Бургер в кризисе: почему гиганты фаст-фуда теряют клиентов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бургер в кризисе: почему гиганты фаст-фуда теряют клиентов

Фондовый рынок
2990
Все крупнейшие американские сети быстрого питания попали в одну и ту же историю. Они соревнуются с новыми конкурентами, оттоком клиентов и все более популярным трендом здорового питания. Фаст-фуд был и остается миллиардным бизнесом в США. Ежегодно американцы тратят больше 100 млрд долларов на бургеры, картофель фри и другую подобную пищу. Но теперь не только крупные сети ресторанов быстрого питания получают выгоду от гастрономических привычек американцев. На улицах Нью-Йорка можно услышать новые названия: “Моим фаворитом является Chipotle, – говорит 19-летняя Таниша. – У меня ощущение, что еда там гораздо здоровее”. Также 18-летние Джада и Неойли являются фанатами мексиканского фаст-фуда. Их подруга Тиа, наоборот, сторонник новичка рынка бургеров: “Я обожаю Shake Shack! Картофель фри там просто вкуснейший”. Но все четверо едины в том, что они не любят – McDonald’
McDonald’s уже не возбуждает аппетита
Все больше американцев, кажется, теряют аппетит на Биг-Маки, Чикен МакНагетсы и другие фирменные блюда сети. Так, в январе этого года McDonald’s в пятый раз подряд сообщил об уменьшении продаж. И хотя в последнем квартале 2014 оборот предприятия достиг около 6,6 миллиарда долларов, по сравнению с предыдущим годом эта сумма получилась на семь процентов меньше. По итогам всего года оборот уменьшился на два процента – до 27,4 миллиарда долларов.
Сети-конкуренты Wendy’s и Burger King вместо выглядят довольно уверенно. Их оборот в 2014 году вырос более чем два процента. Но и они были вынуждены бороться это с помощью рекламных акций, новинок меню и продажи своих филиалов во франшизу.
До этого остановить историю успеха американского фаст-фуд-гиганта было просто невозможно. Братья Ричард “Дик” и Морис “Мак” МакДональд переехали в конце двадцатых годов прошлого века из провинциального Нью-Гемпшира в Калифорнию, чтобы поискать своего счастья как предприниматели. 1948 г. они открыли успешный ресторан быстрого питания, где еду можно было заказать, не выходя из автомобиля. Бизнес братьев так поразил представителя Milchshake Рея Крока, что он выкупил у них права на торговую марку, чтобы ввести революционный концепт фаст-фуда по всей Америке. 60 лет назад, 15 апреля 1955, Крок открыл первый филиал корпорации McDonald’s в пригороде Чикаго Дес-Плейнсе.
Kentucky Fried Chicken, Burger King, Taco Bell и Wendy’s следовали этому примеру в течение следующих десятилетий. Американец Эрик Шлоссер в своей изданной в 2001 году книге “Нация фаст-фуда” вспоминает об исследовании, согласно которому 96 процентов американских школьников хорошо знают клоуна Рональда МакДональда, что является фирменным талисманом компании. Единственным персонажем, которого вспоминали чаще, был Санта-Клаус.
Выбор фаст-фуда как конфликт поколений.
Впрочем, сегодня бывшие революционеры отрасли быстрого питания топчутся на месте. И хотя McDonald’s из 36 тысячами филиалов по всему миру остается бесспорным гигантом отрасли, его имидж рассыпается на глазах, а клиенты отворачиваются. В частности в пользу меньших сетей, которые имеют ауру качества, стоящую своих денег. Так, Shake Shack обольщает посетителей с помощью мяса, произведенного без применения гормонов, и отборочных ингредиентов. В 2000 году это была маленькая закусочная на колесах в Нью-Йорке. Через пять лет филиалы компании появились по всей стране. В начале этого года сеть ресторанов стала успешным биржевым новичком. В первый день торгов начальная стоимость одной акции в 21 доллар выросла на 123 процента до 47 долларов.
“Несомненно, что мы наблюдаем движение в направлении более здорового питания”, – говорит Мэрион Нестле, диетолог Университета Нью-Йорке. Речь идет о поколении в возрасте до 30 лет – людей, даже в США очень хотят знать, что именно содержится в их пище, и откуда она происходит. “Особенно молодые люди считаются с тем, какие продукты они потребляют, и как их готовят”, – говорит она. Это, по словам Нестле, является трендом, который ежегодно растет.
McDonald’s и кризис идентичности
В любом случае, если речь идет о содержании калорий и жиров, то McDonald’s выглядит довольно неплохо. Так, Биг-Мак и картофель фри вместе содержат около 870 калорий. Подобный заказ в Shake Shack предусматривать уже 960 калорий. По-настоящему калорийная пища в мексиканском Chipotle, что также является сетью, которая пытается привлечь клиентов “здоровым” подходом к еде. Заказав буррито с картофелем фри, нужно хорошо подумать, на что потратить 1350 калорий, которые принесет такой обед.
“Да, Chipotle очень калорийный”, – подтверждает Джо Бастианич, владелец многих звездных американских ресторанов во время телевизионного интервью на телеканале CNBC. Но речь идет больше о качестве пищи, а не о количестве калорий. Не стоит забывать, говорит Бастианич, что для каждого вида фаст-фуда есть свои клиенты. Не каждый учитывает биологические и экологические аспекты. McDonald’s и подобные ему сети должны решить, при каких клиентов они готовы длительно бороться “. И хотя и в McDonald’s на выбор предлагают также салаты и роллы, попытка перейти к более качественному и сбалансированного ассортименту по-настоящему не удалась.
Потребовалось два года, чтобы McDonald’s смог удостовериться в том, что в филиалах по всему миру достаточно огурцов для изготовления макрол. Дорогой Ангус-Делюкс-Бургер, состоявший из 100 процентов высококачественной говядины, провалился в продаже, а также переход на производство куриного мяса без применения антибиотиков завершится не ранее, чем через два года. Также фильм “Двойная порция” добавил свой вклад в закрепление имиджа пищи для толстяков. В документальной ленте 2004 говорится о фаст-фуд который приводит к постоянному росту количества больных ожирением в США.
Неуверенный ответ
В последние годы критика сыпалась на гигантов индустрии фаст-фуда и по другой причине – заработная плата персонала слишком мала.
Тот, кто в Соединенных Штатах слышит словосочетание “низкая зарплата”, сразу вспоминает о супермаркетах Walmart и сети быстрого питания. Поэтому McDonald’s был вынужден пойти на уступки, объявив перед Пасхой об увеличении оплаты труда и дополнительные бонусы для сотрудников 1500 американских ресторанов, которыми эта фирма напрямую владеет. Пойдут на такие шаги владельцы франшизы, пока неизвестно. Вскоре завтраки будут предлагаться дольше в течение дня, а в некоторых отдельных ресторанах даже работать официанты.
Похоже на попытку улучшить “подмоченную” репутацию? По словам эксперта Ванессы Вонг, это также надо делать последовательно и ответственно, чтобы правдоподобно донести новый подход к сознанию клиентов. Вонг много пишет об индустрии питания для агентства новостей Bloomberg. “McDonald’s есть повсюду. Это одна из самых больших преимуществ сети”, – говорит Вонг. Правда, именно такая вездесущность затрудняет попытки что-то менять.
Джесика Волкер, Александр Голубов
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас