Газовий молох* — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Газовий молох*

Казна и Политика
668
Еще в начале февраля премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании Национального совета реформ призвал народных депутатов принять одобренный Кабинетом Министров законопроект «О рынке природного газа». Жаль, что эти слова премьера как бы повисли в воздухе — народные депутаты так пока и не увидели этого документа, якобы поступившего в парламент. Да и оскудевшие в нынешних условиях украинские рекламщики уже как бы и забыли, что их продукт должен и может служить двигателем прогресса. Но газовики свой газ так или иначе качают, а потому имеют возможность использовать чудодейственные свойства рекламы, являющейся еще и одним из действенных элементов лоббирования. Правильно ли именно в этом свете воспринимать заявление главы правления НАК «Нафтогаз Украина» Андрея КОБОЛЕВА о том, что принятие Верховной Радой законопроекта «О рынке природного газа» создаст условия для его покупки европейскими компаниями на границе Украины и России?
Рассказывая об этом законопроекте, Коболев утверждал в интервью одному из СМИ, что документ позволит привести отношения «Нафтогаза» с «Газпромом» в соответствие с европейскими стандартами, создаст условия для того, чтобы европейские компании покупали газ у «Газпрома» на границе Украины и РФ, а потом уже сами заказывали у «Нафтогаза» транспортные мощности и пользовались украинскими подземными хранилищами.
Коболев также считает, что в результате принятия этого закона существенно облегчится задача создания совместного предприятия для управления украинской ГТС, поскольку будущему оператору из Европейского Союза будет гораздо комфортнее работать в привычном, европейском законодательном поле. Глава «Нафтогаза» констатирует, что законопроект разработан в тесном сотрудничестве с секретариатом Европейского энергетического сообщества и в подтверждение рассказывает, что представлял этот документ на заседании украинского правительства ни кто иной, как заместитель директора Энергосообщества Дирк Бушле.
Более того, по словам Коболева, «принятие этого законопроекта является международным обязательством Украины в рамках договора о присоединении к Энергетическому сообществу». При этом он вполне справедливо отметил, что за последний год Украина на собственном опыте убедилась в преимуществах европейского энергетического законодательства. Несмотря на сильнейшее давление на европейских поставщиков газа и операторов сетей, которое оказывал «Газпром», мы все равно смогли, говорит Коболев, купить достаточно газа, причем дешевле, чем у «Газпрома».
Коболев также надеется, что соответствие украинского «газового» законодательства европейским стандартам, что должен обеспечить новый закон о рынке газа, открывает перед Украиной перспективу участия в Европейском энергетическом союзе. «Принятие этого закона значительно облегчит задачу последующей интеграции в европейский газовый рынок. Если говорить прямо, то наши планы по использованию украинской ГТС и хранилищ европейскими компаниями, по привлечению масштабных инвестиций в отрасль без принятия этого документа останутся на бумаге», — уверен глава «Нафтогаза».
Найдет ли он поддержку в экспертной среде? Комментируя «Дню» содержание и перспективы нового закона о рынке газа, президент Киевского института энергетических исследований Александр НАРБУТ назвал «нонсенсом, особенно в наших нынешних специфических условиях исключительный монополизм «Нафтогаза» на газовом рынке». От этого монополизма мы не только не можем избавиться, говорит эксперт, но и являемся свидетелями особых решений правительства, которые даже становятся предметом рассмотрения суда. «Я имею в виду тот набор постановлений, — продолжает Нарбут, — который привел к монополизации поставок природного газа наиболее платежеспособным промышленным потребителям». Кроме того, как отметил эксперт, путем технического контроля входных мощностей проведена также монополизация импорта природного газа из Европы.
Нарбут также считает нонсенсом и то, что «Нафтогаз» является субъектом, активно занимающимся редактированием и форматированием закона о рынке газа, который действительно нужно модернизировать в соответствии с международными обязательствами Украины. Но главное, что таким образом нужно обеспечить создание открытого, конкурентного, демонополизированного рынка. «Демонополизированного во всех контурах, — добавляет эксперт, — и охватывающего частных потребителей с дистрибуцией на региональном уровне, и на уровне оптовых поставок крупным потребителям, монополизированном сегодня «Нафтогазом», и с точки зрения импорта газа, где также должна произойти демонополизация, чтобы обеспечить свободный доступ на рынок любых поставщиков. Последнее должно стать существенным фактором давления в пользу снижения цены. Мы обязаны создать рынок, где предложение будет превалировать над спросом, поскольку сейчас рынок газа у нас дефицитный и не покрывает все потребности во внутренней добыче».
«С другой стороны, закон должен обеспечивать максимально комфортные условия для наращивания этой собственной добычи, — предлагает эксперт, — чтобы любая добывающая компания имела гарантии свободной продажи своего газа. Ни один субъект, какими бы специальными функциями он не наделялся, не должен иметь преимуществ и, в частности, права заставлять добывающие компании вместо продажи газа закачивать его в хранилища. А мы знаем, что именно такие инициативы исходили из НАКа».
Дискуссия о качестве этого закона, по мнению Нарбута, должна вестись в первую очередь участниками рынка — трейдерами и газодобытчиками, экспертами, а также специалистами, хорошо знающими правила, действующие на зарубежных рынках. И в последнюю очередь в них должен участвовать «Нафтогаз», хотя его голос, голос руководителя холдинга, должен бы присутствовать. Но если он будет доминировать, то мы никогда не избавимся от НАКа как монополиста.
«К сожалению, в ходе переговоров с МВФ проявилась линия руководителя нашего правительства на то, чтобы сохранить «Нафтогаз» в том качестве, в котором он пребывает сегодня, — отмечает эксперт. — Ставится задача вывести его в 2017 году на безубыточную работу. С моей точки зрения, это сделать не удастся, потому что сама модель его работы построена по принципу молоха, пожирающего все здоровое, что оказывается на его пути. И ни у правительства, ни у Минфина, ни у наших зарубежных партнеров не хватит никаких дотаций, чтобы сделать НАК безубыточным. На рынке должна работать другая компания. В нынешнем своем качестве «Нафтогаз» должен прекратить существование. А дальше должна быть дискуссия о более эффективной конфигурации рынка, о том, целесообразно ли сохранить на нем какие-то государственные активы и какой должна быть система управления ими».
«День» также спросил у эксперта о том, как скажутся на рынке газа предложения правительства в ходе пересмотра бюджета увеличить рентные платежи для государственных добывающих компаний с 20 до 70%. «У меня есть стойкое ощущение, от которого я, вопреки всем усилиям, не могу избавиться, отслеживая инициативы правительства, — сказал в ответ Нарбут, — что в нем есть люди (возможно, это сам руководитель, возможно, министр финансов), которые имеют еще и некую подзадачу — снизить конкурентоспособность отечественной добычи углеводородов и создать условия для скупки по дешевке соответствующих активов финансово более крепкими иностранными компаниями…»
«День» также пытался получить комментарии в парламентском комитете по топливно-энергетическому комплексу. Но его секретарь, народный депутат Виктория Войцицкая («Самопоміч») сказала, что законопроект в комитет еще не поступал. Не был знаком с его текстом и заместитель председателя комитета Тарас Батенко (БПП). Он пообещал «Дню» ознакомиться с документом и ближе к вечеру прокомментировать. Но, видимо, не получилось. Телефон депутата больше не отвечал.
  • Молох — почитаемое в Ханаане, Палестине, Финикии и Карфагене божество природы и солнца, в жертву которому сжигали живьем людей, особенно детей.
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас