Европа лишилась разума — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европа лишилась разума

Мир
2386
Наконец-то, Штаты демонстрируют признаки восстановления после кризиса, который разразился в конце президентского срока Джорджа Буша, а коллапс финансовой системы прокатился ударной волной по всему миру. Однако это восстановление нельзя назвать сильным; в лучшем случае разрыв между тем, где была бы экономика, и тем, где она находится сегодня, не увеличивается. Если он и уменьшается, то это происходит очень медленно. Судя по всему, ущерб, нанесенный кризисом, сохранится надолго. Тогда опять же, может быть и хуже. На другом берегу Атлантики признаков восстановления и того меньше: Разрыв между нынешним положением Европы и положением, в котором она находилась, если бы не кризис, продолжает расти. В большинстве стран Европейского союза, ВВП на душу населения меньше, чем до кризиса. Потерянная половина десятилетия быстро превращается в целое десятилетие. Стагнация – а в некоторых регионах депрессия – сохраняется год за годом, и за холодной статистикой кроются загубленные жизни, нереализованные мечты и разрушенные семьи (или не созданные).
В ЕС есть очень талантливые и хорошо образованные люди. В странах-участницах ЕС существуют эффективные правовые системы и надежное общество. До кризиса в большинстве из них были даже эффективные экономики. В некоторых странах производительность в час – или темпы ее роста – была одной из самых высоких в мире. Но Европа не является жертвой. Да, Америка неправильно управляла своей экономикой; но нет – Штатам не удалось перенести последствия мирового спада на Европу. ЕС сам спровоцировал свою болезнь из-за беспрецедентной цепочки неэффективных экономических решений, начиная с создания евро. Хотя изначально евро был призван объединить Европу, в итоге он разделил ее; и, в условиях отсутствия политической воли для разработки инструкций, которые обеспечили бы работу единой валюты, устранить ущерб не удается. Нынешний кризис отчасти вызван давно скомпрометированной верой в возможность эффективного функционирования рынков без несовершенной информированности и конкуренции. Высокомерие тоже сыграло свою роль. Как еще объяснить тот факт, что из года в год прогнозы европейских чиновников относительно последствий проводимой ими политики неизменно были ошибочными?
Эти прогнозы оказывались неверными не потому, что страны ЕС не смогли внедрить заданную политику, а потому что модели, на которые опиралась эта политика, были сильно искажены. Например, в Греции меры, направленные на уменьшение долговой нагрузки, на самом деле обременили страну еще большими долгами, чем это было в 2010 г.: отношение долга к ВВП увеличилось вследствие негативных последствий фискального ужесточения. По крайней мере Международный валютный фонд признал эти интеллектуальные и политические провалы. Европейские лидеры по-прежнему убеждены, что структурная реформа должна оставаться их первостепенной задачей. Однако проблемы, на которые они указывают, были очевидны и до кризиса, и тогда они не остановили рост. Что Европе нужно больше, чем структурная реформа в странах-участницах, так это реформа структуры самой еврозоны, а также отмена политики строгой экономии, которая снова и снова не может обеспечить экономический рост.
Те, кто думал, что евро не сможет выжить, постоянно ошибались. Но критики были правы в одном: Европа не восстановится, пока не будет реформирована структура еврозоны и отменена строгая экономия. Драма в Европе далека от завершения. Одна из сильных сторон ЕС – жизнеспособность демократии. Избиратели неоднократно исключали из правительства разных должных лиц, разочаровавшись в текущем направлении экономики – только для того чтобы новое правительство продолжило тот самый курс, который диктуют Брюссель, Франкфурт и Берлин. Но сколько это может продолжаться? И как на этот будут реагировать избиратели? В Европе мы отметили тревожный рост экстремистских националистических партий, которые противоречат ценностям Просвещения, которые позволили Европе достичь такого успеха. В некоторых странах возникают крупные сепаратистские движения.
Сейчас Греция уготовила для Европы новое испытание. Падение ВВП в Греции, начиная с 2010 г., значительно сильнее спада в Америке во время Великой депрессии 1930х гг. Безработица среди молодежи превышает 50%. Правительство премьер-министра Антониса Самараса потерпело крах, и теперь, из-за неспособности парламента выбрать нового президента Греции, 25 января состоятся досрочные всеобщие выборы. Левая оппозиционная партия «Сириза», которая намерена пересмотреть условия программы ЕС по спасению Греции, возглавляет опросы общественного мнения. Если «Сириза» выиграет, но не придет к власти, основной причиной будет страх перед тем, как на это ответит ЕС. Страх – не самое благородное чувство, и он не будет способствовать достижению национального согласия, которое необходимо Греции для дальнейшего движения. Дело не в Греции. А в Европе. Если Европа не изменит свои методы – если она не реформирует еврозону и не откажется от строгой экономии – расплата будет неизбежна. В этот раз Греция может настоять на своем. Но это экономическое сумасшествие не может продолжаться вечно. Демократия этого не позволит. Но сколько еще будет страдать Европа, пока к ней не вернется разум?
По материалам Project Syndicate
По материалам:
forexpf.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас