318
На финансирование дорожной отрасли в этом году выделили более 25,5 млрд грн
— Казна и Политика
Общая сумма финансирования дорожной отрасли в этом году составит более 25,5 млрд грн грн, из них 20,8 млрд грн – предусмотрено общим фондом государственного бюджета Украины на 2015 год, а 4,7 млрд грн – выборка кредитных средств международных финансовых организаций по уже заключенным договорам. Об этом сообщили в пресс-службе Укравтодора.
В соответствии с распределением расходов общего фонда госбюджета, наибольшая часть средств, а именно 17,4 млрд грн будет направлена на выполнение долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии на развитие дорожной сети в прошлые годы, фактическое же финансирование дорожного хозяйства в этом году составит всего 16% от объема заложенных средств, а именно 3,4 млрд грн.
По ориентировочной оценке, эта сумма почти вдвое меньше минимальной потребности отрасли в части только мелкого ремонта и эксплуатационного содержания, ведь с учетом цен 2015 года, на осуществление только этих видов работ требует минимум 7,2 млрд грн в год.
Согласно предварительным расчетам Укравтодора, именно на ликвидацию ямочности, реализацию комплекса мер по безопасности дорожного движения, закупку горюче-смазочных и противогололедных материалов для обработки дорожного покрытия в зимний период, в этом году будет направлена наибольшая доля фактического финансирования дорожной отрасли – около 2 млрд грн, что составляет лишь 27% от указанной потребности.
436 млн грн будет использовано на погашение кредиторской задолженности перед подрядными организациям, образовавшейся вследствие недофинансирования дорожной отрасли Государственной казначейской службой Украины в 2014 году.
Что касается работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования, в этом году расходов из госбюджета на их проведение уже традиционно не предусмотрено.
Учитывая сумму выборки – что должно составить более 4,7 млрд грн, на софинансирование совместных с МФО проектов в общем фонде госбюджета заложено 947 млн грн, которые позволят государству в соответствии с условиями контрактов обеспечить необходимую долю финансирования.
За счет этих средств планируется продолжить реализацию 2 совместных с МФО проектов, а именно Второго с Международным банком реконструкции и развития проекта улучшения автомобильных дорог и безопасности движения, а также совместного с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком проекта “Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к городу Киеву”.
В рамках проекта со Всемирным банком будет продолжен капитальный ремонт и реконструкция участка автомобильной дороги М-03 Киев-Харьков-Довжанский – Лубны-Полтава, а также начато строительство 3 объездов населенных пунктов – с. Покровская Багачка, с. Белоцерковка и г. Полтава.
В ходе же проекта с ЕБРР и ЕИБ будет реконструированы и улучшены части автомобильных дорог М-01 Киев-Чернигов, М-05 Киев-Одесса, М-06 Киев-Чоп, М-07 Киев-Ковель, Н-01 Киев-Знаменка Белгород и Р-02 Киев-Иванков, а также продлен проект по содержанию участка автомобильной дороги М-06 Киев-Чоп и ее эксплуатацию по конечному результату.
Учитывая, что состояние финансирования дорожной отрасли государством, и как следствие – состояние автомобильных дорог Украины, с каждым годом все ухудшается, сотрудничество с МФО, а также иностранными и отечественными банковскими учреждениями является чуть ли не единственным путем сохранения дорожной сети, поскольку позволяет дорожным предприятиям и организациям выполнять весь необходимый комплекс работ в соответствии с современными технологическими процессами, а также соблюдать межремонтные сроки хотя бы на нескольких автомобильных дорогах Украины.
По состоянию на начало 2015 г. кредитный портфель Укравтодора составил около 43 миллиардов гривен. Их большая часть – кредиты международных финансовых организаций, привлеченные на выгодных многолетних условиях в течение нескольких лет. Именно на погашение долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии на развитие дорожной сети в прошлые годы будет направлена наибольшая часть нынешнего финансирования, а это более 17,4 млрд грн..
Такое распределение расходов госбюджета в первую очередь обусловлено тем, что на текущий год приходится пик долговой нагрузки, ведь кроме самих кредитов, которые надо возвращать поэтапно, есть еще и обязательства по их обслуживанию.
В общем Государственный бюджет Украины на 2015 год и недавние изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы Украины, согласно которым были отменены целевые источники финансирования дорожного хозяйства, которые ранее аккумулировались в специальном фонде госбюджета, могут помешать устойчивому развитию дорожной отрасли.
Ведь введенное финансирование всех расходов дорожного хозяйства из общего фонда не дает понимания объемов средств, которые будут предусмотрены на следующий за текущим год, а следовательно исключает долгосрочное планирование развития дорожной отрасли, что может привести к еще большему ухудшению состояния дорожной сети.
Это означает, что выделение средств на дороги будет происходить по остаточному принципу, после того, как будут удовлетворены потребности других сфер экономики, имеющих защищенные статьи или целевые источники финансирования в специальном фонде госбюджета.
Отсутствие защищенного Государственного дорожного фонда, а также невозможность расширения доходной части специального фонда Госбюджета – главные факторы того, что признанные во всем мире принципы финансирования дорожной отрасли за счет налогов и платежей, которые взимаются с непосредственных пользователей автодорог, не могут быть реализованы в Украине.
По материалам: УНН
Поделиться новостью