Как достичь добровольной детенизации экономики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как достичь добровольной детенизации экономики

Казна и Политика
971
Чтобы преодолеть хронический дефицит государственных расходов без катастрофических последствий для финансируемых из бюджета сфер, нужно наконец отказаться от советского подхода
Недавно обнародованные приложения (в которых, собственно, и фиксируют структуру доходов и расходов) в бюджет на 2015 год показали нарастание проблем с его налоговым наполнением, которые компенсируются увеличением доли заимствований по логике долговой пирамиды и необеспеченной эмиссией НБУ.
При этом правительство вместо перезревшего реформирования системы государственных и социальных расходов и совершенствования налоговой системы взялось только за поверхностное ограничение расходов. Такой подход разве что углубит кризисные явления в экономике и продолжит деградацию жизненно важных для страны сфер, финансируемых из бюджета.
Проблемы со сбором налогов
Данная модель налогообложения демонстрирует все более низкую эффективность в условиях все большей тенизации экономики, рост доли самозанятых, работников малого бизнеса и неофициально трудоустроенных граждан. Налоги с доходов физических лиц (42,3 млрд грн) и предприятий (32,9 млрд грн) вместе едва покрывают 14% расходов государственного бюджета. Причина – значительнае тенизация как первых (через большой процент неофициальных, «конвертных» доходов), так и вторых (вследствие действия оффшорных схем).
Фактически львиная доля этих двух прямых налогов поступает по заработной плате работников государственного сектора (чиновники, силовики, суд, прокуратура и другие занятые в бюджетной сфере), а также госпредприятий.
Частичным компенсатором являются косвенные налоги (по потреблению) на произведенные в Украине товары – НДС и акцизы, которые должны поступить в соответствии 31,4 млрд грн (87,5 млрд планируют собрать и 56,1 млрд возместить экспортерам) и 36,5 млрд грн. Но самая большая статья доходов государственной сметы – это налоги на импорт: 126,4 млрд – НДС, 23,5 млрд – акцизы. Вместе с ввозной пошлиной они должны обеспечить в 2015 году 49,6% всех налоговых поступлений госбюджета.
Хотя в доходах местных бюджетов часть налога на доходы физических лиц традиционно выше, однако даже в сводном (государственном и всех местных вместе) их объем традиционно почти вдвое меньше поступления НДС. В то же время привлекают внимание малый объем и незначительная доля налогов на собственность в доходах казны.
Зато финплан на следующий год предусматривает 65,4 млрд грн средств от Нацбанка (вдвое больше, чем налоги на прибыль предприятий). Если приплюсовать к ним 293 млрд заимствований, которые в планах, то получим сумму, вполне сопоставимую со всеми запланированными налоговыми поступлениями (365,6 млрд).
Структура и динамика бюджетных поступлений свидетельствуют о низкой эффективности взимания прямых налогов с доходов физических лиц, базой для которых является только официальная часть выплат и прибыли малой части предприятий. Поэтому целесообразнее было бы заменить пропорциональный налог с доходов физлиц на фиксированный, который определяли бы в виде своеобразного налога с каждого лица на уровне, например, 20% минимальной заработной платы. Его уплата должна быть обязательна для всех трудоспособных граждан независимо от того, где и чем они заняты или не заняты вообще.
Если люди не имеют работы, Государственная служба занятости могла бы предлагать им переквалификацию и в дальнейшем рабочее место с зарплатой не ниже минимальной. В то же время потенциальное снижение поступлений в госбюджет (которое, однако, не окажется значительным из умеренную долю налогов на доходы физических лиц) могло бы быть компенсировано увеличением косвенных фискальных платежей (НДС и акцизов). Поэтому чем больше человек будет зарабатывать, а значит и потреблять, то более серьезные суммы будет платить в бюджет.
