Украине сейчас нужна одна реформа, без которой не будет всех других — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украине сейчас нужна одна реформа, без которой не будет всех других

1270
Реформы в Украине должны начаться с 1 января 2015 года, заявил вице-премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Кроме того, вице-премьер отметил, что если Верховная Рада этого созыва не проголосует за пакет реформационных законопроектов, которые предусматривают, в том числе, и децентрализацию и предоставление более широких прав территориальным общинам, то это сделает парламент нового созыва.
Настоящих изменений, которые не только на бумаге, от украинской власти ждут уже давно. “Революция достоинства” дала надежду, что они таки действительно состоятся. Но после того как изменения застопорились, так и не начавшись, мировое сообщество начало ставить жесткие рамки: так, летом еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что ЕС предоставит Украине финансовую поддержку в обмен на “глубинные реформы в сфере экономики и в судебной системе “. Такое же заявление прозвучало и со стороны США, и от Международного валютного фонда. Подобная позиция не удивляет – вливать деньги в коррумпированной госсистему все равно что носить решетом воду. Ее никогда не будет достаточно.
25 сентября президент Украины Петр Порошенко представил программу реформ “Стратегия-2020”. По словам Порошенко, он выделил главные приоритеты реформ: “Это антикоррупционная реформа, обновление власти и бюрократического аппарата. Судебная реформа. Реформа правоохранительных органов. Децентрализация. Налоговая реформа. Дерегуляция и развитие предпринимательства. Реформа системы безопасности и обороны”.
Но, по мнению экс-директора Всемирного банка Эдильберто Сегура, начинать реформы в Украине нужно именно из системы государственного управления и правовой системы.
Много разговоров – мало действий
Реформы в Украине проходят крайне медленно потому, что власть не может их осуществить. “Основываясь на своем опыте работы во Всемирном банке и двадцати лет в Украине, я вынес для себя важный урок. Экономические реформы не будут успешными, если не улучшить государственные институты. Я имею в виду систему государственного управления и правовой системе. Очень легко написать определенную программу для изменения политики. налоговой системы и т.д. Но воплотить трудно – для этого нужны сильные государственные институты. И постсоветские страны, которым это удалось, пришлось избавиться от этой советского наследия “, – считает Сегура.
“В Украине экономические реформы проходят очень медленно. И я понимаю, что одна из причин заключается в неспособности власти. Что происходит в системе госуправления? Избыточное количество несоответствий, отсутствие четких целей, наложение функций, все ответственные за все, а в результате никто не отвечает ни за что. Объемное принятия решений, когда 25 человек должны подписать решение. Я помню случай, когда вице-премьер сказал “Я приму это решение сам”, и в конце концов это решение не было принято вообще “, – добавил Сегура.
Эксперт перечислил ряд других проблем – чрезмерное вмешательство государства в дела бизнеса с чрезмерным регулированием и бюрократией, коррупция, соблюдение интересов влиятельных кругов, секретность и отсутствие подотчетности работы госучреждений.
“Какие последствия наличия такого тяжелого государственного управления? Конечно, все последующие реформы не будут работать, важно это понять. Бизнес-дерегуляция не работает, потому что позже появятся те же проблемы, только под другими именами. Я видел это много раз за последние 20 лет. Каждое правительство заявляет, что они сократили выдачу сотни лицензий. Но через несколько месяцев общее количество лицензий и разрешений такое же. Дерегуляция не работает, и это не сюрприз. Децентрализация – тоже”, – отметил экс-директор Всемирного банка.
“Много разговоров, много обсуждений, но мало действий. Главным изменением должно быть изменение самого правительства. Это реформа, которая поможет всем другим реформам. Это больше, чем все реформы “, – подытожил Сегура.
Делать так, как в Канаде, а не как в России
Многие страны мира провели подобные реформы успешно. Например, в Канаде систему государственного управления пытались постепенно реформировать в течение 10 лет. “Было много разочарований и сопротивления. Министерства говорили: “Вы пускаете нам кровь”. И через 10 лет канадское правительство решило проводить эти реформы по-другому, изучив функции всех институтов. Тем, кто не хотел этого делать, урезали финансирование. Так из 35 государственных органов сократили их количество до 23. Количество госслужащих уменьшили на 25%, при этом предоставление админуслуг только улучшилось”, – рассказал Эдильберто Сегура.
В Польше для введения подобных изменений основным инструментом использовали децентрализацию. В Ирландии пересмотрели роли и наложения функций в ведомствах. “В Молдове реформа изначально была неудачной. Правительство не проводил достаточно консультаций и обсуждений с людьми. Через год они изменили свой подход и в результате реформы были успешными “, – добавил эксперт.
Россия потратила миллионы долларов на реформы в стране, в частности государственного управления, но не сумела воплотить. “Они привлекли много дорогих консультантов, отправили много сильных профессионалов из центра в местные органы власти. Но реформа провалилась. Это произошло из-за недостатка лидеров, за неимением поддержки. Так не должно случиться в Украине”, – отметил он.
Украинское правительство сейчас должно понимать, что времени на промедление и неправильные шаги нет, убежден президент Американо-украинского делового совета (US-Украина Деловой совет) Морган Вильямс.
“Почему в Украине не было надлежащих реформ раньше? Потому что они не заходили дальше разговоров. Сейчас настало время быть честными. Предыдущее правительство осуществило не более 5% того, о чем казалось в их проектах. Ни одна власть не интересовалась тем, чтобы улучшить положение в стране. Все сводилось к борьбе за власть, к коррупции, набивания карманов. Мы никогда еще не видели такой коррумпированной власти, как предыдущая. В Украине было украдено 30-50 млрд. долл., вот почему она имеет проблемы сейчас. И теперь – это не обычные деловые реформы. Это как сигнал S.O.S. и то, что корабль тонет “, – добавил Уильямс. По словам Сегуры, отчет о проведении реформ в 2010-11 г.г. эксперты просто выбросили.
“Мы анализировали списки реформ Порошенка-Яценюка. В них есть проблемы с точки зрения приоритетов “, – отметил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. “Например, реформа органов статистики стоит выше, чем приоритет притока инвестиций. Часть этих реформ – люстрация, борьба с коррупцией, снижение административных барьеров для ведения бизнеса и т.д., – невозможны без реформы системы государственного управления. Будут просто разговоры, а в реальности ничего не будет”, – подчеркнул эксперт.
Что же не хватает украинским реформам? Желания и соответствующих “качественных” лидеров. От раздутого штата успешность изменений может только пострадать. Уже упомянутая ранее неудачная реформа 2010 дала армии госслужащих увеличиться на 30%. Это не значит, что необходимо созывать “Майдан-3” и огнем и мечом вбивать реформаторский дух напуганным политикам. Но, похоже, что без качественной общественной инициативы и контроля изменений мы ждать будем долго.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас