С холоду не умрем, просто в квартирах будет не 22, а 16°С. Не смертельно - эксперты о газе и зиме — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

С холоду не умрем, просто в квартирах будет не 22, а 16°С. Не смертельно - эксперты о газе и зиме

Энергетика
1643
Реверсные поставки газа из ЕС пока не могут покрыть дефицита голубого топлива в Украине. Население ждет прохладная зима и угроза диверсий на энергетических объектах со стороны северного соседа
Вчера, 7 сентября, премьер-министр Украины заявил о том, что Украина намерена диверсифицировать поставки газа и обрести газовую независимость от России в течение ближайших пяти лет. Дефицит голубого топлива на данный момент составляет порядка 5 млрд кубометров. О том, насколько реально пережить зиму с такой недостачей, и о том, реальны ли перспективы газовой независимости Украины в обозримом будущем, НВ расспросило экспертов энергетического рынка.
Независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский:
Озвученный Яценюком дефицит в 5 млрд кубометров газа – крайне оптимистичная цифра. Пессимистичная и реальная – в два раза выше. Да, если в ближайшее время у нас не “ляжет” окончательно промышленность и не будут осуществлены какие-либо меры экономии в области коммунальной энергетики, то это цифра легко достигнет 10 млрд кубометров. Но если учесть спад промышленности на востоке страны, то дефицит, возможно, будет ниже.
Такой дефицит является критичным с точки зрения обеспечения теплом – людей и энергоносителями – промышленности. На данный момент у нас есть только один путь преодоления этого дефицита – купить недостающий объем газа у Газпрома, однако сделать это по понятным причинам мы сейчас не можем. Достижение каких-либо газовых договоренностей с Россией возможно лишь в случае урегулирования политического вопроса. Если мы приходим к какому-то консенсусу в политической плоскости, то автоматом это влечет за собой и решение газового вопроса. Схем для его эффективного решения создано немало – и как долг реструктуризировать, и как цену сформировать. Но пока мы не разберемся с политикой, никто эти схемы не будет реализовывать.
К сожалению, реверсные поставки не помогут нам закрыть эту потребность. Реверс – не гарантия, реверсные контракты не носят обязательного характера. Европа отбирает газ для своих нужд, и в случае холодной зимы ей самой будет не хватать. А значит, свободных объемов, которые можно было бы продать нам, попросту не будет. Показательной в этом плане была зима 2012 года. Еще один фактор, не свидетельствующий в пользу реверса, – его цена.
Одно дело покупать сейчас по цене $350-365. Но, к примеру, на Central European Gas Hub фьючерсные контракты на ноябрь уже стартовали с отметки в $335-340. А это значит, что к нам реверсный газ будет заходить по цене свыше $400.
Исходя из того, что делается сегодня, говорить о возможности стать независимыми от российского газа в течение следующих пяти лет – это очень оптимистический прогноз. Я бы брал больший срок. Но при условии, что будут реализовываться целевые государственные программы, касающиеся не только финансирования, но и реформирования нормативно-правовой базы, а также правил игры как на газовом рынке, так и в ЖКХ. Это должно ставиться как цель. При чем как цель на уровне национальной безопасности. Должно быть четкое понимание того, каким образом все это будет реализовываться. Плохой пример – недавно из бюджета выделили 500 млн грн на замену газового оборудования. Кому выделили – непонятно. Какой результат будет – тоже непонятно. Главное – выделили.
По-хорошему это должна быть четкая программа, в которой внятно прописано, что идет за счет государства, что идет за счет частных инвестиций, каким способом – с помощью компенсации процентов по кредитам, субсидирования малоимущих и прочее.
Только если будет реализована такая комплексная программа, мы сможем минимизировать за 5-7 лет зависимость от импортного газа. Не только российского. И когда мы минимизируем его [импортного газа] потребление до, условно говоря, 5-7 млрд кубометров, нам будет все равно, где его покупать и по какой цене.
Директор энергетических программ центра Номос Михаил Гончар:
Я бы не стал драматизировать по поводу последствий для отопительного сезона дефицита в 5 млрд кубометров. Этих 5 млрд нам не хватает, чтобы перезимовать, как обычно. И если дефицит сохранится [на этой отметке], то с холоду мы не умрем. Просто нам будет не так комфортно, как мы привыкли – в квартирах не будет 22, а, к примеру 16°С. Это не смертельно, но вместо привычного халата придется одевать более теплые вещи.
Говоря о возможном уменьшении и увеличении имеющегося дефицита газа, нужно отметить, что многое зависит от того, насколько холодной будет зима. Если она будет не сильно холодная – то дефицит составит порядка 4 млрд кубометров, а если аномально холодной, то и 7 млрд. кубометров. Если допустить, что дефицит будет держаться на нынешнем уровне, то это значит, что нам будет не хватать порядка 10% газа. Так, по моим ощущениям, в нынешнем году потребление газа в нашей стране едва ли перевалит за отметку в 50 млрд кубометров. При этом, в 2013 году потребление составило 50,3 млрд, в 2012 – 54 млрд. Мы медленно, но уверено идем по пути сокращение потребления.
Все дело в том, что на востоке страны, где находится самая газоемкая и энергоемкая промышленность, уже стоят предприятия. Дают свое и мероприятия правительства по 30% экономии. Худо-бедно, но они выполняются.
Люди, которые кричат, что в Украине нет газа и все мы замерзнем только потому, что наши газохранилища на 30 млрд кубометров не заполнены до краев, ошибаются. Никогда наши хранилища не заполнялись полностью. Даже когда через Украину шло транзитом 120 млрд кубометров, а мы сами потребляли 73 млрд кубометров, в газохранилищах на зиму закачивалось около 20 млрд кубометров. И этого было более чем достаточно. Сейчас наше потребление составляет порядка 50 млрд, а объем транзита по прошлому году – 86 млрд. Зачем нам полные газохранилища – непонятно.
Более того, до начала отопительного сезона еще почти шесть недель. За это время мы вполне можем выйти на уровень запаса в 17 млрд. кубометров, необходимых для прохождения зимнего периода. Опасность представляет другой момент – пики холодной погоды, когда на протяжении 2-3 недель держится морозная погода. Если эти пики будут одновременными и в Европе, и в России, и в Украине, есть шанс померзнуть. Так было в 2012 году, когда оказалось, что в такой момент Газпром не в состоянии обеспечить и внутренних потребителей, и нас с Европой.
Безусловно, есть и более негативный сценарий, на который мы, увы, никак не можем влиять – возможность российской диверсионной деятельности по отношению к объектам украинской энергетической инфраструктуры. Мы уже становились ее свидетелями – в Донбассе, Ивано-Франковской и Полтавской областях. Правительству стоит принять меры в отношении защиты стратегически важных объектов энергетической и транспортной инфраструктуры. Если будут диверсии, то последствия будут очень плачевные.
Еще один возможный сценарий на зиму будет реализовываться, если Россия прибегнет к масштабной газовой войне. Это значит, что транзит газа через Украину прекратится, а направлено это будет против Европы – чтобы заставить ЕС согласиться на проект Южный поток.
Чтобы добиться независимости по газу от России в 5-летний срок или в более длительной перспективе, Украине нужно двигаться в трех направлениях. Первое – газосбережение. Второе – идти по пути увеличения собственной газодобычи. Тут не приходится ждать больших прорывов, но добавить 3-3,5 млрд кубометров газодобычи вполне возможно. Третье – необходимо диверсифицировать поставки через реверсные. Благодаря им, мы можем сократить уровень поставок от Газпрома напрямую до той отметки, когда они уже ничего не решают в общей объеме – например, до уровня тех же 5 млрд кубометров. Технические возможности для этого более чем располагают: из Словакии мы можем получать 10 млрд кубометров газа в год, 5,5 млрд – из Венгрии, и 1,5 млрд из Польши. Всего – до 17 млрд.
Елена Ковтун
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас