Как НДС-счета изменят жизнь малого и среднего бизнеса — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как НДС-счета изменят жизнь малого и среднего бизнеса

Личные финансы
3249
Система электронного администрирования НДС начнет функционировать с 1 января 2015 года. Это предусмотрено законом №1621-VII от 31 июля, содержащем поправки в Налоговый кодекс и ряд законов. Система полностью меняет механизм выписки налоговых накладных, которые дают право на налоговый кредит. Отныне все налоговые накладные будут выписываться только в электронном виде и регистрироваться в Едином реестре налоговых накладных, независимо от суммы НДС. При этом срок регистрации налоговых накладных останется прежним — 15 календарных дней с даты выписки накладной.
Судя по всему, спецсчета НДС будут открыты в Расчетном центре по обслуживанию договоров на финансовых рынках — банке, созданном в результате депозитарной реформы.
Такие перемены вызвали ужас у одной части предпринимателей и озадачили другую. Что на практике означает введение спецсчетов НДС и к чему готовиться малому и среднему бизнесу, налоговые эксперты разъясняли украинским производителям в ходе деловой части фестиваля Made in Ukraine, который портал Delo.UA проводил на выходных.
Чего боится бизнес
По словам Ильи Несходовского, эксперта налоговой группы Реанимационного пакета реформ (РПР), закон несовершенен, и это создает определенные риски для налогоплательщиков. Первый аспект, на который эксперт обращает внимание — уплата НДС будет осуществляться путем предоплаты. Теперь нужно сначала оплатить НДС — т.е. выписывать налоговые накладные можно только тогда, когда они обеспечены уплатой на отдельный счет.
Если входных накладных недостаточно, на счет придется закидывать живые деньги. В то же время, средства, поступающие на НДС-счета, обратно уже не вернутся никогда, такой механизм просто не предусмотрен, отмечает Александра Томашевская, партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса.
Таким образом, основной проблемой новой системы эксперты считают частичное замораживание оборотных средств на спецсчетах. По оценкам РПР, их общий ежемесячный объем для предприятий может достигать 20 млрд гривень.
Несходовский также опасается, что переплаты по НДС и отрицательные значения в декларациях, которые будут сформированы на 1 января, обнулятся. В законе не предусмотрено, как их возвращать. “Государство просто прощает долги, которые оно имеет перед предпринимателями”, — сетует он. Это также означает, что единственный способ, который позволит зарегистрировать первую налоговую накладную с 1 января, опять же — перечислить средства на свой НДС-счет.
Еще одна проблема — упразднение полуавтоматического режима возмещения. По новому закону остается только автоматический режим, что, по словам Несходовского, ужесточит критерии и ощутимо ограничит круг лиц, которые имеют на него право. “Теперь получать возмещение будут только избранные”, — опасается он.
Кроме того, Государственная фискальная служба (ГФС) закрепляет за собой право распоряжаться средствами на НДС-счете плательщика. Законом предусмотрено, что в случае какого-либо нарушения они могут самостоятельно, не дожидаясь результатов проверки, определить, что предприятие должно оплатить некую сумму, и взыскать ее.
Вернуть средства со спецсчета не получится и в случае утраты по тем или иным причинам статуса плательщика НДС. В таком случае вся сумма, которая остается на НДС-счету, автоматически будет перечислена в государственный бюджет.
Доверия у Несходовского не вызывает и Расчетный центр, который будет обслуживать все НДС-счета. Подозрения у РПР вызывает, прежде всего, структура собственности РЦ: не смотря на то, что на 78% он принадлежит Национальному банку, а еще на 10% — другим госструктурам, миноритарные акционеры пока остаются загадкой. “В чьих руках будет огромный оборот операций всех плательщиков НДС и 5 млрд грн промежуточных остатков ежемесячно (по оценкам РПР)?”, — интересуется эксперт.
К тому же, ссылаясь на разговор с главой профильного комитета парламента Виталием Хомутынником, Несходовский рассказывает о том, что планируется разработать механизм кредитования предприятий через РЦ, что, по его мнению, может создать дополнительные коррупционные риски при отборе этих предприятий.
Как с этим жить?
Налоговые консультанты успокаивают — катастрофы не случится, многие процессы усложнятся, но это не повод закрываться. К тому же, есть плюс — все налоговые накладные будут выписываться в электронном виде, а значит, ошибка в бумажке больше не сможет стать препятствием к признанию права на налоговый кредит, автоматизированная система не ошибется.
“Да, в законе есть недостатки и недоработки, но правительство знает и понимает это, поэтому часть из них будет, вероятно, доработана, хотя трудно сейчас сказать, что конкретно изменится в процессе, — говорит Елена Вольская, управляющий партнер консалтинговой компании EBS, — Так что можно воспринимать этот закон как упрощенный авансовый платеж НДС”.
При этом, как замечают эксперты “PwC Украина”, у покупателя не будет возможности признать налоговый кредит, в случае, если продавец не зарегистрировал накладную в едином реестре налоговых накладных, поскольку в соответствии с новыми правилами, жалоба больше не считается основанием для признания налогового кредита. То же самое с корректировкой — пока партнер не зарегистрирует накладную, вы не сможете откорректировать обязательство.
Вольская также обращает внимание на администрирование. “Малый бизнес, вероятно, еще не сталкивался с таким объемом администрирования, с которым придется столкнуться с 1 января в связи с введение этого закона”, — говорит она. Если раньше регистрировались только накладные свыше 10 тыс. гривень, то сейчас речь идет абсолютно обо всех налоговых накладных. Не все компании имеют такой опыт. Поэтому Вольская рекомендует уже сейчас готовить свой бизнес и свои IT-системы к электронному администрированию.
В конце концов, для регистрации неплательщиком НДС предусмотрен порог на уровне 20 млн гривень. “Если ваш оборот меньше, вы можете не быть плательщиком НДС. Это тоже нужно учитывать — может, он вам не так уж и нужен, этот НДС”, — говорит Томашевская.
Что касается компенсации НДС, на момент вступления в силу закона, то есть 1 января, эксперты советуют не паниковать и не верить, что государство не найдет какого-то способа решить сложившуюся коллизию. “Этот механизм еще не прописан, но мы понимаем, что возмещение будет проходить в рамках законодательства, которое действует до вступления нового законодательства в силу”, — считает Вольская.
Экстремальное управление продажами
Вольская рекомендует готовиться к отвлечению оборотных средств, но уверяет, что это отвлечение будет отчасти управляемым и этим управлением должны будут заниматься финансовые менеджеры предприятия. “Они должны будут отслеживать, в каком балансе вы находитесь по налоговому кредиту (первое событие никто не отменяет), оценивать в какой момент вам лучше выписывать акты. Это то, чем вы сможете управлять и регистрировать соответствующим образом накладные”. К тому же, к определенному времени выйдут подзаконные акты, которые прояснят процедуру. “Мы понимаем, что будет отвлечение средств, но не в той мере, в которой изначально прогнозировалось, это не будет 1/6 оборота”, — говорит она.
Александра Томашевская поясняет: если сейчас бухгалтер привык начинать сводить НДС 18 числа месяца, следующего за отчетным, что позволяет ему выровнять баланс, то после Нового года так не получится. “Теперь работать с опозданием не выйдет. Нужно сидеть и продумывать наперед — если есть входная налоговая накладная, кто может вам выписать накладную сегодня, кому можно отгрузить товар, чтобы потом, если что, сделать возврат. То есть, вы будете делать то же, что и сейчас, но придется продумывать наперед, и любая ошибка для вас чревата отсутствием права на кредит вашего партнера, либо вы потеряете право на кредит”.
Все это относится и к теневым схемам, несмотря на то, что вся система была создана именно с тем, чтобы сделать эти схемы невозможными. Если производитель товара не хочет платить взятки десяткам проверяющих инстанций и не выносит пожарников, которые регулярно приходят мерять ширину дверного проема в цеху, или импортер не хочет доказывать, что его товар стоит столько, сколько он стоит, а не столько, сколько таможня хочет, чтобы он стоил, — они все еще могут купить свой собственный товар у компаний, предоставляющих соответствующие услуги. Но теперь нужно анализировать предположительный уровень выручки наперед и заранее обеспечивать себя налоговыми накладными. То есть работы бухгалтерам прибавится.
“Те фирмы, с которыми вы работали, никуда не исчезнут, их услуги будут очень востребованы. Более того, предложение вырастет, потому что экспортеры, которые не смогут претендовать на автоматическое возмещение, потому что выпадут из критериев, начнут ходить с объявлениями “продам НДС-кредит, недорого”, — прогнозирует Александра Томашевская.
Но все эти сложности возникают не потому, что идея электронного администрирования плоха. Она хороша, и в истинно правовых государствах она работает. По своей сути, электронное администрирование НДС проще, прозрачнее и современнее, но для того, чтобы это было верно и для Украины, нужно ликвидировать причины, вынуждающие бизнес к оптимизации. Если правительство доведет до ума люстрацию, которая изменит состав ГФС чуть менее чем полностью, если разрешительных документов и проверяющих органов станет меньше, а госслужащие перестанут “крышевать” схемы, электронная система не будет проблемой.
Мария Стасенко
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас