Мораторий "понарошку" и реформа "не всерьез" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Мораторий "понарошку" и реформа "не всерьез"

Казна и Политика
827
За первое полугодие 2014-го контролирующие органы увеличили суммы штрафных санкций в два раза, собрав с предпринимателей почти 2,4 млрд грн, о чем свидетельствуют данные мониторинга Федерации работодателей Украины. Количество привлеченных к ответственности лиц увеличилась на 43% – до 560 тыс. Итак, с постоянными декларациями правительства о снижении давления на бизнес такие действия слабо коррелировало. Видимо, помня об обещанном улучшении бизнес-климата, вице-премьер Владимир Гройсман инициировал реформу контролирующих органов с целью снижения административного давления на предпринимателей. Более того, с августа по декабрь 2014 правительство ввело мораторий на проверки бизнеса. Обе инициативы на самом деле оказались весьма противоречивыми и ощутимого облегчения украинским предпринимателям не принесли.
Передел контроля
Постановление правительства №442 декларирует оптимизацию центральных органов власти. Согласно документу с 56 украинских контролирующих госорганов остаются 27. Но на самом деле удельный вес служб, инспекций и агентств в системе власти только растет. Реального сокращения контрольно-надзорных функций не произошло. Эти функции или передали от ликвидированных органов к существующим, или банально перераспределили. Более того, правительство создало четыре контролирующие органы с чрезвычайно широкими возможностями и полномочиями – Госслужбу по вопросам труда, Госслужбу по лекарственным средствам и контролем за наркотиками, Госслужбу по безопасности на транспорте и Госслужбу по безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.
В результате лишь номинальное сокращение количества контролирующих органов нисколько не облегчило жизнь предпринимателям и оказалось очередной профанацией, завернутой в красивую обертку предвыборных обещаний. Навсегда и бесповоротно было ликвидировано только службу по вопросам защиты персональных данных, остальные изменения – чистое изменение приложений местами. Более того, более 14 центральных органов исполнительной власти, которые осуществляют контроль за бизнесом, вообще не были идентифицированы правительством как таковые. Например, 12 из 16 украинских министерств наделены полномочиями контроля. Но на это реформаторы закрыли глаза.
Фактически обещанная оптимизация не даст сокращение количества проверок и снижение административного давления, а только должна привести к уменьшению расходов на содержание госаппарата. И то пока только в теории, причем не безоговорочной, – ведь даже самая ликвидация госоргана тоже требует средств.
По уверениям инициаторов реформы, в ее разработке принимали участие ведущие эксперты Еврокомиссии, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Американской торговой палаты и других международных организаций. И в результате новаций Украина постепенно перейдет к прогрессивной мировой практике контроля и регулирования. Однако многим экспертам предложенная правительством система не кажется такой уж прогрессивной. “Наличие альтернативы – вот один из ключевых факторов, призванных регулировать эти вопросы. Например, в американском порту в Чесапикском заливе работают около ста структур, которые выдают разрешительные документы с государственной печатью. Они аккредитованные государством, имеют соответствующие лицензии. В результате там все вопросы решаются за минуты. Рынок регулирует конкуренция, и никто там не станет рассказывать вам об “условиях прохождения”, навязывая “откаты” и “подкаты”. А безальтернативность наших контролирующих органов – это ключевой вопрос, над которым сейчас нужно работать”, – рассказал DT.UA Леонид Козаченко, вице-президент УСПП. Но, пожалуй, правительственным реформаторам такой опыт показался слишком радикальным, и откровенно неприбыльным.
Фискальная стахановщина
Глоток воздуха предпринимателям должен был подарить мораторий на проверки до конца этого года. Ведь первое полугодие оказалось в этом плане достаточно непростым. Лидерами по количеству проверок стали Государственная служба по чрезвычайным ситуаций (105 тыс. проверок), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (74 тыс.) и Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба (65 тыс.). В топ-3 по количеству внеплановых проверок вошли Пенсионный фонд (57 тыс.), Санэпидемслужба (46 тыс.) и Государственная фискальная служба Украины (35 тыс.). А по сумме наложенных штрафов в первом полугодии лидировали Экологическая инспекция (более 932 млн грн), ГФСУ (более 642 млн) и Инспекция по защите прав потребителей (553 млн грн). Картина мрачная, и мораторий мог бы ее исправить. Вот только на проверки ГФСУ и прокуратуры действие запрета не распространяется. Итак, предпринимателям легче, но не намного.
Откровенно негативной тенденцией является рост внеплановых проверок по поручению правоохранительных органов. За первое полугодие 2014-го их было почти 12 тыс., тогда как в аналогичном прошлогоднем периоде – только 4,5. За нынешнего года прокурорами предъявлено исков по защите интересов государства в сфере использования бюджетных средств на 977 млн грн. Сумма, на которую удовлетворены иски, с учетом предъявленных ранее составляла почти 1,5 млрд грн. Сейчас в производстве судебных инстанций находятся еще более тысячи дел на общую сумму свыше 1,2 млрд грн.
“В последнее время мы все больше слышим о давлении на компании. По нашему мнению, на это стоит обратить внимание”, – считают в Европейской бизнес-ассоциации. По их информации, многие компании жалуются на рост числа необоснованно открытых уголовных дел. Несмотря на обещания властей, многие проблемы бизнеса так и остались нерешенными: “Вопреки обещанному, на практике мы не видим ни реальной борьбы с коррупцией, ни облегчения ведения бизнеса”.
Вместе с тем прокуратура остается единственным реальным союзником предпринимателей в борьбе с произволом фискальной службы. Рекламируя новую налоговую реформу, глава ГФСУ неоднократно заявлял о необходимости запретить проверки субъектов хозяйствования с годовым доходом до 20 млн грн, снизить давление на бизнес, стимулировать развитие существующих предприятий и открытия новых. Но, декларируя это, ГФСУ продолжает идти другим путем, закручивая гайки бизнеса в погоне за положительной статистикой налоговых поступлений. То есть глава службы Белоус говорит одно, а его первый заместитель в погонах Хоменко (начальник налоговой милиции) слушает, и делает свое (или общее?) дело?
Предметом отдельной гордости ГФСУ стала операция под красноречивым названием “Урожай -2014”, которая была проведена во время уборочной кампании и действительно принесла неплохой “урожай” фискалам. Налоговики “отработали” более 60% всех налогоплательщиков, работающих в сфере АПК, а это около 24 тыс. субъектов хозяйствования. По результатам проверок в госбюджет было доначислено более 247 млн грн. О том, сколько было доначислено в кармане фискалов, не знает никто. Но факт проведения проверок в период активной деятельности предприятия – любимый метод налоговиков – говорит сам за себя. Ведь в пиковый сезон даже кратковременная остановка работы чревата значительными убытками, чем с удовольствием пользуются проверяющие.
На протяжении января-августа текущего года фискальная служба обеспечила прирост (к аналогичному периоду 2013 года) поступлений: налога на доходы физических лиц – на 11,7%, сбора за специальное использование лесных ресурсов – на 70, акцизного налога – на 58,5, платежей за пользование недрами – на 20,8, сбора за пользование радиочастотным ресурсом – на 35,9%, а вывозной пошлины – в 3 раза.
Такие ударные темпы не могли не вызвать ответной реакции бизнеса. В Умани из-за произвола местных фискалов уже перестали работать более 30 предпринимателей. Вследствие чего, по оценкам местных аналитиков, город потерял около 30 млн грн бюджетных поступлений. Аналогичные проблемы возникают и у предпринимателей Закарпатской области. В частности, фискалы более чем на месяц заблокировали работу складов нескольких компаний. После решения суда в пользу предпринимателей налоговики пошли, но убытков, понесенных бизнесменам через месячный простой, им, естественно, никто не возместил. С похожими проблемами обратились к местной обладминистрации черниговские предприниматели, отмечая, что давление на бизнес не ослабло, представители власти продолжают злоупотреблять своими полномочиями, а правоохранительные органы на заявления и обращения представителей бизнеса просто не реагируют. Председатель обладминистрации пообещал разобраться, но какая цена этим обещаниям?
*На прошлой неделе более 30 руководителей бюджетообразующих предприятий Житомирской области написали коллективное обращение в прокуратуру с просьбой прекратить давление на бизнес со стороны ГФСУ. Помимо прочего, предприниматели требовали у фискалов отказаться от практики выполнения плана денежных поступлений при проверках и умерить свои аппетиты, иначе бизнеса как такового в области не останется. “Они обязывают предприятия платить налог независимо от того, получили ли они доход, независимо от экономических и рыночных условий, и это рано или поздно приводит к банкротству этого предприятия, – рассказала на встрече со СМИ Ружена Ляшенко, юрист компании “Фаворит” – это незаконно, но это неофициальное указание налоговых органов которую должны выполнять инспектора”. Действительно, через два дня после этого во время III налогового форума глава ГФСУ с гордостью докладывал о проделанной работе: “У нас огромные цифры – почти 26 млрд переплаты по НДС. Общая сумма переплаты составляет около 30 млрд – там есть и другие налоги”.
К сожалению, “высокая результативность” работы фискальных органов не смогла существенно пополнить госказну. Согласно финансовому отчету Госказначейства основным источником доходов госбюджета в августе стало финансовая помощь от Евросоюза у 4,7 млрд грн. Если же статью доходов исключить, то поступления в бюджет выросли лишь на 0,4%. Даже девальвация и инфляция не помогла фискалам. “Инфляция действительно сглаживает негативное влияние падения реального производства и потребления на бюджет, – пояснил DT.UA Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Ukraine. – Но это не панацея, а только часть общей картины. Например, казалось бы, после такой стремительной девальвации налоги на импортные товары должны решить все проблемы. Но импорт падает быстрее (-21,5% за восемь месяцев), чем растут цены (+ 12,9% с декабря), поэтому поступления от НДС на импортные товары падают одинаково “.
Получается, что драконовские методы фискалов не принесли ожидаемой выгоды, а лишь ухудшили бизнес-климат в стране. И позиция ГФСУ, и очередная реформа-пустышка недвусмысленно дают понять, что жизнь предпринимателей не улучшится в ближайшее время, и что бы там декларировало правительство, на самом деле оно хочет только любой ценой наполнить пустой бюджет. “На каждую силу действия есть сила противодействия. Усиление давления на бизнес со стороны контролирующих органов приводит только к увеличению расходов, бизнес больше тратит средств на отстаивание своих интересов, больше ресурсов и времени необходимо на ведение бухгалтерской, налоговой отчетности и т.д., – считает Андрей Сидоренко, юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры”. – Объективное увеличение давления на бизнес приводит к уменьшению его прибыльности. Бизнесмен в условиях растущего давления прежде всего должен думать о сохранении доходности, а не о развитии. Во время кризиса это неэффективная и неуместна тактика, это все равно , что ожидать хорошего урожая без полива в засушливый сезон”.
Юлия Самаева
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас