Рынок газа заработает не завтра


Рынок газа заработает не завтра

Верховная Рада приняла закон “О рынке газа”. Это событие было воспринято с энтузиазмом и даже усилило борьбу с олигархами.

Однако принятие документа не означает наступления рынка. Впереди – скучный путь подготовки нормативно-правовых актов и их имплементации.

Принятый закон в значительной степени является выполнением требований секретариата Европейского энергетического сообщества. В нем прописано много вещей, которые декларируются на “круглых столах” и конференциях уже много лет.

Это разграничение функций газоснабжения, транспортировки и газораспределения. Это требование сделать так, чтобы владельцы облгазов, крупнейшим из которых является Дмитрий Фирташ, платили за пользование государственной “трубой”. Это определение статуса операторов ГТС, ПХГ и регулятора.

Впрочем, закон слишком общий. Для реальных изменений правительству необходимо принять немало постановлений. “Это базовый закон. Далее следует следить за разработкой подзаконных актов”, – говорит президент центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.

По его словам, предыдущий закон тоже был замечательным и отвечал Второму энергопакету, но его имплементация была не лучшей.

“Реализация документа застряла на уровне нормативно-правовых актов. Они не были приняты в полном объеме, а приняты – не имели практической реализации. Например, принцип свободного доступа к трубопроводных мощностей”, – говорит Гончар.

Эксперты опасаются, что правительственные постановления могут сохранить привилегированное положение финансово-промышленных групп. Это возможно негативный аспект.

Зато игроков рынка могут обязать раскрывать конечных бенефициаров, тарифы будут формироваться прозрачно и беспристрастно, состоится разграничение добычи, транспортировки и продажи газа.

Есть также шансы, что тарифы на транспортировку топлива по ГТС и ГРС будут прозрачными и будут формироваться на недискриминационной основе. Что исчезнут все “антикризисные” постановления приказам покупать газ только у “Нафтогаза”.

Новый закон содержит много ссылок на несуществующие документы, например, на кодексы оператора ГТС, ГРС, ПХГ. Какой статус они будут иметь: обычного нормативного акта или меморандума национального единства?

Важной будет роль регулятора и АМКУ. Их действия должны быть незаангажированными и направленными на защиту прописанной в законе модели идеального рынка.

Если АМКУ и дальше не будет видеть монополий, концентрации значительных долей рынка, связанности юридических лиц и действовать в привычно-бессознательном стиле, то законы и кодексы останутся хорошими декларативными документами.

Для потребителей изменения возможны, хотя и не скоро. Для них выбор поставщика газа должен упроститься к интриге с выбором пиццы. Впрочем, поставщик должен получить возможность доставлять товар до потребителя. Здесь возможны конфликты.

Газ идет к потребителю через газораспределительные сети, которыми до сих пор пользовались облгазы. Принятый закон запрещает частным компаниям пользоваться ими на правах хозяйственного ведения, как это было сделано при Януковиче. Поэтому сейчас начнется новый круг борьбы за контроль над этими сетями.

С одной стороны, облгазы будут вынуждены брать эти сети в аренду или концессию и требовать повысить тарифы на газ из-за особенностей регулирования.

С другой – будут предприимчивые люди, которые под лозунгами евроинтеграции и движения в Европу попытаются “встроить” свои интересы в контроль над ГРМ. Собственно, это, похоже, и станет первым испытанием на пути имплементации закона в жизнь. Существовать также проблемы естественных монополий, поддерживаемых государством.

“Особого оптимизма среди участников рынка пока не ощущается.“Нафтогаз”- единственный импортер, хранитель и покупатель газа внутренней добычи. Монополист на всех этапах движения топлива. К реальному рынку еще далеко”, – отмечает аналитик консалтинговой компании Newfolk Геннадий Кобаль.

В европейских странах все происходило так же: сначала принималась базовая директива, а за ней “подтягивались” нормативно-правовые документы на государственном и корпоративном уровнях. Правда, европейцы потратили на это шесть лет. В Украине же закон “О рынке газа” вступит в силу уже в октябре.

Здесь будет своя специфика имплементации положений энергетический пакетов. Как отмечают эксперты, в Украине еще полностью не имплементирован второй энергопакет, например, свободный доступ к трубопроводам. То есть параллельно внедряться нормы второго и третьего энергопакетов.

Эксперты считают, что, несмотря на принятие вполне качественного закона, на стадии разработки и принятия подзаконных актов на сектор ждет много интересного.

Аналитики подчеркивают, что помимо законодательного каркаса и инфраструктуры для существования рынка необходимо иметь еще и сам ресурс.

“О реализации принятого документа можно будет говорить после прихода рынок компаний, которые будут иметь ресурс и смогут конкурировать с “Нафтогазом”. Все любят повторять, что потребители должны выбирать поставщика. Однако поставщик должен иметь газ”, – напоминает Кобаль.

По его мнению, этим ресурсом может стать не импортный, а украинский газ. “Если тарифная политика даст эффект, то потребление населением сократится. Тогда “Укргаздобыча” получит избыточные объемы топлива, которое оно сможет реализовать через трейдер, который оперирует этим ресурсом”, – говорит Гончар.

К тому же, последние полгода правительство ограничивало импортеров и предприятия, обязывая их покупать газ у “Нафтогаза”. Частные компании не могли продавать топливо. Они искали покупателей и продавали его со скидкой до 1 тыс грн, а налоги платили без учета скидки, отмечает эксперт.

По мнению Гончара, монопольное положение “Нафтогаза” обусловлено мерами по его спасению. По мере того, как его финансовое положение будет улучшаться, это преференция будет отменена, или другие игроки получат такие же возможности.

Возможность выбора поставщика газа после имплементации нового закона должны получить на только промышленные потребители, но и обычные граждане. В идеале этот выбор должен напоминать избрания клиентом интернет-провайдера.

Сопротивление изменениям со стороны частных компаний будет отчаянным, а воплощение закона в жизнь – непростым. Это должен быть целостный пакет: рынок газа и электроэнергии, национальный регулятор, антимонопольное регулирование, убежден Гончар.

“Фирташ и Ахметов будут отрицать существование собственных монополий. Будет много работы относительно правового обоснования и ликвидации монополизма частных игроков”, – прогнозирует эксперт.

Все просто уже сейчас. В частности, в части лишения частных компаний возможности пользования газораспределительными системами на правах хозяйственного ведения. Похоже, правительства имеет все шансы открыть второй фронт с Фирташем.

Не исключено, что эти выяснения отношений будут подняты на знамена борьбы с олигархами накануне местных выборов.

Данил Нестеров

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Энергетика
Все, что мы знаем про:АМКУ Верховная Рада
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua