Стирка закончилась — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Стирка закончилась

Казна и Политика
878
Нацбанк решил прекратить работу небольшого Грин Банка, который за последние полтора года, нарушая законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации преступных доходов, обналичил средства на 20 млрд грн. В центробанке готовы активнее использовать новые полномочия по очищению рынка: лишение лицензии грозит десятку банков, которые были уличены в противоправных действиях.
Доотмывался
Национальный банк начал активно пользоваться возможностью выводить с рынка банки, уличенные в отмывании «грязных» денег. 24 сентября Грин Банк был признан неплатежеспособным, поскольку занимался отмыванием доходов, полученных преступным путем. ФГВФЛ ввел в банк временную администрацию на три месяца.
Нацбанк два года копил данные о неправомерных действиях учреждения. «В 2012-2014 годах Грин Банк неоднократно нарушал законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации преступных доходов, проводил рисковую деятельность, создавал угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов. По итогам проверок НБУ четырежды привлекал банк и его должностных лиц к ответственности: применял штрафы, отстранял должностное лицо от работы, останавливал отдельные операции», – сообщили в НБУ. Но это не мешало банку в 2013-2014 годах провести «финансовые операции по переводу средств в наличную форму на общую сумму около 20 млрд грн».
Учреждение создано в 1992 году как банк «Полесье», позже он был переименован в «Олимпийскую Украину», а 9 июня 2010 года – в Грин Банк. Крупнейшим акционером банка являлась компания «ТУАЗ» (24,39%), принадлежащая директору департамента компании «Укргидроэнерго» Николаю Киселеву. Остальные акции были распределены между восьмью фирмами. В учреждении рассчитывали, что изменение акционеров в 2013 году станет мощным толчком к дальнейшему развитию банка.
Однако после смены власти Грин Банк стремительно терял позиции. Если в начале года учреждение занимало 132-е место по активам (566,64 млн грн), то к концу II квартала оно снизилось на 151-е место (329,82 млн грн). Самое существенное снижение зафиксировано по статье «денежные средства» – на 145 млн грн, до 55,8 млн грн.
Большая стирка
От ухода банка вкладчики не пострадают. На 1 июля розничный депозитный портфель учреждения составлял всего 28 млн грн. Обычно компенсации Фонда гарантирования вкладов физлиц покрывают не весь портфель вкладов. «В связи с незначительным объемом депозитов населения выведение этого банка с рынка никаким образом не отразится на стабильности банковского сектора», – сообщили в НБУ.
Это уже второе учреждение, которое выводится с рынка по причине отмывания «грязных» денег. Неделю назад неплатежеспособным стал АктаБанк, который за 2012-2014 годы обналичил иностранную валюту со счетов физлиц на 65 млрд грн (см. «Нацбанк остановил утечку»).
Как сообщал FinMaidan, НБУ с 11 июля получил право передавать в ФГВФЛ банки, которые не противодействуют отмыванию денег. 23 сентября Нацбанк принял постановление № 593, которым дополнительно прописал, что банк может быть признан неплатежеспособным, если он занимается отмыванием доходов, полученных преступным путем, а именно: ведет рисковую деятельность и НБУ два и более раза в течение трех лет применил к нему меры воздействия из-за нарушения законодательства.
Теперь НБУ может убрать с рынка любой банк-нарушитель. «Мы внедрили четкий механизм радикального влияния на банки, занимающиеся отмыванием средств. Речь идет о постановлении № 593, которым закреплен правовой механизм вывода таких банков с рынка в один этап, – говорит первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук. – Регулятор и в дальнейшем будет жестко реагировать на осуществление банками рисковых операций в значительных размерах, которые могут свидетельствовать о сознательном использовании банка в противоправных целях».
Юристы согласны с тем, что Нацбанк получил инструмент борьбы с «конвертами», но раньше эти проблемы специально не замечали. «Понятно, что грубые нарушения банка в финансовой сфере при предыдущей власти не приводили к санкциям, поскольку сама власть использовала банк в своих противозаконных схемах. Проблема была не в несовершенстве законодательства или юридических возможностях, а в политической воле предыдущего руководства НБУ и правоохранительных органов, – говорит управляющий партнер правовой группы «Доминион» Александр Пинчук. – Постановление № 593 свидетельствует о желании НБУ иметь более оперативный инструмент применения санкций к банкам, которые грубо нарушают законодательство». Но, по его мнению, «нужен комплекс мер и реформа финансового сектора, в результате которых решения НБУ не будут зависеть от политической, революционной или иной целесообразности».
Как много «отмывочных» банков в Украине пойдет «под нож», пока непонятно. Но Валерия Гонтарева еще в июле признала, что нелегальные операции только в 2013 году осуществляли 14 банков – на общую сумму 292 млрд грн. «Некоторые из этих банков рассказывали нам, что они работали как раз в интересах тех, к кому мы обращались в наших письмах (в СБУ, милицию и прокуратуру. – Ред.)», – утверждала она.
Если в этом списке окажутся банки с большими портфелями вкладов, НБУ может не спешить с их передачей под управление ФГВФЛ. «Реалии таковы, что в нынешних условиях собственных средств Фонда может быть недостаточно, требуется господдержка», – отмечает начальник управления исследований банка «Надра» Татьяна Нурмухаметова.
Елена Губарь
По материалам:
FinMaidan
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас