Работу судостроительного завода может парализовать... зерно — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Работу судостроительного завода может парализовать... зерно

Фондовый рынок
65
Вот уже сто лет крупнейшее украинское судостроительное предприятие "Черноморский судостроительный завод" вполне отвечает своему названию и репутации одного из наиболее мощных в Европе предприятий отрасли. Более 1000 кораблей и судов различных типов и тяжелые крейсеры-авианосцы являются визитной карточкой предприятия. В последнее время, однако, завод, выставленный под приватизацию, оказался в эпицентре скандала "другой ориентации". Но прежде, чем мы попытаемся вникнуть в его подробности, хотелось бы сказать несколько слов о том, в каком состоянии предприятие предстает перед будущими инвесторами.
К сожалению, ЧСЗ не минула участь многих отечественных конверсионных мастодонтов - 15 лет завод никто не модернизировал. По мнению председателя правления ГАХК "Черноморский судостроительный завод" Вячеслава Полтавцева для выхода на нормальную мощность в модернизацию завода необходимо вложить около 10 миллионов долларов. Кроме того, у предприятия существует достаточно солидная кредиторская задолженность - 180 миллионов гривень. Кстати, общезаводские затраты в год составляют 3 миллиона гривень. Получается, что кредиторская задолженность "весит" много лет работы завода. Тем не менее, Фонд госимущества оценил ЧСЗ в сумму, превышающую 200 миллионов гривень. Для сравнения: предприятия такого класса, но с меньшими проблемами, за рубежом покупаются за сумму в 2 - 2,5 миллиона долларов. Естественно, при всем желании купить действительно интересный объект, неадекватная цена отбивает охоту у зарубежных инвесторов, привыкших считать свои средства до последнего цента. С подобной проблемой, кстати, постоянно сталкиваются и отечественные предприниматели, пытающиеся возрождать наше промышленное производство - очень затратный на первом этапе проект продается за "бешенные деньги".
Но не только эти проблемы создают сейчас поле напряженности вокруг Черноморского судостроительного. Возникает опасение, что его работа может быть парализована всерьез и надолго, но не "налоговиками", не террористами, не устаревшим оборудованием, а... зерном. Легко представить, насколько важна для такого вида продукции четкая и отлаженная система логистики - железнодорожных и автоперевозок внутри самого предприятия и за его территорией. Можно представить себе и страду - сбор зерна, которое эшелонами скапливается в пунктах разгрузки. Маршруты этих двух потоков совпадают и проходят по одним и тем же трассам. Трудно найти логику, и понять логистику этих процессов - однако, такая причудливая эклектика наблюдается сегодня на ЧСЗ.
А началось все с того, что несколько лет тому назад руководство ЧСЗ было вынуждено продать свою Восточную набережную для строительства порта. Покупателем выступил СП "Нибулон". Естественно, продажа состоялась не от хорошей жизни - заводу не хватало средств на достройку стоявших на стапелях суден, да и собственными силами строить порт было уже практически невозможно. Стороны договорились, что "Нибулон" поможет отремонтировать заводские дороги, а за это сможет провозить по ним до 1 миллиона тонн своих грузов в год от проходной до купленной набережной.
Очень важный момент - большие объемы посторонних перевозок могут просто парализовать деятельность самого ЧСЗ, которому по технологии приходится завозить и перемещать по территории завода тысячи тонн металла. Но в самом договоре, несмотря на четко оговоренные объемы перевозок, некоторые нюансы были прописаны недостаточно четко. Они и поставили сегодня руководство завода в тяжелое положение. 22 апреля Хозяйственный суд Николаевской области обязал ГАХК "Черноморский судостроительный завод" подписать договор с "Нибулоном" на право использования портовиками автомобильной и железной дороги, проходящей по территории предприятия, причем без всяких квот и ограничений. "Подводные камни" этой ситуации заключаются в следующем - до этого момента, несмотря на все попытки руководства завода привести пользование "Нибулоном" этими дорогами к цивилизованному договорному виду, этого никак не удавалось сделать. Основной договор купли-продажи это предусматривал, и, казалось бы, закон был на стороне ЧСЗ, но, как говорится, все люди равны перед законом, хотя есть те, кто ровнее. Интересно, что за СП "Нибулон" стоят николаевский экс-губернатор и экс-премьер-министр.
Теперь же, как гром среди ясного неба, на горизонте появилась собственная версия "Нибулона", введение в действие которой грозит парализовать деятельность завода. И какой инвестор сможет "перебить плетью обух", если это все-таки произойдет?
Таким образом, в случае окончательного утверждения решения хозяйственного суда Николаевской области, ЧСЗ попадет в зависимость от зернового порта "Нибулон", между прочим, очень заинтересованного в максимальном увеличении пропускной способности порта. Ведь по иронии судьбы этот зернотрейдер подпал под закон о свободной экономической зоне "Николаев", созданной для поддержки судостроительства (!). И теперь имеет все налоговые преференции этой СЭЗ, не только не имея отношения к судостроительству, но и, по сути, препятствуя ему.
В такой ситуации руководству ЧСЗ не оставалось ничего другого, как подать апелляцию в судебные инстанции. Что, безусловно, не прошло незамеченным будущими покупателями. "Вспыхнул скандал, а проблемные предприятия очень тяжело продается, туда очень неохотно идут покупатели. Поэтому я думаю, что эта ситуация значительно влияет на привлекательность предприятия", - прокомментировал конфликт Иван Нестеренко, генеральный директор аудиторской фирмы "Донецкий аудит", проводившей первую оценку ЧСЗ.
Очень печально, что крупный украинский завод, оказавшийся на гребне конъюнктуры рынка благодаря возможности производить крайне востребованную на международном рынке продукцию (сегодня многие мировые судоходные компании из-за проблем с безопасностью перевозок стоят перед необходимостью перевозить нефть только в танкерах с двойной обшивкой, которых в мире всего лишь около 30%, и которые может производить ЧСЗ) может остаться у "разбитого корыта". Средства в очередной раз уйдут к зарубежным компаниям, которые могут оказаться менее эффективными, но зато репутация у них будет безупречной. А мы со своим колоссальным производственным и кадровым потенциалом останемся доживать, а не преуспевать.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас