Оптимизация «Нафтогаза» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Оптимизация «Нафтогаза»

Фондовый рынок
278
НАК «Нафтогаз Украины» подсчитал полную экономическую себестоимость добычи 1000 куб. м газа на месторождениях, разработкой которых занимается дочерняя компания «Укргаздобыча». В результате оказалось, что она выше, чем, например, на шельфовых месторождениях Норвегии, где добыча ведется в глубоководных условиях Северного моря.
Если для «Укргаздобычи» себестоимость составляет $219 до налогообложения или $319 по курсу межбанка после уплаты всех фискальных платежей, то в Норвегии, по данным американской консалтинговой компании IHS CERA, она колеблется в пределах $70-200 за 1000 куб. м.
«При такой себестоимости становится возможным привлечение западных инвестиций, которые необходимы для наращивания добычи», – так пресс-секретарь «Нафтогаза» Алена Осмоловская обосновала результаты расчетов госхолдинга, которые учитывают минимальную доходность инвестиций.
Обратный эффект
Но ожидания госхолдинга рискуют не оправдаться. Очевидно, что привлекательность компании растет, если ее бизнес связан с наименьшими затратами, следствием чего является и более низкая себестоимость производства.
Результаты расчетов «Нафтогаза» свидетельствуют об обратном. Например, в отчете международной аудиторской компании Ernst&Young ‘‘Global oil and gas reserves study 2013’‘ приведены данные, согласно которым средние затраты на добычу и разведку газа компаний, котирующихся на биржах, составляют $252 (с учетом рентных платежей).
Не добавляет привлекательности отечественной нефтегазовой отрасли также политическая нестабильность в стране, вооруженное противостояние на Донбассе и экономический спад. В Украине прогрессирует инфляция. По данным Госстата, в 2014 году она ускорилась до 24,9%. В госбюджет на 2015 год Кабмин заложил этот показатель на уровне 13,1%. Прогноз Нацбанка по инфляции – 17-18%.
Налоговая оптимизация
«Подсчет затрат в условиях высокой инфляции – дело безнадежное. Компоненты затрат имеют противоположную динамику. Например, расходы на оплату труда снижаются, а затраты на обслуживание займов быстро растут», – пояснил Forbes Михаил Корчемкин, гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis (США). Он считает, что «Нафтогаз» в своих расчетах специально завысил себестоимость добычи газа для сокращения налоговой базы и обеспечения внутренней доходности инвестиций в добычу.
Госбюджет на текущий год предусматривает для них 55%-ный налог на недропользование, хотя правительство обещало с января снизить его до 28%, как было до августа 2014 года.
Более высокую ставку лоббировали Минфин и Минэкономразвития. Против выступали Минприроды и Минэнерго. Премьер Арсений Яценюк поддержал увеличение налоговой нагрузки для недропользователей. Хотя такое решение до и после его принятия вызвало бурную критику инвесторов, которые уже разрабатывают нефтегазовые месторождения в Украине.
В конце прошлого года решение отказаться от проектов в стране приняла американская корпорация Chevron. Британская нефтегазовая компания с активами в Украине JKX Oil&Gas, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже, в начале января выступила с заявлением, в котором сообщила о решении отказаться от реализации программы бурения скважин в 2015 году из-за двукратного повышения налогов и обязательства промышленных потребителей газа покупать топливо в зимний период исключительно у «Нафтогаза» (предусмотрено решением Кабмина, принятым в ноябре прошлого года).
Увеличение рентных платежей в Украине до 55% создает угрозу переориентации инвесторов на соседние страны, где действуют более благоприятные фискальные условия в добывающей отрасли. По данным Ernst&Young, граничная налоговая ставка при добыче нефти и газа в Польше составляет 19%, в Румынии – 30%, в Азербайджане – 26%. При этом в Польше и Азербайджане налогообложению подлежит прибыль, а не доход, как в украинской практике.
Тарифная борьба
Высокая себестоимость добычи украинского газа, которую декларирует «Нафтогаз», может помочь госхолдингу в текущем году решить проблему тарифного дисбаланса, вызванную разницей между ценой реализации газа населению и реальными затратами на его производство или импортные закупки.
Чтобы втрое сократить бюджетные дотации для госхолдинга (со 110 млрд гривен до 32 млрд гривен), Арсений Яценюк анонсировал в 2015 году повышение газовых тарифов для населения до рыночного уровня и внедрение прямого субсидирования малообеспеченных граждан. Новые цены, по прогнозам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, превысят нынешние в 3-5 раз.
Действующие расценки (с учетом колебаний валютного курса, от $70 до $235 за 1000 куб. м, в зависимости от объема потребления), были зафиксированы Кабмином в мае 2014 года, и тогда они возросли в среднем на 40%. Но «Нафтогаз» этого подъема не ощутил: весь рост в течение года был нивелирован девальвацией гривны, поэтому предпосылок для сокращения финансового дефицита компании не появилось.
Поскольку бюджетных дотаций «Нафтогаза» в 2015 году не избежать, правительство 23 января приняло постановление №13 об увеличении уставного капитала НАК на 31,5 млрд гривен – на всю сумму, оговоренную в госбюджете страны на текущий год. Докапитализация традиционно осуществляется за счет выпуска облигаций внутреннего госзайма, которыми будут оплачены акции дополнительной эмиссии. ОВГЗ, как указано в постановлении, обнародованном сегодня на сайте Кабмина, выпускаются на срок до 10 лет со ставкой 14,5% годовых.
В последний раз правительство принимало решение о докапитализации «Нафтогаза» по схожей схеме в августе 2014 года для оплаты долга по закупкам газа у российского «Газпрома». Тогда сумма составила на 63,27 млрд гривен, а ОВГЗ были выпущены на срок до 10 лет под 14,3% годовых.
Светлана Долинчук
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас