Почему система налогообложения в Украине должна стать лучше, чем во всем мире — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему система налогообложения в Украине должна стать лучше, чем во всем мире

Казна и Политика
721
Сегодня правительство (снова) разрабатывает налоговую реформу. Однако создается впечатление, что общего видения этих изменений у него пока нет, или же его держат в секрете. По мнению исследователя Киевской школы экономики Илоны Сологуб, чтобы привлечь как иностранные, так и внутренние инвестиции, налоговая система Украины должна быть хотя бы немного лучше, чем в других странах.
Если брать во внимание, что «идеальной» налоговой системы не существует, какая же система нужна Украине? Мой ответ − немного лучше, чем налоговые системы соседних стран. Помните старый анекдот: два зайца убегают от волка, и один говорит другому: «Ты все равно не сможешь бежать быстрее волка». − «Мне не нужно бежать быстрее волка, мне надо бежать быстрее тебя».
Сегодня, когда иностранные компании уходят из России, возникает естественный вопрос: почему бы не привлечь этот капитал в Украину? Из этого следует еще один вопрос: почему иностранные компании хотели бы инвестировать в Украину, в чем ее конкурентное преимущество перед соседними государствами? Первое, что приходит в голову, это заработная плата. Украинская рабочая сила не менее квалифицированная, чем польская или румынская, однако она в 2-3 раза дешевле.
Источник данных: статистические органы соответствующих стран
Тем не менее, одной дешевой рабочей силы мало для привлечения инвестиций. Гораздо более важным фактором является регуляторная среда. Ниже сравниваются некоторые показатели рейтинга легкости ведения бизнеса Doing Business и Индекс восприятия коррупции (ИВК) в Украине и соседних странах. Как видно, по таким показателям, как «открытие бизнеса», «обеспечение исполнения контрактов» и «уплата налогов», Украина сопоставима со странами Восточной Европы и Турцией, но индекс восприятия коррупции у нас значительно выше. Думаю, система налогообложения существенно влияет на показатель ИВК.
Источник: Отчет Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2015, Индекс восприятия коррупции−2014 от Transparency International
Рассмотрим систему налогообложения. Диаграмма 3 показывает, что по налогообложению прибыли Украина практически не отличается от соседних стран, но уровень налогообложения труда (НДФЛ и ЕСВ) в Украине – один из самых высоких в группе. Бесспорно, проблема ЕСВ и «зарплаты в конвертах» всем известна. Однако диаграмма показывает, что без решения этой проблемы инвестиционная привлекательность Украины будет значительно ниже по сравнению с соседними странами. Поскольку иностранные инвесторы платят «белые» зарплаты, приходя в Украину, они сразу оказываются в менее выгодном положении по сравнению с отечественными компаниями, которые используют «серые» схемы оплаты труда. Понятно, что такая ситуация не является привлекательной для инвесторов.
3. Совокупная ставка налогообложения, % прибыли
Источник: Отчет Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2015
Еще один существенный недостаток украинской налоговой системы в сравнении с нашими соседями – Украина занимает второе место по затратам времени на администрирование налоговых платежей: 350 часов в год (исходя из восьмичасового рабочего дня, это два месяца полной занятости).
Источник: Отчет Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2015
Наконец, следующая таблица демонстрирует еще один аспект налогового администрирования, пожалуй, самый неприятный для бизнеса − налоговые проверки. С июня 2014 года Государственная фискальная служба публикует данные о количестве налоговых проверок и доначисленные суммы налоговых платежей. Рассматривая таблицу, помните, что для малых предприятий (с годовым доходом не более 20 млн гривен) действует мораторий на проведение налоговых проверок.
Последние данные о распределении предприятий по размерам доступны по 2013 год. В то время годовой доход меньше 20 млн грн (тогда 2 млн евро) был у около 5% предприятий. Предполагая, что разделение предприятий по размеру достаточно устойчиво, в конце 2014 года насчитывалось около 30 000 «не малых» предприятий, на которых можно было проводить налоговые проверки. Соответственно, в среднем каждое из таких предприятий может ожидать проведения подобной проверки не реже одного раза в год. Доначисленные по результатам проверок суммы налогов также весьма значительны.
• Снижение налогов на труд и хотя бы небольшое снижение общего уровня налогообложения предприятий. Снижение доходов можно компенсировать за счет налогов на потребление.
• Сокращение времени на администрирование налоговых платежей, чтобы сделать уплату налогов более выгодной, чем уклонение. Для этого необходимы четкие, понятные и подробно прописанные положения Налогового кодекса (большой объем Налогового кодекса − это не проблема), чтобы ограничить «свободу» принятия решений фискальными службами и налоговыми инспекторами.
• После существенного усовершенствования процедур налогообложения нужно оставить с упрощенной системы налогообложения только фиксированный налог (группы 1 и 2 из таблицы ниже), чтобы у владельцев предприятий не возникало стимулов оставаться малыми или делить свой бизнес на мелкие части. Расти для бизнеса − это нормально, и не нужно наказывать крупные предприятия за их размер.
  • Минимальная зарплата на 2015 год составляет 1218 грн, или около $52. Ставка налога устанавливается местными органами власти
Илона Сологуб
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас