Попали под пресс: Как налоговая реформа усугубила жизнь отечественного бизнеса — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Попали под пресс: Как налоговая реформа усугубила жизнь отечественного бизнеса

Личные финансы
1569
Принятая Верховной радой налоговая реформа должна была облегчить жизнь бизнеса и сделать эту сферу прозрачней. На деле же ситуация стала даже хуже, чем в годы президентства Виктора Януковича
За два дня до начала 2015 года Игорь Билоус, глава Государственной фискальной службы (ГФС), решил подбодрить предпринимателей страны.
Он написал на своей странице в Facebook, что принятый Верховной радой 28 декабря закон О внесении изменений в Налоговый кодекс, в просторечьи налоговая реформа, улучшит условия ведения бизнеса. “Это первый важный шаг к переменам к лучшему в нашей стране”,— отметил чиновник.
Спустя полтора месяца Европейская Бизнес Ассоциация (EBA), которая объединяет приблизительно 900 европейских, международных и отечественных компаний, решила провести опрос и узнать, насколько реформы улучшили жизнь бизнеса.
Результаты оказались не в пользу ГФС. 62 % опрошенных финансовых директоров, бухгалтеров и финансистов восприняли налоговые новации негативно и считают порядок их внедрения неудовлетворительным. А подход к реформе — противоречивым и некомплексным.
Реформа не помогла ни крупному, ни среднему бизнесу. Представитель первого — Вячеслав Богуслаев, президент крупного производителя двигателей для вертолетов Мотор Сич, говорит, что фактически по всем направлениям стало хуже, а о каком облегчении говорил Билоус, он так и не понял.
“К сожалению, законы, как и раньше, пишутся на скорую руку, а их практическое применение вызывает много вопросов, которые на данный момент остаются без ответов”,— вторит Богуслаеву Александр Ятченко, специалист финансового отдела компании Бюро вин (сеть магазинов GoodWine), представитель среднего бизнеса.
А директор-президент телеканала ICTV Виктора Пинчука Александр Богуцкий и вовсе считает, что реформа ухудшила ситуацию: “Новые изменения бьют по тем, кто всегда честно платил все налоги и не выдавал заработную плату в конвертах. Такое впечатление, что нас посчитали придурками только за то, что мы честно вели бизнес, когда другие уходили от налогов”.
Реформа как воздух
В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, который составляет Всемирный банк, Украина занимает 96 е место. Уступая Беларуси (57 е место), России (62 е) и даже Молдове (63 е). Налогообложение — один из наиболее проблемных вопросов в нашей стране.
Начиная с середины прошлого года целый ряд отраслевых групп и ассоциаций стали обращаться в Кабмин с предложением облегчить условия ведения бизнеса.
Впрочем, Минэкономики все эти предложения проигнорировало и вышло со своим вариантом реформы, которую и утвердила Верховная рада в конце прошлого года.
Одной из ключевых ее норм в правительстве считают снижение ставок единого социального взноса (ЕСВ) для предпринимателей, что должно подстегнуть бизнес перестать платить зарплаты в конвертах.
В правительстве обещают, что размер ЕСВ за несколько лет должен снизиться с нынешних 41 % до 16,4 %.
Но для этого нужно выполнить целый ряд условий: увеличить фонд оплаты труда в 2,5 раза, среднюю зарплату — на 30 %, кроме того, она должна в три раза превышать минимальную.
Плюс ко всему средний взнос по ЕСВ на одно застрахованное лицо после применения коэффициента не может быть менее 700 грн.
В нынешних кризисных условиях сделать это не так просто. Если требования по размеру средней заработной платы еще как то можно выполнить в Киеве, Харькове, Днепропетровске, то в регионах это практически невозможно, подчеркивает Ятченко.
“Это абсолютно идиотская идея правительственных чиновников, которые не понимают экономику. Вводить такие ограничения категорически нельзя. Очевидно, что есть большое количество людей, занятых неполный день. Всех их сейчас должны либо уволить, либо увести в тень, потому что содержать слишком дорого”,— отмечает Владимир Дубровский, старший экономист центра социально-экономических исследований CASE Украина.
Приблизительно такого же мнения придерживаются и участники опроса EBA. 80 % из них категорически заявляют, что благодаря предложенной схеме достичь задекларированной цели и уменьшить нагрузку на зарплату не удастся.
Не до конца уверены в этой стратегии даже в правительстве. В среду на открытом заседании Кабмина премьер Арсений Яценюк заявил, что они проанализируют, насколько “удачным оказался этот эксперимент”.
Оптом и в розницу
Не оценили предприниматели и другого “послабления” — уменьшения количества налогов с 22 до 11. 61 % опрошенных не верят, что это приведет к уменьшению фискального давления.
Ятченко отмечает, что вместо ожидаемого уменьшения налогового бремени произошла лишь его трансформация. При этом был введен целый ряд отраслевых налогов, которые фактически увеличивают фискальное давление на отдельные отрасли.
Например, аграриям отменили возмещение НДС при экспорте, фиксированный сельскохозяйственный налог и повысили земельный сбор. Если НДС не будет возвращаться, это грозит потерей аграриями порядка $1,4 млрд.
Сопутствующими “бонусами” реформы, как иронизирует Алекс Лисситса, генеральный директор Индустриальной молочной компании, станут 30 процентное падение урожайности из за уменьшения капитальных инвестиций, уменьшение валютных поступлений от экспорта почти на $3 млрд и увольнение 60 тыс. работников из за банкротства агрокомпаний.
Перевод же аграриев на уплату единого налога вместе с отменой фиксированного сельскохозяйственного налога привел к увеличению налогообложения с гектара более чем в 19 раз, добавляет он.
Рентная плата теперь будет включать в себя шесть платежей. То есть под одной оберткой оказался целый букет налогов. Плата за землю заменяется земельным налогом, который фактически абсорбирует в себя и фиксированный сельхозналог.
Однако обещанной ликвидации туристического сбора и сбора за места для парковки транспортных средств не будет. Хотя их неоднократно называли неэффективными.
Более того, с легкой руки законодателей появляются новые налоги. Например, дополнительный акциз в сфере розничной продажи алкогольных напитков и табачных изделий, а также топлива.
Он будет перечисляться в местные бюджеты, а его ставка составит 5 % от оборота.
Интересный нюанс: отныне пиво будет считаться алкогольным напитком. Соответственно, на него будет распространяться стандартная ставка, как и на весь алкоголь.
Подакцизными стали и электромобили, поэтому можно попрощаться с планами властей сделать этот вид транспорта популярным. Сумма единоразового налога составит €110 за каждый автомобиль на электрической тяге.
Еще одно новшество — налог для владельцев легковых машин с объемом двигателя от
3 л и выше и возрастом не старше пяти лет. Его окрестили налогом на роскошные автомобили, хотя такой критерий неубедителен.
“Главный недостаток нормы — в том, что ряд так называемых роскошных автомобилей имеет объем меньше 3 л”,— отмечают в EBA. Кроме того, такие модели, как Toyota Camry, Honda Accord, Mitsubishi Outlander или Subaru Outback считать люксовыми можно с большой натяжкой.
И их владельцы должны будут уплачивать налог на сумму 25 тыс. грн в год. Зато роскошью не будут считаться более дорогие автомобили — например, некоторые комплектации BMW X5, Audi A6 и Mercedes Е-класса. Логичнее было бы привязать налог к стоимости автомобиля, считают в EBA.
Однако главные претензии у участников рынка — к росту налога на доходы физических лиц. С 2015 года его ставка установлена на уровне 20 % — против 17 % в прошлом году.
“Над нами и так смеются, что мы легально платим заработные платы, а после этого повышения я даже не знаю, за кого нас будут принимать. Какой смысл был в том, чтобы заставлять платить больше тех, кто работает легально? Может быть, он в том, чтобы загнать всех снова в тень?” — спрашивает Богуцкий.
Впрочем, сказать, что все принятые решения отрицательно отразятся на работе бизнеса, нельзя.
По мнению Владимира Котенко, начальника налогово-юридической практики в Украине компании EY, облегчение могут почувствовать плательщики единого налога, которым снизили ставки с 3 5 7 % до 2–4 %.
А плательщики налога на прибыль наверняка оценят сближение бухгалтерского и налогового учета. Правда, как оговаривается Котенко, лишь после того, как привыкнут к новым правилам.
Те же яйца, только в профиль
Причину такой неудачной с точки зрения бизнеса реформы эксперты видят не просто в спешке, за которую предприниматели критикуют Кабмин, а в самой философии налогообложения в Украине.
На протяжении всего периода независимости в стране действовала так называемая конфискационная модель. “У нас госбюджет рассчитывается исходя не из того, сколько можно собрать налогов без вреда для экономики, а того, сколько нужно государству. Соответственно, бюджет очень раздутый”,— говорит Дубровский.
А это в свою очередь приводит к тому, что планируются нереальные доходы, затем спускаются планы по их сбору, увеличивается фискальное давление и в конечном итоге растет коррупция.
Украине нужно принципиально, а не косметически реформировать фискальную систему, отмечает Тарас Качка, и.о. президента Американской торговой палаты. “Платить будут тогда, когда начнут требовать меньше”,— считает он.
Пока же в фискальной службе, резюмирует Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, вместо основательной реформы предпочитают думать над тем, какой бы еще налог ввести, как поднажать на своих граждан.
Ожидать того, что власти прислушаются к просьбам бизнеса, пока не приходится. В конце прошлой недели Билоус поделился через Facebook еще одной “радостной” идеей.
“В Украине не легализован большой рынок аренды жилья. Мало кто декларирует этот вид заработка. Однако это доход, с которого тоже нужно платить налог. Согласны?” — спросил он у своих читателей.
Олег Гавриш
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас