Без конкурентов, или игра ... на опережение?.. — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Без конкурентов, или игра ... на опережение?..

Энергетика
489
В Украине изменился порядок закупки газа для крупных потребителей. Вчера Кабмин своим постановлением №599 обязал промышленные, энергогенерирующие и теплогенерирующие предприятия закупать этот энергоресурс исключительно у одного поставщика — НАК «Нафтогаз Украины». Кабминовская новация оказалась для рынка довольно неожиданной. Поскольку днем ранее правительство огласило еще одно постановление — №596 от 7 ноября, которым устанавливалось ограничение для 90 крупнейших предприятий Украины по закупке газа, начиная с 1 декабря 2014 и до 28 февраля 2015 года. Новое постановление КМУ заменила срок введения в действие ограничения, установив его с момента вступления в силу документа, то есть с момента обнародования.
Никакого экономического обоснования такого шага от правительства или отраслевого министерства нет. Единственное, что вчера на сайте «Нафтогаза» появилась информация о том, что постановление №596 — «временный и вынужденный шаг». «Это решение вызвано, в частности, тем, что в балансе газа для прохождения отопительного сезона существует дефицит газа, который может быть покрыт исключительно за счет импортированного ресурса», — сказано в нем. Из сообщения компании вытекает, что именно НАК — гарантированный поставщик газа для промышленных потребителей, поэтому в ответ на многочисленные обращения от органов местного самоуправления и промышленных потребителей об увеличении газовых лимитов и было принято такое решение. Чтобы обеспечить своевременные расчеты за импортный газ, «Нафтогазу України» «нужны встречные гарантии приобретения этого газа компаниями на внутреннем рынке по цене, которая покрывала бы стоимость импортированного газа». «Такие временные меры позволят поддерживать достаточный для прохождения отопительного сезона уровень газа в подземных хранилищах, которые являются ключевым фактором энергетической безопасности Украины и Европы», — говорится в сообщении НАКа.
Что же объяснение есть. Но оно слишком «скупое» для понимания полноты причин такого шага. Ведь, как показал опрос «Днем» экспертов и игроков рынка, он не дает ответов на ряд важных вопросов, которые могут даже привести к остановке части внутреннего газового рынка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО НУЖЕН МИЛЛИАРД МЕТРОВ КУБИЧЕСКИХ ГАЗА
«Если посмотреть статистику, то и так большинство потребителей покупало природный газ у НАКа. Приблизительно речь идет о минимум 2/3 всех продажей. Какие последствия? Однозначно ограничивается конкуренция и свобода выбора потребителей. Мне кажется, что здесь больше негатива, чем позитива для потребителей», — комментирует «Дню» президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Андрей МИЗОВЕЦ. По его оценкам, общий рынок потребления газа в Украине составляет около 40 миллиардов метров кубических. Из них почти 12-15 миллиардов метров кубических до конца 2014 года пойдет на потребности промышленности, объясняет эксперт. Поэтому по предварительным расчетами, НАК продаст в течение трех зимних месяцев крупным потребителям почти миллиард метров кубических газа.
Бывший министр топлива и энергетики Украины (2000—2001, 2002—2004 года), которого называют одним из двух самых вероятных кандидатов на эту должность в новом правительстве, Сергей ЕРМИЛОВ в комментарии «Дню» назвал это постановление — «шагом назад». «У правительства одно обязательство — создать условия, чтобы все могли покупать товар на конкурентном рынке. Вместо этого — препятствия… Обанкротившаяся, вся в долгах, организация «Нафтогаз України», которая даже не может обслуживать свой аппарат, потому что сегодня нет денег, создает еще один риск для государства и потребителей, обязывая их покупать у себя газ…», — говорит он. По мнению Ермилова, правительству, наоборот, нужно делать открытый газовый рынок и обеспечить доступ всех поставщиков газа (европейских, российских) на эту площадку. «Он должен функционировать по типу биржи, на которой создается рыночная цена товара. Благодаря этому наконец узнали бы реальную рыночную цену газа в Украине, потому что сегодня мы ее не знаем. Ныне ее диктует «Газпром»… Вместо расширения возможностей потребителей, таким постановлением правительство лишило их конкуренции. Поэтому стоит ожидать оппозицию этому решению со стороны нормальных проевропейских либеральных потребителей…», — прогнозирует он. Причину появления правительственного постановления, которое всколыхнуло рынок, Ермилов видит в следующем: «Они хотят одного — непрозрачную лишнюю схему, чтобы к ним все ходили. Это чистая коррупция… Такого не ожидал никто. Это газовое постановление то же, что законы 16 января: не ходить в масках, не выступать против правительства, не ходить на рынок, не иметь возможности покупать газ по прозрачным ценам, не иметь возможности развивать бизнес. Поэтому нужно ставить вопрос об его отмене и создании в Украине филиала или даже отдельной биржи, которая позволит привлекать поставщиков газа из ЕС и России…».
ВЫНУЖДЕННЫЙ ШАГ
«Это вынужденный шаг в условиях военной агрессии. Конечно, оно не отвечает духу реформ, но оно оправдано. Сегодня нужно поддержать НАК на плаву из-за роста задолженности перед ним его клиентов. За 9 месяцев 2014 года долги потребителей перед НАКом выросли в 3,2 раза — почти до 29 миллиардов гривен. Если у «Нафтагаза» промышленные гиганты увеличат закупки, то вырастет и выручка НАКа. Конечно, в целом вопрос долгов НАКу это не решит, но в целом финансовое состояние госкомпании улучшится», — считает президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил ГОНЧАР.
«Очень резко сократилось потребление газа промышленными предприятиями Украины (на 43%). Поэтому, как я понимаю, главный мотив появления этого постановления — улучшить финансовое состояние НАКа. Но принесет ли это дивиденды «Нафтогазу»? Не понятно. А то, что нарушит конкуренцию, — вполне очевидно», — добавляет в разговоре с «Днем» директор «Института энергетических исследований» Дмитрий МАРУНИЧ. По его мнению, в сегменте продажи газа промышленным компаниями всегда была высокая конкуренция, потому что его продавали как государственные, так и частные газодобывающие компании или импортеры. То есть конкуренция была. Теперь что получается? По мнению Марунича, правительство ее запрещает, требует покупать газ у одного поставщика, а НАК на увеличении объемов продаж планирует заработать дополнительную выручку. «Это однозначно не рыночный метод. Но в нынешней сложной финансовой ситуации НАКа его применение может быть оправданным. Правда, это полностью противоречит третьему энергопакету ЕС и заявленным правительством к выполнению энергетическим реформам. Поэтому существует риск, что это решение может вызвать обращение частных компаний в Секретариат Энергетического Сообщества (членом которого является Украина) в Стокгольм», — озвучивает эксперт возможный риск от шага правительства. Ведь именно частные добывающие компании больше всего пострадают от постановления правительства. Их бизнес ожидает существенный удар.
ВНУТРЕННЯЯ ГАЗОДОБЫЧАПОД УДАРОМ
Если внимательно прочитать постановление правительства, то вопросы возникают к его второму пункту, который, в сущности, ограничивает движение газа в пределах страны, тоже привязав его к НАКу. «Газораспределительным и газотранспортным предприятиям в период с 1 декабря 2014 года по 28 февраля 2015 года осуществлять в соответствии с законодательством транспортировку природного газа промышленным, энергогенерирующим и теплогенерирующим предприятиям только из ресурсов НАК «Нафтогаз України», — отмечается в документе. А оператор Единой газотранспортной системы Украины получил задание принимать природный газ для промышленности только от НАК «Нафтогаз України».
«Второй пункт постановления достаточно неоднозначный: он прямо запрещает транспортировать природный газ, который идет в Украину не из ресурсов НАКа, и не позволяет оператору газотранспортной сети принимать распределение для потребителей не из ресурсов НАКа. Если поставщик по нерегулированному тарифу хочет поставить газ предприятиям, которые не входят в список постановления, то он может столкнуться с трудностями, потому что согласно постановлению трейдеры не могут вообще поставлять газ. Создается впечатление, что о трейдерах забыли и мягко ограничили возможность их работы. В таком случае выходит, что все предприятия должны покупать газ у НАКа», — говорит Андрей Мизовец. Но даже не это главное, говорит «Дню» президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины». Возникает вопрос, резюмирует он, кому частные газодобывающие компании могут теперь продавать свой газ. Ведь все, что добывается в стране, говорит Мизовец, учитывается нацоператором газотранспортной сети, а последний (судя по содержанию постановления) не может транспортировать добытый частными компаниями газ в своей сети. Газодобывающие компании не могут поставить добытый газ своим потребителям и у них есть два варианта: или накапливать в хранилищах (а они есть лишь у государства), или выпускать в воздух. Пока еще ответа на эти вопросы нет, говорит он. На вопрос ассоциации в НАК «Нафтогазе» не ответили.
«День» также обратился в пресс-службу «Нафтогаз України» с просьбой разъяснить эту ситуацию. Впрочем, там отказались комментировать и переадресовали обращение в Министерство топлива и энергетики. На момент сдачи номера ответа нет.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПОСРЕДНИКА
Между тем источник «Дня» в НАК «Нафтогаз України» рассказал, что такие действия также являются частью игры на опережение, чтобы не допустить на рынке появления трейдера наподобие «РосУкрЭнерго». Поэтому теперь, по информации источника, правительство пытается закрепить за НАКом рынок на период пиковых нагрузок потребления газа. Мол, основание для появления такого посредника есть: НАК покупает газ по европейским ценам, а посредник может предложить рынку более дешевый российский газ, что очень выгодно России, которая заинтересована в последующей дестабилизации ситуации в Украине.
По мнению Гончара, теоретически появление нового газового трейдера возможно, и «структуры Дмитрия Фирташа (бывшего совладельца «РосУкрЭнерго» — Авт.) были бы рады прислужиться в очередной раз». Но пока подтверждения этого нет, добавляет он. «Впрочем, вне всякого сомнения, в атмосфере витает идея новой схемы газового посредника, который бы взял все риски со снабжением российского газа. Ее могут подать под соусом, мол, мы же видим, как НАКу трудно работать из-за нехватки финансовых ресурсов, да еще и есть предоплата за российский газ «Газпрома». В таких условиях может нарисоваться структура, которая предложит решить все эти вопросы. Поэтому теоретически — это возможно. Но я думаю, что, если эта идея будет реализовываться, то ближе к весне 2015 года», — подытоживает Гончар.
Наталия Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас