кадры
Все началось прошлой осенью, когда у Яценюка и его команды была эйфория по поводу выигранных по партийным спискам парламентских выборов, вспоминает политолог Владимир Фесенко. Именно тогда всплыл кадровый вопрос — премьер заставил главу государства пойти на уступки. Порошенко желал видеть премьером Владимира Гройсмана, в итоге ставшего спикером, но пост получил формальный победитель выборов.
Вопрос главного кресла в Кабмине решился, но напряжение осталось, говорит эксперт.
“Каждый из них [Порошенко и Яценюк] — авторитарного рода правитель. И хочет персонально контролировать происходящее в стране”, — продолжает мысль политолога Борислав Береза, внефракционный депутат и замглавы комитета Верховной рады по вопросам противодействия коррупции. Он также выступал за создание временной следственной комиссии для проверки фактов коррупции в Кабмине Яценюка, озвученных Гордиенко.
Нардеп считает, что в любом случае нужно разобраться в этом вопросе и огласить результаты. При этом отстранять Яценюка от должности на этот период необязательно.
Борьба за контроль над ключевыми портфелями продолжается на других фронтах. Так, в период валютных колебаний премьер публично выражал недовольство работой главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, которую поддерживает президент. А депутаты Народного фронта (НФ) подключились к сбору подписей в парламенте за ее отставку.
Команда президента в долгу не осталась. “Долгое время раздражающим фактором [для президента и его окружения] был Игорь Коломойский — уж слишком откровенно НФ ему симпатизировал”,— говорит политтехнолог Тарас Березовец.
После отставки Коломойского с поста губернатора стороны переключились на борьбу в другой точке — вокруг кресла министра энергетики и угольной промышленности.
В нынешнем правительстве этот портфель по квоте БПП получил Владимир Демчишин. Премьер же пытается избавиться от данного чиновника. По словам источников НВ, дело дошло до того, что Яценюк отказался подписывать постановление о назначении двух заместителей министра, отобранных им лично. Сам глава Минэнерго не прокомментировал НВ эту ситуацию.
В президентской команде считают, что в энергетической сфере премьер подыгрывает миллиардеру Ринату Ахметову. Например, с помощью руководителя госпредприятия Энергорынок Юрия Гнатюка. Лещенко рассказывает, что эта структура в феврале 2015‑го по решению суда перевела 500 млн грн в зону АТО за использованную электроэнергию.
Из них 300 млн грн предназначалось для одной из энергоструктур Ахметова — ДТЭК Востокэнерго. При этом тогда уже действовало постановление СНБО, запрещающее подобные операции. Руководство Энергорынка не оспорило решения, и лишь после того, как Лещенко обнародовал эти факты, операцию заблокировали. Нардеп подчеркивает: так как Гнатюк был назначен Кабмином — поднять вопрос о его отставке — в компетенции премьера . Но увольнять руководителя Энергорынка пока никто не собирается.
Есть и еще одно сомнительное обстоятельство, связанное с данным предприятием. В феврале компания Днепрооблэнерго, также входящая в энергетический холдинг Ахметова, по решению суда должна была выплатить Энергорынку 1 млрд грн задолженности за полученную электроэнергию.
Днепрооблэнерго оспорило это решение и добилось того, что задолженность может быть погашена в течение полутора лет. Энергорынок почему‑то не подал апелляцию и молча согласился с этим, рассказываетЛещенко.
У стороны премьера хватает своих претензий. Депутат от НФ Сергей Высоцкий напоминает историю подписания контракта между подконтрольной Минэнерго госкомпанией Укринтерэнерго и российским монополистом на рынке электроэнергии — Интер РАО — по поставкам электричества из РФ.
“Государство потеряло 100 млн грн на этом контракте”,— считает парламентарий.
Яценюк письменно потребовал от Демчишина объяснений. Например, почему РФ может в одностороннем порядке повышать стоимость электроэнергии, в то время как цена на электроэнергию в Крым должна оставаться фиксированной. Министр ответил своему формальному руководителю публично, заявив на пресс-конференции, что на самом деле этот контракт выгоден.
Противостояние может разгореться с новой силой, ведь теперь Демчишин объявил о “деолигархизации” отрасли. Хотя, по словам Высоцкого, именно при нынешнем министре в энергокомпаниях стали появляться люди, связанные с российским олигархом Константином Григоришиным.
Молчат и терпят
Пока битва президента и премьера не выходит за рамки локальных столкновений, в которых главные игроки предпочитают публично не дискутировать друг с другом.
А их соратники больше говорят о наличии третьих сил, заинтересованных в расколе коалиции. Так, в лагере Яценюка в создании следственной комиссии по проверке обвинений экс-главы Госфинуслуг увидели руку Сергея Левочкина, бывшего главы Администрации президента времен Виктора Януковича и бизнес-партнера миллиардера Дмитрия Фирташа.
“Кто‑то хочет привести коалицию к развалу. Это прямой путь к досрочным выборам. Они выгодны Левочкину и недобитым регионалам [Оппозиционному блоку, в который входит Левочкин], надеющимся на реванш”,— считает Высоцкий.
В ответ опрошенные НВ депутаты БПП говорили о том, что история с проверкой Яценюка — это отнюдь не травля со стороны Порошенко. А Каплин, мол, хоть и представляет пропрезидентский блок, на самом деле человек Левочкина.
Сам этот парламентарий назвал свои действия “личной позицией”.
Настоящей президентско-премьерской войны в ближайшее время не будет, убежден политтехнолог Березовец. По крайней мере, до осени — времени проведения местных выборов и принятия изменений в Конституцию, позволяющих запустить децентрализацию.
Примерно о том же заявляет и политолог Фесенко. Мол, Порошенко прекрасно понимает, что смена руководства правительства может привести к дестабилизации политической и социальной ситуации в стране.
Да и премьер, по мнению эксперта, чувствует собственную уязвимость и пытается нейтрализовать критику в свой адрес. Например, с помощью борьбы с коррупцией. Стоит лишь вспомнить показательные аресты взяточников во время заседания Кабмина.
“Яценюк прекрасно понимает, что сейчас не время вести войну с президентом. Стабильность превыше всего”,— объясняет Фесенко. О необходимости мирного сосуществования главе Кабмина постоянно напоминает война — но не в кабинетах, а на реальном фронте.
Кристина Бердинских
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас