Сменил курс: Как Национальный банк изменил условия работы межбанка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сменил курс: Как Национальный банк изменил условия работы межбанка

Валюта
6699
Национальный банк решил круто изменить работу межбанковского рынка и отказаться от индикативного курса. Это значит, что больше не будет валютных аукционов с ежедневной продажей $3-5 млн по средневзвешенному курсу, который определялся путем отсечения самых дорогих и самых дешевых заявок.
“Курс гривни будет устанавливаться банками на основании объективных параметров рыночного спроса и предложения”, — сообщает НБУ.
Такая мера призвана “устранить неопределенность, повысить эффективность и объективность механизма ценообразования на кредитные ресурсы и иностранную валюту на межбанковском рынке, а также повысить действенность монетарных инструментов НБУ”.
Регулятор пояснил, что интервенции на межбанке теперь будут проводиться исключительно в пользу НАК “Нафтогаз”, так как новая программа сотрудничества с Международным валютным фондом (EFF) предполагает пополнение резервов именно для покрытия долга “Нафтогаза”. При этом “остальной рынок должен найти себя сам”.
Появился индикативный курс в конце сентября, когда усилились боевые действия на востоке, как мера, которая была призвана снять панические настроения населения. Он служил “потолком”, в который упирались котировки на межбанке и до сих пор держался на уровне до 16 грн за доллар.
Туго закрутили
Экспортеры не хотели продавать валюту по невыгодному для себя курсу, а потому и без того обмелевший межбанк окончательно опустел — в некоторые дни его объемы не доходили даже до отметки в $100 млн.
По словам Анны Деревянко, исполнительного директора Европейской Бизнес- Ассоциации, ситуацию на валютном рынке страны можно охарактеризовать как критическую и близкую к апогею. “Нехватка валюты, разница курсов и процветание черного рынка приводят к огромным убыткам для бизнеса, — поясняет Деревянко. — Экспортеры начали выводить часть своих операций за пределы страны, чтобы хотя бы частично уйти от потерь на обмене”.
Кроме того, импортеры также столкнулись с проблемой при покупке валюты. “Безусловно, эта проблема (покупки валюты — ред.) присутствует, и она общая для страны, — рассказывает Валерий Базыленко, директор по развитию бизнеса ASUS в Украине. — Наши дистрибьюторы, которые являются одновременно и импортерами продукции, сталкиваются со сложностями при покупке валюты”.
Эти сложности, по словам Базыленко, решаются за счет дополнительных процентов, которые участники внешнеэкономической деятельности вынуждены платить банкам за организацию операций покупки-продажи валюты между импортерами и экспортерами. “Такая ситуация существует на протяжении уже нескольких кварталов”, — сетует он.
Отход от привычного
Отход от индикатива может дать позитивный результат. “Переход от индикативного к рыночному курсу потенциально сможет повлиять на доступность валюты, — считает Деревянко. — Это, возможно, немного снизит градус напряжения в обществе и уменьшит вероятность колоссальных убытков от курсовой разницы для бизнеса. Но говорить наверняка и делать преждевременные выводы рано”.
По ее словам, понимание, к чему приведет такой переход, придет спустя минимум неделю. “Главное — это обеспечить свободный прозрачный доступ к покупке валюты и минимальную разницу между курсом покупки и курсом продажи”, — резюмирует Деревянко.
По мнению банкиров, в частности, Максима Давлада, начальника отдела операций на валютном и финансовом рынках “ОТП Банка”, а также Олега Гороховского, заместителя председателя правления ПриватБанка, решение НБУ позволит избавиться от множественности курсов.
“Однако наличный доллар на черном рынке будет стоить все равно дороже, так как на покупку доллара в кассе банка есть жесткие ограничения по сумме (не больше эквивалента 3 тыс грн в стуки — ред.), плюс сбор в Пенсионный фонд (2% – ред.)”, — напоминает Максим Давлад.
Гривня уже стремительно дешевеет — вчера за день официальный курс был ослаблен сразу на 50 копеек — до 16,73 грн/$. Сегодня официальный курс снизился до рекордно низкой планки в 18 грн за один американский доллар. Но как долго это будет продолжаться, сказать не берется никто. Пока в большинстве прогнозы сходятся на том, что курс может остановиться на нынешних показателях “черного” рынка 20-22 грн/$, и до этой же цифры подтянутся курсы в кассах. Национальный банк же прогноза по курсу не дает — Валерия Гонтарева на каждый подобный вопрос отвечает, что регулятор более не будет делать таких прогнозов, а участникам рынка нужно привыкать к волатильности курса.
“Это (выравнивание официального курса с рыночным — ред.) может произойти одномоментно — стоит только Нацбанку рассчитать средний курс по рыночным сделкам (по реальному курсу). Но это решение, скорее, политическое — когда в бюджете курс 17.00, официальный курс на уровне 20.00-22.00 в таком случае выглядит мрачно”, — говорит банкир ОТП Банка.
Поспособствовать же укреплению нацвалюты может два фактора — транш МВФ и выход на рынок экспортеров. О том, когда и сколько Украина может ждать от Фонда, пока говорить сложно — миссия продлила свою работу и пока не спешит с обнародованием своего решения.
Относительно же выхода на рынок экспортеров у участников рынка есть сомнения. “Отмена индикативного курса — хороший знак для рынка, но реакция экспортеров вряд ли будет быстрой, — считает Алена Амитан, Генеральный директор ИК “Альтана Капитал”. — Экспортеры не заводят выручку, так как опасаются дальнейшего падения курса гривни, при этом, сохраняя выручку за границей, они стимулируют давление на гривню — получается замкнутый круг. На укрепление гривни сегодня окажут влияние, скорее, положительные новости о предоставлении Украине финансовой помощи и предсказуемость действий Центробанка”.
Максим Давлад отмечает, что если экспортеры и заведут валюту, то, однозначно, не сразу. “Главный стимул заведения выручки в страну — нормализация ситуации в стране в целом, которая вызовет желание не убегать из нее, а продолжать бизнес. А еще нужно учесть тот факт, что множественность курсов отнюдь не способствовала развитию цивилизованного, прозрачного рынка, многие участники неплохо себя чувствовали “в тени”, и вывести их оттуда теперь будет непросто”, — обращает внимание эксперт.
Держать нельзя отпустить
Кроме официального объяснения Национального банка, существует еще несколько версий, которыми объясняется удерживание официального курса “до последнего”.
В частности, это долг перед Россией. В декабре Украина должна погасить облигации на $3 млрд, выкупленные Россией в декабре 2013 года. При заключении сделки был предусмотрен финансовый ковенант — условие, определяющее, что заемщик может, а чего не может делать. В соответствии с ковенантом, сумма государственного долга Украины не должна в любой момент времени превышать 60% ВВП.
“Пока курс не превышал 16 грн за доллар, мы держались в рамках условий, — поясняет Тарас Козак, президент инвестиционной группы Универ, — но если курс будет 20 грн за доллар, то хотя долг и не вырастет, но так как ВВП считается в гривне, соотношение долга по курсу 20 превысит отметку в 60% — 70-80%. Это дает России возможность немедленно требовать погашения ее кредита в полном размере. А у Украины этих денег нет”.
21 января Министерство финансов заговорило о реструктуризации долга, а уже 26 числа, на совещании НБУ с банкирами прозвучала информация о необходимости единокурсия в стране и появились первые слухи о готовящихся переменах на межбанке.
29 января стало известно о привлечении для реструктуризации долга Украины международной консалтинговой компанией Lazard, а 2 февраля в ходе совещания с банкирами было объявлено об отказе от индикативного курса с 5 февраля.
“С Lazard, я думаю, сейчас договариваются о том, что он проведет переговоры со всеми кредиторами и договорится о реструктуризации, — предполагает Тарас Козак, — но Россию в эту реструктуризацию включать, наверное, не будут. Тут может включиться политика — Россия нам и так должна по Крыму”.
По словам Козака, если Lazard сможет договориться с держателями украинских облигаций, что они не будут предъявлять бумаги к досрочному погашению, когда Россия потребует погашения долга перед ней, тогда у нас есть шансы справиться с этим.
“Но с Lazard пока не договорились, насколько мне известно, переговоры еще идут”, — отмечает эксперт.
Есть и другие возможные причины удержания курса. Мы рассчитываемся за импорт энергоносителей в долларах, если курс будет 20 — “Нафтогаз” будет вынужден покупать валюту у Нацбанка по этой цене. Но у “Нафтогаза” нет этих денег, в бюджете их тоже нет. А это значит, что еще больше может увеличиться сумма дефицита госбюджета.
“До пятого числа, думаю, могли иметь место внутренние кредиты “Нафтогазу”, чтобы он мог купить валюту по курсу 16, — предполагает Козак. — Есть и другие квазисуверены, такие как “Укрзализныця”, которым также может быть небходима валюта”.
И последняя, однако не самая малозначимая версия касается банковского сектора. Дальнейшая девальвация гривни еще больше усугубит и без того сложные взаимоотношения между банками и валютными заемщиками.
Банкам также станет сложнее вписываться в нормативы регулятора и поддерживать свою платежеспособность.
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас