"Усушка и утруска" штрафных миллиардов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Усушка и утруска" штрафных миллиардов

Личные финансы
1097
Недавно контролирующие органы Украины сделали настоящую сенсацию – громко отрапортовали, что в результате проверок за первое полугодие 2014 в государственный бюджет поступит около 2,4 млрд грн. от финансовых санкций. Сумма рекордная. Напомним за аналогичный период прошлого года было наложено финансовых санкций только 1 млрд 200 тыс. Но что за этим стоит?
И как после такого результата Арсению Яценюку говорить о каком-то сокращении численности контролирующих органов? Это то же самое что резать курицу, несущую золотые яйца. Другое дело, что государство вряд ли дождется этих миллиардов. Но кто через несколько месяцев об этом помнить?
Правда, как позитив можно было бы отметить тот факт, что за этот период не очень, но уменьшились количество проверок (-9,2%) и вдвое – количество финансовых санкций. Зато почти втрое возросло количество привлечений к административной ответственности должностных лиц предприятий – с 230 тыс. до 561 тыс. При этом бизнесу пришлось заплатить почти 38 млн грн административных санкций.
Еще одна негативная тенденция – значительно больше внеплановых проверок по поручению правоохранительных органов. За первое полугодие нынешнего года по таким поручениям проведено 11 тыс. 996 проверок. Для сравнения, проверяющие кабинета Януковича за аналогичный период под этим же основанием провели только 4 тыс. 530.
Всего, как сообщили в Федерации работодателей, всего проверяли бизнес Госслужба по чрезвычайным ситуациям (105 тыс. 138 проверок), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба, Пенсионный фонд. У последнего, кстати, удельный вес проверок, проведенных в связи с ликвидацией предприятий, составляет 83%. В Федерации работодателей Украины видят в этом тревожную тенденцию, наметившуюся впервые и свидетельствующую о серьезном сигнале – выходе из бизнеса. Это в определенной степени объясняет и тенденцию к уменьшению количества проверок контролирующими органами, которая наблюдалась в течение первых 6 месяцев 2014.
Проверки уже дали свои “плоды”. Только за 4 месяца нынешнего года – с мая по сентябрь – предприятий в реальном секторе экономики уменьшилось на 5 тыс., а объем их операций на территории Украины уменьшился на 18 млрд грн. Об этом на своей странице в Фейсбуке написал бывший глава министерства доходов и сборов Клименко.
“Конечно, можно все списать на войну, – пишет экс-министр, – но, если верить нынешнему председателю Государственной фискальной службы Белоусу, то в Донецкой и Луганской областях по состоянию на сентябрь с начала АТО было уничтожено около 600 предприятий. Остальные, 4 тыс. 400 предприятий в Украине, видимо, не выдержали резкого улучшения инвестиционного климата и повышения качества налогового администрирования”.
Как сообщили в Федерации работодателей Украины, от реформ в Украине бизнесмены ожидали снижения вмешательства в свою хозяйственную деятельность, уменьшение сумм финансовых и административных штрафов. Зато получили 4 мегаконтрольних органа, которые приобретают мегаполномочия в соответствующей сфере надзора.
Вот, например, как были трансформированы некоторые из контролирующих органов.
Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины, Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины).
Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Государственная инспекция Украины по безопасности на морском и речном транспорте, Государственная инспекция Украины по безопасности на наземном транспорте).
Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контроля за наркотиками (Государственная служба Украины по лекарственным средствам, Государственная служба по контролю за наркотиками).
Государственная служба Украины по вопросам труда (Государственная инспекция Украины по вопросам труда, Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины).
По мнению заместителя председателя Федерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, создание контролирующих органов состоялось способом, который нарушает идеологию построения системы центральных органов исполнительной власти. Так, все новые органы должны быть созданы как инспекции, большинство функций которых составляют контрольно-надзорные. Вместо этого были созданы службы, которые, по закону, должны образовываться при наличии в составе соответствующего органа большинства функций по предоставлению административных услуг. А главное – не произошло реального уменьшения объема контрольно-надзорных функций. Ведь функции ликвидированных органов автоматически переданы вновь другим органам, или же были перераспределены между имеющимися, еще и министерствам оставлены и частично переданы контрольные функции. Кстати, стоит задуматься над установлением ответственности министров за состояние контрольно-надзорной деятельности подчиненных им ведомств. К примеру, органы, которые находятся в сфере ведения Министерства социальной политики осуществили 178 тыс. проверок.
Как известно, с августа по декабрь 2014 правительство ввело мораторий на проверки контролирующими органами. То есть в этот период все проверяющие, кроме фискальных служб, должны осуществлять свою контрольно-надзорную деятельность исключительно с разрешения Кабмина или по заявке предприятия. Придерживаются ли проверяющие этого моратория?
По сообщению Федерации, уже сегодня можно говорить о недостатках этого постановления:
4 мегаконтрольных органа остались вне сферы действия постановления, а также органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Контролирующие органы делают все возможное, чтобы обойти мораторий. Так, началась массовая разработка проектов распоряжений, по которым правительством предоставляется разрешение на проверки. Например, Госслужба по чрезвычайным ситуациям подготовила уже 3 таких проекта. На местах прокуроры приглашают пожарных, экологов и все вместе проверяют.
Насколько уменьшилось количество проверок за время действия моратория, Федерация работодателей обещает сообщить в начале следующего года.
Комментарий
Андрей Антонюк
председатель правления Киевской городской организации работодателей:
- Контролирующие органы хорошо знают ситуацию на каждом предприятии. Поэтому за одну и ту же “вину” они могут выписать различные штрафы. “На этой фирме хороший офис, можно штрафовать по максимуму, а этот скромный – здесь обойдемся по минимуму”. Бывает и такое, что по результатам одной проверки “проверяющие” выносят два решения: штраф за неуплату налога на прибыль и штраф за недоплату НДС.
Предприятие идет в суд. Объясняет, что обоснование для обоих штрафов одно. Но в суде один судья может принять сторону предприятия, другой – на сторону государства.
В 99% случаев налоговая устраивает проверки и налагает штрафные санкции на бизнес по надуманным причинам. Налоговики приходят на предприятие и говорят, что якобы один из его контрагентов имеет признаки ничтожности (фиктивного предприятия). На этом основании налоговые органы снимают с предприятия все отношения с контрагентом, который им не понравился, составляют акт, выписывают огромные штрафы и пеню. Если, конечно, руководитель предприятия не готов заплатить взятку налоговикам в размере 25-30% от суммы наложенного штрафа. Большинство предприятий сегодня отказываются платить штрафы, потому что просто нечем. Предприятия идут в суд, но и там на справедливость пока тщетно рассчитывать. В суде первой инстанции свои тарифы – 15-20% от суммы штрафа. Но и это еще не все. После того, как налоговики подают апелляцию, дело передают в апелляционный суд. Здесь также свои расценки – 10-15% от суммы штрафных санкций.
Казалось бы, контролирующие органы, которые выписали штрафов почти два с половиной миллиарда, молодцы. Они перевыполнили план, за что получили премии, почетные грамоты. До этого контролирующие органы подталкивает закон о люстрации. Теперь их могут уволить с работы только за то, что работали в правительстве В.Януковича. Другое дело, что государственный бюджет никогда не получит этих 2,4 млрд грн. Это – фикция! В лучшем случае, насобирают 50 млн грн.
Более того, новая власть уже пообещала, что после выборов в Верховную Раду Украины она устроит бизнесу налоговый компромисс. Постит ему все штрафы 10% реально уплаченного штрафа. Возможно, поэтому контролирующие органы так поспешили начислить вдвое больше штрафов, чтобы потом было с кого их содрать. Поэтому похоже, что новая власть сознательно дала команду контролирующим органам начислить как можно больше штрафных санкций, чтобы через 4 месяца взять 10% не из одного миллиарда, а из трех!
Однако если посчитать, что на проведение только одной проверки предприятия было потрачено несколько тысяч гривен, а полученные штрафы даже не покроют этой суммы, – то КПД таких проверок отрицательный. Единственное, что бизнесу точно придется потратиться на взятки судьям, прокурорам, милиционерам … Доходит до смешного: в Одессе один из прокуроров с экрана телевидения рассказывал о том, как прокуратура проверила всех продавцов … шаурмы! Лучше бы бандитов ловили.
А все это происходит в Украине по той причине, что власть делает популистские заявления, а реальных реформ как не было, так и нет.
Василий Худицкий
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас