Зачем реанимируют игорный бизнес? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Зачем реанимируют игорный бизнес?

Казна и Политика
1819
Правительство предлагает реанимировать запрещенный игорный бизнес. С такой инициативой выступил министр финансов Александр Шлапак. Напомним, с 2009 года любая игорная деятельность была запрещена, кроме государственных лотерей.
«Мы предлагаем принять три закона о деятельности лотерей, казино, букмекерских контор», – рассказал он. Предложенные законодательные изменения передадут в парламент в сентябре. По словам Шлапака, разработанные Минфином законопроекты позволят увеличить доходы от игорного бизнеса в 2014 году на 400 миллионов гривен, а в 2015 году – на 1 миллиард гривен.
Прежде всего в Минфине предлагают легализовать казино и установить ограничения их деятельности. Об этом говорится в законопроекте «О деятельности казино в Украине». Так, по словам Шлапака, казино будут размещать только в пятизвездочных отелях, в которых не менее 100 номеров. В самом зале должно быть не менее 12 столов. Только там, по предложениям Минфина, будет разрешено организовывать азартные игры – рулетку, карты, тотализаторы. Кроме того, все игровое оборудование предлагается лицензировать, что, по словам министра финансов Александра Шлапака, позволит контролировать объемы выигрышей и соответственно увеличит отчисления налогов в бюджет. Стоимость лицензии на организацию и проведение азартных игр в казино составит 40 млн гривен. Доступ к казино будет только у граждан с 21 года. Также, добавляет Шлапак, предлагается урегулировать деятельность букмекерских контор. Соответствующим законопроектом предусмотрено установить ограничения в 50 миллионов.
Еще одним законопроектом, по словам министра финансов, предлагается проведение только государственных лотерей в Украине и полный запрет частных. Приобретать лотереи в случае принятия предложенных изменений смогут только граждане от 18 лет. Собранные средства Минфин обещает направлять на социальные нужды и развитие спорта.
КОММЕНТАРИИ
Александра КУЖЕЛЬ, председатель парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики:
- Принятие этого документа сейчас не ко времени. Если есть желание навести порядок в игорном бизнесе, то нужен не закон, а желание это сделать. У нас уже была охота на подпольные казино, и она закончилось тем, что посадили тех ребят, которые помогали выявить эти подпольные заведения… Из-за военной ситуации, выборов в парламент сейчас данный закон будет только вредить, а не помогать. Нельзя его сейчас принимать. Я понимаю, сколько может стоить его лоббирование, но он сейчас не ко времени. Есть лоббисты, которые пытаются протащить его через Раду, потому что думают, что никто не разберется. Но парламенту сейчас не до того… Игорный бизнес закрыли, но он продолжает действовать нелегально. Есть большое количество подпольных залов по всей Украине, которые работают, не платя никаких налогов. Чтобы снять это напряжение с незаконностью, надо заставить милицию “не крышевать» эти доходы. А как? Авторы предлагают с помощью больших регуляторных нормативов, но это ничего не изменит. Нужна люстрация и приход новых силовых структур.
Сергей ТРЕТЬЯКОВ, бывший президент «Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса»:
- Я поддерживаю возвращение закона об игорном бизнесе. Но надо знать, какова цель этого. Если – заработать деньги, то самое главное, чтобы был полный жесткий государственный контроль над этим бизнесом. В Европе есть четыре модели развития этого бизнеса. Один из наиболее подходящих – создание единого государственного оператора, он дает право частным компаниям осуществлять такой вид бизнеса, тогда он же выдает разрешения, контролирует соблюдение буквы закона, забирает или приостанавливает лицензии. О размещении казино при отелях и курортах при стоимости лицензии в 40 миллионов гривен – это непривлекательно. Не каждый отель сможет открыть игорный бизнес, потому что для этого нужны большие залы, где будут размещаться казино. А казино – прежде всего это игорные столы, которые приносят только 20% всей прибыли такому залу. Остальное дают игровые автоматы. Поэтому им нужно позволять то и другое. Если и возобновлять, то нельзя допускать российского оператора сюда, потому что в предыдущие годы он полностью все деньги вывозил в Россию и ничего не вкладывал. То есть это фактически обдираловка. Относительно лотерей также надо определиться: в Европе лотереи только государственные, а у нас – наоборот, полная профанация. В настоящее время действует 2-3 лотерейных оператора. То же касается тотализаторов и букмекерства. И самое главное – дать законодательное определение понятию «азартная игра», так как этим пользуются мошенники. Запретить интернет-казино – попытка хорошая, но нереальная. Ведь серверы обычно ставят за рубежом, и никаких доходов и прибылей государство не увидит.
Еще одно: если контроль за игорным бизнесом останется за МВД и Минфином, то дела будут так же плохи, как и до запрета. Ведь, к сожалению, игорный бизнес очень коррумпирован. Поэтому надо создавать отдельную государственную компанию, как в ЕС, и сразу выставлять условия, что определенный процент прибыли азартных заведений идет на общественно важные отрасли. В Австрии 20% – на поддержку национального драматического театра, 10% – на спорт и 10% – на инвалидов, то есть всего 40% направляется на культурные проекты. Экономический эффект от игорного бизнеса в 2009 году составил 1-2 миллиарда гривен чистой прибыли. Чтобы деньги шли же в бюджет и при этом сами операторы соблюдали правила, обязательно нужно установить значительные штрафы за нарушение. Например, в ЕС действует двойная ставка от потерянной бюджетом выгоды, т.е. если игорное предприятие не уплатило государству 10% прибыли, то штраф составляет 20%. Если же в зале задерживают несовершеннолетнего, то такое казино в Евросоюзе закрывают на 1 год, то есть бизнес фактически ликвидируется.
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
- Это 100% лоббистский продукт, оно отличается двойственным отношением. С моральной точки зрения, этот вопрос не ко времени, но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, – он нужен. Хотя и объем доходов от азартных игр в бюджет будет незначителен – менее 1% ВВП. Когда в 2009-м закрывали игорный бизнес из-за пожара в одном из заведений, то действовали популистски, исходя из политической целесообразности. Тогда это решение было абсолютно неправильным. Но в целом игорная деятельность имеет право на жизнь в очень жестких рамках. Предложенные Минфином подходы означают, что на этом рынке смогут работать только крупные игроки. Именно они получат эксклюзивные лицензии на деятельность. И это правильно, ибо легкодоступность в зарабатывании денег в игорном бизнесе привела к тому, что подростки транжирили деньги своих родителей, и в обществе было все больше и больше людских трагедий. Игорная деятельность должна жестко контролироваться государством, но реанимировать ее надо только после окончания войны и восстановления экономики.
Наталия Белоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас