Откуда столько позитива? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Откуда столько позитива?

Мир
451
Непростой год выдался для мировой экономики, полный непредвиденных экономических событий и рыночных сдвигов. Вряд ли последний квартал будет сильно отличаться в этом плане. От того, какими будут последствия этих изменений, в конечном счете, будет зависеть эффективность государственных политик и не только. Так почему же финансовые рынки ведут себя так, словно их ничего не касается, словно они живут в своем собственном мире? Фондовые рынки бьют рекорд за рекордом в этом году, не испугавшись обострения геополитических конфликтов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, не обращая никакого внимания на слабые показатели роста в развитых и развивающихся экономиках. Более того, это впечатляющее ралли опровергает целый ряд исторических взаимосвязей, в том числе и корреляцию между динамикой акций и государственных облигаций. По сути, корреляции в различных классах активов вели себя нетипично и, временами, весьма непредсказуемо. Между тем, единство монетарной политики в развитых странах постепенно уступает место разрозненной системе, где Европейский центральный банк жмет на педаль акселератора, а Федрезерв готовится сбавить скорость. В результате, мировая экономика начинает последний квартал текущего года в полном замешательстве по ряду ключевых вопросов.
В ближайшие несколько месяцев эскалация геополитических конфликтов будет приковывать к себе внимание мировой общественности, многие из них приближаются к точке невозврата, за которой мировой экономике грозит целый спектр серьезных системных разрушений. В первую очередь это касается Украины, где, несмотря на прекращение огня, сторонам еще предстоит пройти долгий и трудный путь, прежде чем будут найдены компромиссы. Без очевидного прогресса в этом направлении, нас ждут новые санкции и ответные санкции, которые столкнут Россию и Европу в рецессию и негативно повлияют на мировую экономическую активность.Но даже и без этих усложняющих факторов Европе будет непросто оживить свою экономику, которая уже долгое время безрезультатно топчется на месте. Чтобы выбраться из болота, глава Европейского центрального банка Марио Драги предложил европейским правительствам большую сделку: они проводят структурные реформы и повывшають свою финансовую гибкость, а центральный банк расширяет свой баланс, чтобы стимулировать рост и устранить угрозу дефляции. Если страны Еврозоны не выполнят свои обещания, Центробанку будет сложно реализовать свою часть сделки, таким образом, он станет объектом жесткой критики и политического давления.
По другую сторону Атлантики, Федрезерв готовится к завершению своей программы количественного ослабления (QE) в следующем месяце, таким образом, для стимулирования экономики у него останутся только процентные ставки и заявление о намерениях. Сворачивание QE- непопулярная мера среди некоторых экономистов и политиков – обнажило ряд проблем, связанных с финансовой нестабильностью и растущим неравенством – и то, и другое может уничтожить процесс восстановления мировой экономики. Предстоящие ноябрьские выборы в Конгресс США усложняю дело. Если Республиканцы останутся у руля, хотя бы в одной палате Конгресса, у Барака Обамы, президента из Демократической партии, будет меньше возможностей для реализации своих задач, если, конечно, Белый Дом и Конгресс наконец-то не научатся работать вместе.
Между тем, в Японии премьер министр Синзо Абэ испытывает терпение своего частного сектора, откладывая долгожданную реализацию структурных реформ в дополнение к фискальным стимулам и монетарному ослаблению в рамках Абэномики – трехступенчатой стратегии, направленной на оживление стагнирующей экономики. Если «третья стрела» Абэномики так и не будет выпущена, инвесторы снова устремятся прочь, от рисковых активов, уничтожив попытки Премьера стимулировать рост и устранить дефляцию. Системно значимые развивающиеся экономики также страдают от изрядной доли неопределенности. Итоги президентских выборов в Бразилии помогут ответить на вопрос, продолжит ли страна двигаться к более устойчивой модели роста, или увязнет в морально устаревшей и исчерпавшей себя экономической стратегии, которая лишь усиливает стагфляцию. Станет ли недавно выбранный Премьер министр Индии Нарендра Моди активно выполнять свои предвыборные ожидания и проводить экономические реформы. А Китаю придется сглаживать финансовые риски, если он хочет избежать жесткой посадки.
Корпоративный сектор – еще один источник нестабильности. В этом году стабильные компании постепенно выходят из режима жесткой экономии, что выражается в отказе от анти-рисковых моделей поведения, доминировавших во время мирового финансового кризиса. На самом деле, все больше и больше компаний начинают тратить огромные запасы наличности, скопившиеся у них на балансах, сначала, чтобы увеличить дивиденды и выкупить акции, а затем, чтобы возобновить слияния и поглощения. Вопрос в том, начнут ли они выделять средства на новые инвестиции в основные средства и на создание рабочих мест, столь необходимых для стимулирования мировой экономики.
Вопросов много. Однако участники финансовых рынков и не думают искать на них ответы, игнорируя потенциальные риски и связанную с ними волатильность. Зато они свято верят в поддержку со стороны Центральных банков, нисколько не сомневаются в том, что монетарные власти, в конечном счете, трансформируют искусственно стимулированный рост в настоящий. И, конечно, они получают неплохие прибыли, благодаря высвобождению корпоративной наличности. В течение следующих нескольких месяцев может статься так, что оптимизм, доминирующий на финансовых рынках вполне оправдан. Но, к сожалению, скорее всего, прогнозы инвесторов слишком радужны, в отличие от серой реальности.
Мохамед Эль-Эрейн
По материалам:
forexpf.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас