Экономика Украины и польский опыт шоковой терапии
Варшава – Польский опыт так называемой шоковой терапии начала 1990-х годов может быть полезен для Украины, которая сегодня требует немедленных и коренных реформ. Об этом говорят экономисты-поляки, которые внимательно наблюдают за ситуацией в украинском государстве. Они подчеркивают, что жизненно необходимые реформы эффективны, если их внедрять быстро, и у власти есть мандат доверия от общества. Процесс внедрения глубоких изменений в экономике польского государства состоялся 25 лет назад. Революционные реформы, которые изменили страну, в Польше произошли в 111 дней.
Лешек Бальцерович, главный автор пакета польских реформ, считает, что сегодня Украина имеет уникальный шанс оздоровить свою экономику. Недавно, после поездки в Украину, он заявил, что никогда ранее у руля украинского государства не было столько профессионалов, как сейчас.
С польского опыта, Бальцерович советует проводить реформы самым решительным, потому помощь Запада будет не опережать реформы, а идти за ними.
«Реформы нужно делать быстро, решительно и комплексно, чтобы не терять времени, а особенно теперь, когда происходят такие драматические события на востоке Украины. Агрессия России – это большое затруднение, она разрушает международный порядок, и Украина должна получить большую помощь Запада чем получала до сих пор, причем не только финансовую», – заявил на польском телеканале TVN 24 Лешек Бальцерович.
Он убежден, что государство и политика должны как можно меньше вмешиваться в экономику, зато в экономической сфере жизни страны должно быть как можно больше конкуренции. Кроме этого, отмечает Бальцерович, реформы нужно проводить быстро и решительно – так, как оперативное лечение тяжелобольного пациента, где нельзя медлить.
Нужно объяснять населению суть реформ
Через 25 лет после внедрения радикальных реформ Бальцеровича, экономика Польши выросла вдвое. В стране, где в начале 1990-х была гиперинфляция, огромные внешние долги и стремительное падение производства, уже второе десятилетие подряд наблюдается постоянное улучшение экономических показателей. Даже в 2008-2009 годах, когда страны ЕС охватил кризис, в польской экономике продолжался рост.
Как убедить небогатое общество к тому, что нужно еще больше затянуть пояса? Тяжелые польские реформы заключались в переходе от централизованной плановой экономики к свободной рыночной. Такие изменения сопровождались неоднократным ростом цен на услуги и энергоносители, отменой многих льгот для населения, закрытием нерентабельных крупных предприятий, а также ростом безработицы.
Экономист и политик Марцин Свенцицкий, один из реализаторов польских реформ 1990-х, вспоминая те годы, говорит о диалоге власти с народом. Он рассказывает: «Общество имело доверие к власти, не хотело старой системы. Людям объяснили, что мы будем иметь такую экономику как на Западе, которая имеет свои плюсы, но также определенные минусы. Например, что нужно экономить энергию, воду. Тогда, во время поездок на Запад, для нас было шоком, что там экономят воду или электроэнергию, потому что у нас тогда никто особо об этом не заботился».
Свенцицкий отмечает, что польские власти старалась объяснять населению страны, в чем именно заключаются реформы. Прежде чем пакет законов Бальцеровича начали внедрять в жизнь, это экономист рассказал о своем плане на пресс-конференции, которую показывали на общенациональном телевидении.
Поляки затягивали пояса на волне всеобщего энтузиазма
Лукаш Конопелько, экономист из Университета Лазарского, говорит, что болезненные для рядовых поляков реформы происходили на волне всеобщей эйфории, которой жила тогда страна. Он объясняет: «Энтузиазм начале 1990-х годов состоял в том, что общество было уверено:«Строим все с начала». Мол, все худшее уже позади – в социализме, поэтому хуже уже не будет. Тогда было такое лозунг первого правительства Мазовецкого: «Не стой, не медли, ты в своем доме, помоги!».
Конопелько говорит, что в начале 1990-х далеко не все в Польше, в том числе и авторы реформ осознавали, насколько болезненными будут эти нововведения. «Даже те, кто руководили страной в начале 90-х, эта команда пришедшая из «Солидарности», они не знали, что из этого получится. Они не надеялись различные побочные эффекты, потому что это была первая попытка отказаться от модели централизованной и плановой экономики», – отметил Конопелько.
Рост цен на товары и услуги, отмена многих льгот и субсидий для населения заставили рядовых поляков затянуть пояса. Однако, отмечают польские эксперты, каких-то больших общепольских протестных акций тогда не было. Население страны поверило политической элите, что это временные трудности и надо потерпеть несколько лет, чтобы Польша зажила по-новому. Марцин Свенцицкий вспоминает:
Лучше «резать хвост» одним взмахом?
Размышляя о современной политической и экономической ситуации в Украине Лукаш Конопелько говорит, что информационная политика власти должна быть хорошо продуманной и сбалансированной. Не надо скрывать правду о сложности нужных Украине реформ, но нельзя и пугать население, чтобы не сеять панику.
«Реформы начала 1990-х годов не случайно называют шоковой терапией. Это можно сравнить с ситуацией пациента, который ждет сложную операцию в больнице. Перед врачом такого пациента вечная дилемма – сказать пациенту правду обо всех сложностях и рисках, или может не говорить всего. Если пациент готов услышать всю правду, то нужно ее сказать. И стоит ли это говорить, если пациент начнет паниковать и реагировать в неожиданным способом?» – Рассуждает эксперт.
Впрочем, как и Лешек Бальцерович, Лукаш Конопелько убежден, что залог проведения успешных реформ – это скорость и решительность.
«Это логика, как в анекдоте про собаку, которая имела милосердного владельца, – говорит он. – Владелец отрезал собаке хвост малыми кусочками, чтобы не сразу. Может действительно стоит резать одним взмахом, но дать какой-то обезболивающий препарат».
Марцин Свенцицкий объясняет, что таким, так сказать, обезболивающим на проведении реформ могут быть программы государственной поддержки для самых бедных граждан. В то же время он добавляет, что там, где польским реформаторам в начале 90-х годов не хватило решимости, позднее возникли проблемы. В частности, говорит он, два десятилетия назад политики не решились на проведение радикальной пенсионной реформы, поэтому эта проблема лихорадила Польшу еще много последующих лет. Ведь миллионы из бюджета быстро стареющей страны шли на пенсии, которые могли бы еще работать. Только два года назад в Польше пенсионный возраст подняли до 67 лет – как для мужчин, так и для женщин.
Похожая ситуация была с оплатой больничных по состоянию здоровья, которые выплачивались в объеме, отвечал 100 процентам зарплаты. Такого, говорит Свенцицкий, нет даже в самых социально защищенных государствах ЕС. Так много лет польское государство стимулировало своих граждан сидеть в длительных отпусках по состоянию здоровья.
В целом, отмечают польские эксперты, даже в драматических условиях войны, идет на востоке Украины, украинская экономика может сделать прорыв вперед. Как отмечает отец польских реформ Лешек Бальцерович, Украине сочувствуют в мире, поэтому ее могут поддержать и опытом, и деньгами.
Юрий Савицкий
По материалам: Радіо Свобода
Поделиться новостью