Другим источником восстановления социальной справедливости в налогообложении доходов богатых могли бы стать высокие налоги и сборы на товары и услуги, которые ассоциируются с роскошью (дорогие авто, кстати, жилье, драгоценности, сервис гостинично-ресторанных заведений премиум-класса и т.п.), а также дифференцированная ставка фискального платежа на недвижимое имущество. Такой подход – действенная альтернатива всем прежним малоэффективным попыткам провести принудительную детенизацию неофициальных доходов, чтобы обложить их налогом на доходы. Кроме того, налогообложение потребления, а не доходов будет мотивировать граждан больше экономить и инвестировать, чтобы платить меньше налогов, а следовательно будет способствовать устойчивому экономическому росту.
Миф о больших государственных расходах
Общий объем расходов государственного бюджета на следующий год запланирован на уровне 527,9 млрд грн. Как показывает практика 2013-2014 годов, расходы сводного сметы ориентировочно на 20-25% выше соответствующих показателей государственного, то есть на 2015-й их может быть оценен примерно в 650 млрд грн. Расходы Пенсионного фонда в 2014 году составили 250 млрд грн. 2015 г. эта сумма может быть на 30-40 млрд больше. Из них в 80 млрд грн – дотация из госбюджета. Таким образом, совокупные расходы сводного бюджета и ПФ можно оценить в 850 млрд грн, что составляет около половины ожидаемого в 2015-м и официального ВВП.
Как достичь добровольной детенизации экономики
Именно эти расходы, часто вместе с расходами других фондов социального страхования, обычно приводятся в качестве аргумента в пользу чрезмерно высоких перераспределяемых государством расходов в Украине по сравнению с другими государствами. Зато внимательный подход к структуре государственных расходов показывает, что на самом деле украинское государство уже сейчас чрезвычайно дешевое для налогоплательщиков. Настолько, что это с каждым годом отрицательно сказывается на качестве предоставляемых им услуг, эффективности и устойчивости к коррупции судебной и правоохранительной систем, боеспособности оборонного сектора и безопасности в целом.
Хронически недофинансируется МИД, что вредит имиджу правительства и надлежащем отстаиванию национальных интересов в различных частях мира. Но при этом следует иметь в виду, что государственные расходы – это содержание чиновничьего аппарата, силовых структур, суда и прокуратуры, а также целевые программы ограниченной поддержки науки, культуры, субсидирование медицинской помощи и образования для социально уязвимых слоев населения.
Статьи госбюджета на финансирование общегосударственных расходов (органы власти, внешняя политика, правоохранительная и судебная системы, прокуратура, безопасность, оборона) в 2015 году запланированы на уровне 137, 2 млрд грн (26% всех расходов). Если отталкиваться от официального ожидаемого ВВП, то это около 8%, а если брать реальный (с учетом теневой экономики) – не более 5%.
С названной суммы 58 млрд является расходами на Минобороны, Нацгвардии, Государственную пограничную службу, СБУ, Главное управление разведки МО и Службу внешней разведки (СВР). Еще 21,5 млрд – на МВД без (пограничников и Нацгвардии) и Государственную службу охраны, 21,5 млрд грн – на прокуратуру и суды, 6,4 млрд – на Минюст, 5,3 млрд грн – на Государственную фискальную службу, 0,4 млрд – на вновь антикоррупционные структуры. Остальные органы государственной власти должны в 2015 году получить только 38,5 млрд грн. К тому же речь не только о чиновниках, но и о науке (4,9 млрд), культуру, инфраструктурные проекты (в частности, о выплате кредитов, связанных с подготовкой к Евро-2012) и др.
Заметим, часть этих государственных расходов тоже есть ведомственными расходами на образование (3,8 млрд грн и медицину ((2,3 млрд грн.) Другая – следствием безответственного подхода к жизни в долг в прошлом. Например, бюджетное финансирование Министерства инфраструктуры (3,26 млрд) в 2015 году главным образом пойдет на обслуживание долгов привлеченных под проекты Евро-2012. Похожая ситуация и с расходами казны на Госавтодор, где 17,4 млрд грн из солидных 20,8 млрд предусмотрены на обслуживание долгов, накопленных под строительство автодорог в прошлом.
Несмотря вопросы целевого использования и хищения государственных расходов, их общий объем и доля в реальном ВВП слишком малы. Их не только сокращать нельзя, а, наоборот, нужно значительно увеличить, если мы хотим эффективности государственного аппарата, обороны, безопасности и правоохранительных структур и суда.
Не только для успешного развития, а также для выживания стране нужны не дешевый государственный аппарат, суд, правоохранительная система и безопасность, а такие, которые обеспечивали бы эффективную отдачу затраченных на них средств. Даже сохранение на нынешнем уровне расходов и их доли в реальном ВВП на эти сферы будет вести страну к деградации и процветанию коррупции вопреки любым репрессивным антикоррупционным мерам.
Как достичь добровольной детенизации экономики
Показательный факт: результаты недавнего опроса Фонда «Демократические инициативы», проведенного совместно с Центром Разумкова, показали, что в Украине количество людей, довольных качеством государственных услуг, последнего года уменьшилась с 12% до 5%, в то недовольных увеличилось от 32% до 40%. Среди положительных моментов при этом чаще всего упоминали, четкие объяснения (23,5%), корректность поведения должностных лиц (19,4%), удобные часы приема (16%).
Среди основных негативных – большие очереди (42%), отсутствие четких объяснений и необходимость посещать учреждения несколько раз (30%), волокиту с рассмотрением дела (28%), потребность ходить в другие инстанции (20%). 17% населения отметили, что люди дают взятки чиновникам, потому что от них этого требуют, и еще 13% – что чиновники ничего не делают, чтобы решить вопрос, хотя и не требуют взятки открыто. Все это симптомы ненадлежащего финансирования сферы, не позволяет ни добиваться от чиновников лучшего отношения к гражданам, ни в случае, если они не идут навстречу, подыскать на их место лучшие кадры.
Назвать вещи своими именами
Объем и долю в ВВП остальных почти 700 млрд грн расходов – пенсионных, социальных выплат и расходов на медицину и образование из бюджетов всех уровней – в украинских реалиях неправильно сравнивать с государственными средствами, которые выделяются на соответствующие сектора в развитых странах. Их финансирование – это не уплата гражданами налогов, а лишь форма коллективной оплаты ими своих же расходов или страхования себя на будущее. В развитых государствах значительная часть таких расходов финансируется через негосударственные страховые и пенсионные фонды или же граждане вынуждены оплачивать услуги по факту из-за отсутствия обязательств правительства обеспечить медицинские услуги или образование. А если считать социальные, пенсионные, медицинские и образовательные расходы европейских или других развитых государств вместе с негосударственными фондами, то их доля в ВВП соответствующих стран будет не меньше, чем в Украине. Особенно если для корректности сравнения проводить вычисления на базе не официального, а реального (с учетом оценки теневой экономики) ВВП.
Государственные расходы на образование или дотации Пенсионному фонду в Украине сегодня вдвое, а на медицину в полтора раза превышают расходы на оборону. Государственные средства, выделенные даже на высшее образование, составляют немногим меньше, чем весь бюджет МО. Это при том, что казна есть и должна быть единственным источником финансирования сектора безопасности, судебной системы или органов государственной власти, а образовательные и медицинские услуги могут и должны оплачивать большей или меньшей степени их непосредственные потребители.
В сводном бюджете доля «социальных расходов» еще выше, а расходов на общегосударственные функции, судебную, правоохранительную системы и безопасность – наоборот. Так, в 2013 году (более новых данных о структуре сводного бюджета пока нет) в фактических расходах государственного и местных бюджетов доля расходов на образование, здравоохранение, пенсии и социальные выплаты составила 61,7% всех расходов. Из них на образование – 20,8%, пенсионное обеспечение – 17,2%, медицину – 12,2%. В то же время расходы на общегосударственные функции (без обслуживания внешнего долга) составили только 6,6%, на оборону, безопасность и правоохранительную и судебную системы – 11,7%. На обслуживание внешнего долга направляли 6,6% сводного бюджета.
При этом механическое урезание расходов на образование или медицину так же ведет к разрушению этих важных сфер, в результате чего они стремительно деградируют, теряя способность выполнять возложенные на них функции, а значит, больше имитируют процесс. Прекращения или сокращения финансирования пенсионных выплат или социальных пособий невозможно по другим причинам. Поэтому необходимы новые, адекватные вызовам времени механизмы их обеспечения, иначе государственные финансы ждет полный коллапс.
Следует признать: главная причина нынешнего дефицита финансирования соответствующих расходов в том, что их до сих пор осуществляется по лекалам плановой централизованной советской экономики, в то время как большинство жителей страны пользуются ими, давно живут по правилам рыночной и изо всех сил стараются избежать уплаты своих отчислений, не переставая претендовать на услуги, как при СССР.
Поэтому решить проблему финансирования социальных, пенсионных, медицинских или образовательных расходов возможно только при такой новой модели, которая заставила бы или оплачивать услуги всех, кто ими пользуется, или отказаться от них каждый, кто не хочет соответствующих отчислений. Поэтому нужно вывести расходы на образование, медицину, пенсионное обеспечение и финансирование социальных выплат из государственного бюджета и изменить источники их финансирования. Это снимет проблему дефицита бюджетных расходов из-за значительной тенизации экономики.
Преодоление хронического дефицита государственного бюджета должно строиться на принципах социальной справедливости. Поэтому для самозанятых граждан и представителей малого бизнеса могут быть преференции собственно в налогообложении, но не должно быть никаких льгот в наполнении фондов, из которых финансируются или будут финансироваться медицинские, образовательные услуги, пенсионные или социальные выплаты. Те, кто не участвует в надлежащем наполнении соответствующих фондов, не имеют права на услуги и выплаты по ним.
Что делать
Государственное присутствие должно ограничиться исключительно поддержкой социально уязвимых слоев или грантами на обучение талантливой молодежи. Это не означает, будто образование и лечение должны быть обязательно платными именно в классическом виде. Речь может идти об использовании медицинского образовательного страхования, когда граждане (и их дети) могли бы получать определенный объем медицинских и образовательных услуг бесплатно в случае участия в программах соответствующего общенационального страхования.
Как достичь добровольной детенизации экономики
Оно может быть обязательным (для базового среднего образования и простых медицинских услуг и неотложной помощи) с умеренными отчислениями (до 20% дохода плательщика, но не менее 20% минимальной зарплаты) или добровольным на дорогие виды страховок. Те, кто не хотел бы потратиться на дорогой вариант, имели возможность оплачивать образование в старшей школе, профессионально-технических учебных заведениях и вузах, а также большинство медицинских услуг при необходимости и по факту.
Аналогичным образом следует идти и в вопросе пенсионного обеспечения, страхования от безработицы, производственного травматизма и инвалидности. Базовый уровень выплат мог бы обеспечиваться за счет обязательного пенсионного страхования в объеме имеющейся доли отчислений в соответствующие фонды с минимальной заработной платы. Сумма должна быть обязательным к уплате для всех трудоспособных граждан независимо от того, кем они являются: наемными работниками, самозанятыми, безработными или просто незанятыми по любым другим причинам. После выхода на пенсию они могли бы претендовать на ее минимальный объем (несколько больше или меньше в зависимости от страхового стажа).
Дополнительное добровольное пенсионное страхование должно базироваться на взносах, которые превышают сумму отчислений с минимальной зарплаты. Объем таких пенсий вполне зависел бы от того, насколько большим минимального уровня будет ежемесячный пенсионный платеж определенного гражданина.
При этом за счет прямой дотации из государственного бюджета должны обеспечить дополнительную часть пенсии тем людям, которые раньше платили в солидарную систему больше, чем должны были бы составлять на подходящее время отчисления от минимальной заработной платы. Источником соответствующих средств стали бы косвенные налоги на потребление (НДС, акцизы), а также на богатство. С течением времени эти государственные дотации уменьшались бы вследствие смены поколений.
Помимо прочего, такой подход избавляет от необходимости изобретать велосипед в выводе скрытых доходов из тени для наполнения Пенсионного и других социальных фондов, искать все новые методы выжимания налоговых фискальных платежей и социальных отчислений из неофициальных доходов граждан, вроде 30% на превышение доходов над расходами. Государство, следовательно, не будет заниматься тем, кто сколько получает денег.
Александр Крамар
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас