Черноморский судостроительный завод может оказаться у "разбитого корыта" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Черноморский судостроительный завод может оказаться у "разбитого корыта"

Фондовый рынок
36
До конца лета ГАХК "Черноморский судостроительный завод" должен перейти в чьи-то заботливые руки. С начала мая к оценке предприятия приступили эксперты, нанятые Фондом госимущества. Свою работу оценщикам необходимо закончить в течение месяца, а условия проведения конкурса по продаже ЧСЗ могут быть сформированы к началу июля. Так что сам конкурс, не исключено, объявят уже в августе. Об этом пишет "Деловая столица".
Впрочем, ряд специалистов не исключает того, что конкурс может просто не состояться из-за слишком высокой стоимости холдинговой компании, заявленной ФГИУ.
Все бы было гладко, но цена - 200 млн. грн, предложенная ФГИ, оказалась несколько шокирующей для потенциальных покупателей из Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Греческие, украинские и российские крупные структуры, проявившие интерес к ЧСЗ, были несколько удивлены тем, что проведенная в 1996 году оценка предприятия показала стоимость несколько отличающуюся от вышеназванной - 129 млн. грн. С тех пор на заводе не происходило ничего такого, что могло бы повлиять на его удорожание, скорее наоборот. "С середины 90-тых завод, по сути, не работал. Производственные мощности простаивали, кроме того, возникли проблемы с отчуждением части имущества холдинговой компании… Думаю, сегодня завод не стоит таких денег", - комментирует ситуацию Иван Нестеренко, генеральный директор аудиторской фирмы "Донецкий аудит", проводившей первую оценку ЧСЗ.
Тем не менее желающих приобрести по умеренной цене завод достаточно широк. Сегодняшняя привлекательность предприятия обусловлена тем, что большинство мировых судоходных компаний после серии скандалов, вызванных авариями на нефтяных танкерах, вынуждены переходить на суда с двойной обшивкой. Таких судов в мире только треть от общего количества. ЧСЗ, обладающий уникальным оборудованием и квалифицированным персоналом, при соответствующих инвестициях вполне готов взять на себя часть таких заказов. Но, как свидетельствует Генеральный директор ЧСЗ Вячеслав Полтавцев, "модернизацией завода никто не занимался 15 лет. Сегодня технология резко ушла вперед, и мы уже значительно отстаем, и за счет этого становимся неконкурентоспособными". По его оценкам, только для ремонта оборудования, необходимого для выхода предприятия с нынешних 20% загрузки мощностей на нормальный режим работы, необходимо вложить не менее $10 млн.
Но не только эти проблемы создают сейчас поле напряженности вокруг Черноморского судостроительного. Возникает опасение, что его работа может быть парализована всерьез и надолго, но не "налоговиками", не террористами, не устаревшим оборудованием, а …зерном.
Началось все с того, что несколько лет тому назад руководство ЧСЗ было вынуждено продать свою Восточную набережную для строительства порта. Покупателем выступил СП "Нибулон". Заводу не хватало средств на достройку стоявших на стапелях суден и собственными силами строить порт было уже практически невозможно. Стороны договорились, что "Нибулон" поможет отремонтировать заводские дороги, а за это сможет провозить по ним до 1 млн. тонн своих грузов в год от проходной до купленной набережной.
Очень важный момент - большие объемы посторонних перевозок могут просто парализовать деятельность самого ЧСЗ, которому по технологии приходится завозить и перемещать по территории завода тысячи тонн металла. Но в самом договоре, несмотря на четко оговоренные объемы перевозок, некоторые нюансы были прописаны недостаточно четко. Они и поставили сегодня руководство завода в сложное положение.
22 апреля Хозяйственный суд Николаевской области обязал ГАХК "Черноморский судостроительный завод" подписать договор с "Нибулоном" на право использования портовиками автомобильной и железной дороги, проходящей по территории предприятия, причем без всяких квот и ограничений.
"Подводные камни" этой ситуации заключаются в следующем - до этого момента, несмотря на все попытки руководства завода привести пользование "Нибулоном" этими дорогами к цивилизованному договорному виду, этого никак не удавалось сделать. Основной договор купли-продажи это предусматривал и, казалось бы, закон был на стороне ЧСЗ, но на горизонте появилась собственная версия "Нибулона", введение в действие которой грозит парализовать деятельность завода.
Таким образом, в случае окончательного утверждения решения Хозяйственного суда Николаевской области, ЧСЗ попадет в зависимость от зернового порта "Нибулон", очень заинтересованного в максимальном увеличении пропускной способности порта. Ведь по иронии судьбы этот зернотрейдер подпал под закон "О специальной экономической зоне "Николаев", созданной для поддержки судостроительства. И теперь имеет все налоговые преференции этой СЭЗ, не имея отношения к судостроительству.
В такой ситуации руководству ЧСЗ не оставалось ничего другого, как подать апелляцию в судебные инстанции. Что, безусловно, не прошло незамеченным будущими покупателями. "Вспыхнул скандал, а проблемные предприятия очень тяжело продаются, туда очень неохотно идут покупатели. Поэтому я думаю, что эта ситуация значительно влияет на привлекательность предприятия" - прокомментировал конфликт генеральный директор аудиторской фирмы "Донецкий аудит" Иван Нестеренко.
По материалам:
Деловая Неделя
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас