Обзор всех налоговых реформ, которые повлияют на бизнес в 2015 году - часть 3


Обзор всех налоговых реформ, которые повлияют на бизнес в 2015 году - часть 3

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию третью – и заключительную – часть обзора ключевых изменений в части налогообложения и фискальной нагрузки, принятых в 2014 году. Речь пойдет о таких скандальных новшествах как налоговый компромисс, дополнительный импортный сбор и трансфертное ценообразование.

Налоговый компромисс

25 декабря 2014 г. ВРУ приняла во втором чтении законопроект N 1071-д о процедуре налогового компромисса.

Законопроект предусматривает добровольное признание налогоплательщика в завышении расходов по налогу на прибыль и/либо в завышении налогового кредита, по операциям до 1 апреля 2014 года, путем подачи уточненных расчетов вместе с перечнем (описанием) произведенных операций.

По результатам рассмотрения уточненных расчетов, налоговая служба может, как согласиться с налогоплательщиком, так и не согласиться. В случае согласия – налогоплательщик оплачивает 5 % от уточненных обязательств; в случае несогласия – налоговая служба выставляет налогоплательщику уведомление-решение, с суммой, которую считает справедливой.

В любом случае, на сегодняшний день законопроект не опубликован, и на этапе рассмотрения ВРУ, в законопроект могли быть внесены правки, поэтому для окончательных выводов нужно подождать публикации.

Военный сбор

Официально, военный сбор продлен до вступления в законную силу решения ВРУ о завершении реформы Вооруженных Сил Украины. Сроки принятия такого решения не установлены, с большой вероятностью сбор продержится как минимум до конца 2016 года.

Объектом налогообложения являются доходы, определенные ст. 163 НКУ – другими словами, все, что облагается НДФЛ, облагается и военным сбором.

Таким образом, обложению военным сбором подлежат и прочие доходы, не связанные с фондом оплаты труда, например: пассивные доходы (дивиденды, проценты), аренда.

Дополнительный импортный сбор

Президент подписал Закон “О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно стабилизации платежного баланса” от 28.12.2014 № 74-VIII.

Указанным законом предусматривается взимание дополнительного импортного сбора.

Закон вступает в силу, с момента опубликования решения КМУ о завершении консультаций с международными финансовыми организациями.

Трансфертное ценообразование

С 01.01.2015 вступили в силу изменения (закреплены в отдельном Законе Украины от 28.12.2014 № 72-VIII), которые ужесточают систему контроля над трансфертным ценообразованием.

Данным законом, в частности, расширены критерии связанности лиц – например, связанными теперь признаются лица в зависимости от суммы предоставленных друг другу кредитов (займов), возвратной финансовой помощи.

Из перечня операций, которые признаются контролируемыми, исключены операции со связанными лицами-резидентами.

Напомним, что в старой редакции п. 39.2. НКУ контролируемыми признавались операции со связанными лицами-резидентами, которые имеют особый налоговый статус (задекларировали отрицательное значение финансового результата и/или НДС; не являются плательщиками этих налогов; применяют специальные режимы налогообложения).

Пункт 39.2 НКУ в новой редакции не содержит данной нормы. Однако в других нормах упоминания о контролируемых операциях со связанными лицами-резидентами в новом законе остались.

Поэтому окончательно говорить о том, что операции со связанными лицами-резидентами будут исключены из сферы действия правил трансфертного ценообразования, не стоит – учитывая активные и многочисленные изменения взаконодательстве.

Очевидно, практика его применения внесет ясность в данный вопрос.

Изменены условия признания операций контролируемыми – из-за чего расширится круг компаний, обязанных отчитываться по таким операциям.

В частности, в старой редакции «денежный» порог признания операций контролируемыми составлял 50 млн. грн. (сумма операций с одним контрагентом за отчетный год).

Теперь чтобы операции были признаны контролируемыми, необходимо, в частности, одновременное наличие двух условий:

  • общий объем дохода налогоплательщика и/или его связанных лиц от всех видов деятельности, который учитывается при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, превышает 20 млн. гривен за соответствующий отчетный год;
  • объем группы таких хозяйственных операций налогоплательщика и/или его связанных лиц с одним контрагентом превышает 1 млн гривен (без учета налога на добавленную стоимость) или 3 процента дохода, который учитывается при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, плательщика налогов за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Увеличен срок проведения проверки контролируемых операций плательщика налогов – с 6 до 18 месяцев.

Усилены санкции за нарушения в сфере трансфертного ценообразования.
Штрафы включают:

  • 100 размеров минимальной заработной платы – за непредставление (несвоевременное представление) отчета о контролируемых операциях (остался со старой редакции);
  • 5 % от суммы контролируемых операций, не задекларированные в отчете (было 10 минимальных ЗП);
  • 3 % суммы контролируемых операций, по которым не было подано документация, но не более 200 размеров минимальной ЗП за все незадекларированные контролируемые операции (новая санкция).

За 2014 год, отчет по контролируемым операциям подается до 1 мая 2015 года, и формируется с учетом норм НКУ действующих в 2014 году.

Дмитрий Дешунин
Помощник аудитора ООО «Аудиторская фирма «Норма»

Также Вы можете ознакомитсья с первой и второй частями обзора

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua