Спрос с горя: смог ли кто-то заработать на панике — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Спрос с горя: смог ли кто-то заработать на панике

Личные финансы
1148
Каждый обвал курса гривны сопровождается массовым походом населения в магазины. В феврале, когда курс национальной валюты доходил до 42 гривен за доллар, граждане традиционно принялись скупать товары. Но розничных торговцев это радует мало: по итогам года они ждут только потерь
Третья декада февраля началась со стремительного обвала курса нацвалюты к доллару – ежедневно на одну-две гривны. 24 февраля на межбанке был установлен антирекорд – 33,5 грн/$1. На черном рынке доллары продавали по 40–42 грн/$1.
Но даже по такому заоблачному курсу купить валюту было крайне сложно. В отделениях банков ее просто не было. Менялы на черном рынке придерживали доллары и евро в надежде на дальнейшую девальвацию. Чтобы спасти стремительно дешевеющие гривневые сбережения, население ринулось покупать товары.
Украинцы – не очень богатая нация. По данным НБУ, наличных вне банков в стране около 274,36 млрд гривен (без учета долларов и прочей инвалюты), а это около 7000 гривен сбережений на человека. Поэтому основной спрос пришелся на недорогие товары. По словам торговцев, в феврале украинцы, кроме пресловутых гречки и сахара, начали повально скупать бытовую технику и стройматериалы.
«В дни, когда курс доллара достиг 35–40 гривен, количество продаж выросло почти на 40% по сравнению с предыдущей неделей. В денежном выражении – более чем в два раза», – рассказывает исполнительный директор торговой сети «Фокстрот» Вячеслав Поврозник. «Февраль был самым успешным месяцем по продажам за последние полгода. Во всех сетях, где мы представлены («Эпицентр», Leroy Merlin), повсюду были очереди», – вторит ему директор компании – дистрибьютора элитной сантехники.
У онлайн‑торговцев ситуация была еще лучше. «У нас в интернет‑магазине в феврале продажи выросли в три‑четыре раза», – уверяет Владислав Чечеткин, собственник компании Rozetka. В сетях бытовой техники и электроники покупали в основном смартфоны, телевизоры, ноутбуки, планшеты, мультиварки и пылесосы.
Рост продаж наблюдался не только у крупного бизнеса, но и у неорганизованных торговцев: на рынках, в небольших магазинах. На их долю приходится около половины рынка бытовой и электронной техники, а также стройматериалов. По словам Артема Лукашева, совладельца компании Mirta, которая разрабатывает и производит бытовую технику, такие продавцы наторговали в феврале в два раза больше, чем в январе.
Не могли остановить желание украинцев потратить сбережения даже галопирующие цены. Офлайновые магазины пересматривали стоимость товаров каждый день. Интернет‑торговцы, демонстрируя собственную мобильность и преимущества новых технологий – несколько раз в день. И если в начале третьей декады февраля спрос в основном был на товары среднего и нижнесреднего ценовых сегментов, то после 24‑го покупатели перестали тратить время на поиск более выгодных предложений. «Люди гребли все, на что хватало денег. Спасали свои сбережения, чтобы они не превратились в фантики, как в 1990‑е», – вспоминает Чечеткин.
В феврале по сравнению с январем цены в магазинах бытовой техники выросли на 20–30%. Но на полках наблюдался полный ценовой хаос. Бренды категории А (Bosсh, Philips, Samsung и др.) иногда стоили столько же, сколько традиционно более дешевые аналоги, например Saturn. Лукашев объясняет это тем, что глобальные бренды, имеющие поддержку материнских структур, не так быстро поднимали цены. К тому же высокобрендовые товары и до февральского курсового скачка успели потерять часть своей привлекательности в глазах беднеющих украинцев, поэтому часто оказывались у магазинов в остатках по старой цене.
Розничный ритейл был скорее исключением. Для других рынков февраль оказался очень сложным, а для некоторых – откровенно провальным.
Авторынок почти не подавал признаков жизни. В феврале 2015‑го было продано 3079 новых автомобилей. Это на 20% больше, чем месяцем ранее, но в два раза меньше, чем в декабре прошлого года. Для сравнения: в феврале 2014‑го была заключена 14 321 сделка – падение за год почти пятикратное.
Обратная зависимость
На рынке б/у автомобилей ситуация та же. Крупнейший столичный авторынок – полупустой. По словам продавцов, хорошие машины на торговой площадке могут стоять месяцами, в то время как еще зимой прошлого года они «уходили» за неделю. «Сейчас на рынке б/у автомобилей активность создают только перекупщики, которые берут машины друг у друга. Реальных покупателей нет», – рассказывает один из продавцов с 10-летним опытом. Иногда торговцы старыми авто заламывали цены, которые не сообразовывались ни со здравым смыслом, ни с рынком. «Когда гривна упала до 40 за доллар, стоимость многих подержанных авто (она зачастую оговаривается в долларах) превышала розничные гривневые цены на новые машины в автосалонах», – отмечает директор консалтинговой компании AUTO‑Consulting Олег Омельницкий. По словам эксперта, на снижение спроса повлияло и удорожание топлива. Многие потенциальные покупатели задумались: «А потяну ли я заправлять машину по 1000 гривен каждые две недели?»
На пике доллара бензин А‑95 подорожал до 30 гривен за литр. Машин на дорогах стало в разы меньше. В столице даже исчезли пробки. «Спрос на топливо упал на 20–40% в зависимости от региона», – утвер­ждает соучредитель столичной сети АЗС «КЛО» Игорь Чернявский. По данным компании «ОККО», падение продаж топлива в феврале составило около 30%.
Но более всего просел рынок недвижимости. Февраль был самым худшим месяцем за последние 10 лет. По данным консалтинговой компании SV Development, в феврале в столице было продано 156 квартир на вторичном рынке. Для сравнения: в феврале отнюдь не благополучного 2014 года было заключено 412 сделок, в феврале 2008‑го – 2700. В феврале 2015‑го по сравнению с предыдущим месяцем спрос упал на 30%. Из‑за роста доллара гривневые цены стали просто заоблачными. «Немногие готовы отдать почти 2 млн гривен за хрущевку в 20 квадратов», – объясняет ведущий аналитик компании SV Development Сергей Костецкий.
Бытовые и курсовые потери
Аналогичная ситуация и на первичном рынке столицы, где про­да­­жи также упали почти на треть – до 211 сделок. Спрос на первичку в основном снижался из‑за некорректного поведения застройщиков. Стоимость квадратного метра взлетала за год с 8000 до 15 000–20 000 гривен. Некоторые из них повышали стоимость квартир даже для клиентов, которые приобрели жилье в рассрочку.
Бизнесмены, испытавшие повышение спроса на фоне девальвации, не считают февраль «золотым месяцем». На вопрос, как отмечали стремительный рост продаж, Чечеткин только горько улыбнулся: «А что праздновать? То, что рынок идет ко дну? Такие скачки не доставляют никому радости». В годовом выражении почти все ритейлеры показали снижение продаж на 10–20% в количественном выражении. «Для рынка неважно, курс взлетает или, наоборот, обрушивается. И то и другое – стресс. Бизнес заинтересован в стабильности», – убежден Лукашев.
В текущем году улучшения ситуации бизнесмены не ждут. «Уже видно, что по объему продаж автомобилей в марте цифры будут ошеломляюще низкими», – говорит Омельницкий. По оптимистическому прогнозу Чечеткина, ритейлерам удастся сохранить продажи в количественном выражении на уровне 2014 года. Поврозник предполагает, что сбыт бытовой техники и электроники в среднем упадет на 30%.
Татьяна Писаная
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас