Бедный средний класс — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бедный средний класс

Казна и Политика
2446
Доля украинцев, относящих себя к средней прослойке общества, с 2008 года осталась неизменной.
По наблюдению специалистов Института демографии и социальных исследований им. М. Птухи, в Украине возник феномен так называемой новой, внезапной бедности. Это явление характерно прежде всего для вынужденных переселенцев, которых в стране уже почти миллион. Потеряв работу и жилье, большинство из них в одночасье стали бедняками, хотя до этого имели приемлемый по украинским меркам социальный статус и уровень доходов. Впрочем, «обедневшими» из-за роста цен и урезания зарплат, очевидно, ощутили себя едва ли не все, кого причисляют или кто сам себя причисляет к так называемому среднему классу. Особенно это касается потерявших работу, поскольку для представителей этой социальной группы занятость является основным источником дохода. Ведь количество предложений на рынке труда сокращается, а претендентов на рабочие места становится все больше. Свежее исследование Центра Разумкова показало: если в 2007 году о наличии стабильного дохода сообщили 37% украинцев, считающих себя представителями среднего класса, то в конце 2014-го — только 20%. Кроме того, в этой группе существенно увеличилась доля тех, кто «еле сводит концы с концами», — с 3,4% в кризисном 2008 году до 6,3% в 2014-м.
Интересно, что при этом доля украинцев, относящих себя к средней прослойке общества, с 2008 года осталась неизменной. Эксперты Центра Разумкова утверждают, что тут среди прочего срабатывает психологический фактор — людям не хочется идентифицировать себя с «низшим классом».
Впрочем, не исключено, что свою роль в таком самоопределении играет опыт выживания, накопленный и в 1990-е, и в 2008–2009 годы. Нынешняя ситуация, возможно, закалит средний класс еще больше.
«Негативные факторы, способные оказывать экономическое, социальное и психологическое давление на людей, на их восприятие себя как членов обеспеченного общества, как средний класс, сегодня проявляются очень ярко. С одной стороны, экономическая неопределенность не позволяет населению иметь стойкие позитивные прогнозы относительно уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. С другой стороны, возник вооруженный конфликт на территории страны — никто не знает, когда и чем он закончится. Поэтому если пять лет назад люди еще могли думать, что мир (и мы вместе с ним) в конце концов справится с экономическим кризисом, то сегодня видно, что Украина, к сожалению, имеет более сложную, более негативную экономическую динамику, — делится мнением с «k:» Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова. — Конечно же, пребывание в состоянии перманентных трудностей способствует консервации пессимистических настроений. Но в то же время люди сегодня четко увидели: чтобы выжить, надо рассчитывать не на власть, а на себя и, несмотря на внешний негатив, изыскивать возможности для развития своего производственного, интеллектуального, культурного потенциала. В принципе, это уже начинает работать. Еще в начале 2014 года рисовались чуть ли не апокалиптические сценарии развития Украины. Их удалось избежать — в значительной мере потому, что люди поняли, как важно полагаться на собственные силы».
Юрий Рыбачук
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас