2810
В Украине появилась компания, которая готова за 4 месяца построить терминал для приема сжиженного газа
— Энергетика
В Украине появилась еще одна компания, которая выявляет готовность за 4 месяца (!) построить терминал для приема сжиженного газа. Стоимость проекта оценивается в $60-65 млн.(!!!)
С 2007 г. Украина не в состоянии продвинуться в реализации проекта, который дал бы энергетическую независимость стране. Даже после стараний ГП «LNG терминал», расчетов испанской компании Socoin и польской ILF – перспективы реализации проекта в Украине выглядят уныло. Однако на фоне этого, некоторое разнообразие внесли «стивидорщики» из Южной Пальмиры – группа терминалов «Трансинвестсервис» – крупнейший в Украине сухогрузный порт, владеющий терминалами по перевалке зерна, минеральных удобрений, руды, угля, контейнерным терминалом. Серьезный «игрок» отечественного рынка, в партнерстве с частной газоснабжающей компанией, имеющей активы и в добыче газа – сильная связка для реализации подобных проектов, чего не скажешь об озвученных цифрах проекта….
Мега-планы из Одессы…
Планы выглядят задорно, но ничего общего с реальными цифрами в них не наблюдается, к сожалению. Стивидорная компания «Трансинвестсервис» (ТИС) разработала план согласно которому, за короткий срок сможет построить терминал для приема СПГ.
Показатели СПГ-проекта ТИС:
Показатели СПГ-проекта ТИС:
- объем поставок – 5 млрд.куб.м (~20% от общего объема импорта газа Украиной). Предполагается, что поставлять газ на терминал будут Алжир, Тунис!!! и Катар, в перспективе возможно и США;
- срок строительства – 4 месяца, но может увеличиться до 16 месяцев, в зависимости от варианта реализации проекта;
- оценочная стоимость проекта – $60-65 млн., реализация за счет частных инвестиций, партнером в проекте указывается частная газоснабжающая компания «Одессагаз».
- срок строительства – 4 месяца, но может увеличиться до 16 месяцев, в зависимости от варианта реализации проекта;
- оценочная стоимость проекта – $60-65 млн., реализация за счет частных инвестиций, партнером в проекте указывается частная газоснабжающая компания «Одессагаз».
К причалу, где будет стоять плавучий СПГ-терминал, уже подводится газопровод, который соединит порт с магистральными газопроводами высокого давления, которые находятся в 7 км от причала. Компания ТИС заявляет, что у нее: «… все проще, быстрее и дешевле. ТИС уже подписала меморандум с поставщиком плавучего газификатора, который готов в ближайшие сроки поставить нам терминал в Украину. С «Нафтогазом» сейчас подписан только меморандум о желании ТИС строить СПГ-терминал. ТИС нужен договор на резервирование мощностей, который обеспечит загрузку терминала».
«Цена, которая просчитывается сегодня с учетом доставки, регазификации и подачи в систему – $290-360/тыс.куб.м», – указывает руководство ТИС. На фоне всего перечисленного логичным выглядит лишь желание грузоперевалочной и газовой компаний взять под контроль новый вид бизнеса, который возможен только на черноморском побережье. Из реального – это все, к сожалению.
Реальные цифры
Реализация проекта диверсификации поставок газа в сжиженном виде морским транспортом, в формате «плавучего» приемного СПГ-терминала, предусматривает создание в порту приема груза двух основных составляющих:
1) плавучего терминала (хранилища), который представляет собой СПГ-танкер с установкой регазификации на борту – он же плавучая установка для хранения и регазификации (англ. – Floating Storage Regasification Unit, FSRU);
2) портовой инфраструктуры (причальные сооружения, система газопроводов) для подключения танкера к распределительным газопроводам и подачи газа в ГТС страны.
Объем поставок
«Плавучий» СПГ-терминал, в отличие от «наземного», обеспечивает мобильность поставок, минимальные сроки реализации и инвестиции в создание необходимых объектов инфраструктуры, однако имеет малую производительность, в среднем до 4 млрд.куб.м. Отдельные «экземпляры» способны обеспечить отгрузку газа в систему на уровне 6-8 млрд.куб.м/год. Но обычно такие суда рассчитаны под конкретные проекты и по нескольку десятилетий проводят на «проектной точке». Для того чтобы взять в аренду судно-терминал нужно отстоять в очереди за ним 1-2 года как минимум. Вторая опция – заказать строительство нового FSRU, оплатить свыше $200 млн., и подождать 28-34 месяцев (данные Golar LNG Ltd.).
Другая важная сторона – контрактование объемов, которое планируется на годы вперед. Тем более, что речь идет о крупных поставщиках СПГ на мировой рынок, объемы которых уже расписаны на десятилетия. Речь об Алжире, Катаре, в то время как в Тунисе – ни газа, ни завода по его сжижению попросту нет. А поставки СПГ из США могут стать возможными после 2017 года. Поставки СПГ по долгосрочным контрактам (15-20 лет) обеспечивают около 50% поставок газа в таком виде на мировой рынок, спотовые и краткосрочные около 10%. Но самое главное то, что строительству терминала обычно предшествует подписание контракта на поставку газа, а не наоборот.
Сроки и стоимость
Стоимость строительства лишь одной береговой инфраструктуры превышает €100 млн. И если строители – подрядчики ТИС смогли бы вложиться в заявленные сроки по сооружению газопровода для подключения к ГТС, то продолжительность выполнения работ по строительству причальных сооружений стоимостью около €200 млн. составит не меньше 9-10 месяцев.
Затраты на подключение СПГ-терминала под Одессой ранее оценивались на уровне €113 млн. Минимальное расстояние для подключения терминала к ГТС Украины составляет около 65 км.
Согласно данным ГП «LNG-терминал», которые были согласованы с «Укртрансгаз», газотранспортная часть проекта (подключение к ГТС) предусматривала реализацию в 2 этапа:
1й – строительство 12 км газопровода до ГРС Визирка, откуда поставляется газ на Припортовый завод и др. потребителям региона, а также около 30 км лупинга вдоль существующих газопроводов для поставок газа в направлении Одессы;
2й – строительство 23 км газопровода до КС Березовка (врезка в ГТС Украины).
Кроме всего, аренда плавучего терминал будет стоить около $700 млн. за 10 лет, т.е. до $70 млн./год.
Таким образом, указанной ТИС «оценочной стоимости проекта» $60-65 млн. будет достаточно лишь для частичной реализации проекта (одна из трех опций):
- для оплаты аренды плавучего терминала сроком на 1 год;
- или строительства 50% газопровода для подключения терминала к ГТС Украины;
- или строительства 50% газопровода для подключения терминала к ГТС Украины;
- или 1/3 части необходимых портовых сооружений для соединения терминала с «сущей».
Для сравнения, стоимость строительства наземного СПГ-терминала в Украине мощностью 10 млрд.куб.м/год, по расчетам «Socoin», оценивалась в €856 млн., а продолжительность не менее 3 лет.
Реальный литовский СПГ-проект
СПГ-терминала в Клайпеде, который будет введен в эксплуатацию в декабре 2014 г. включает:
- плавучий терминал, он же плавучая установка для хранения и регазификации (FSRU);
- причальная платформа длинной 450 м, стендеры и прочие мощности;
- газопровод длинной 18 км для подключения терминала к газоизмерительной станции.
Осенью 2011 г. был выбран формат СПГ-проекта: «плавучий терминал», в порту Клайпеда, мощностью 3 млрд.куб.м/год при аналогичном ежегодном объеме потребления газа в Литве. Объявлены тендеры и т.п.
В 2012 г. был подписан договор, который предусматривает, что аренда плавучего терминала за 10 лет обойдется Klaipedos nafta в $689 млн. (около 1,791 млрд.литов). Судно будет предоставлено в аренду во 2-й половине 2014 г. Кроме того, компания Hoegh LNG обеспечит управление и обслуживание (ремонт) FSRU, а также право его выкупа, после чего судно сможет эксплуатироваться еще 30 лет.
В 2012 г. был подписан договор, который предусматривает, что аренда плавучего терминала за 10 лет обойдется Klaipedos nafta в $689 млн. (около 1,791 млрд.литов). Судно будет предоставлено в аренду во 2-й половине 2014 г. Кроме того, компания Hoegh LNG обеспечит управление и обслуживание (ремонт) FSRU, а также право его выкупа, после чего судно сможет эксплуатироваться еще 30 лет.
В феврале 2014 г. было закончено строительство FSRU. Танкер «Independence» был построен в Южной Корее на верфи HHI по заказу компании Hoegh LNG. Осенью он будет доставлен в Прибалтику. Стоимость береговой инфраструктуры составит около €200 млн. (690 млн. литов). В январе 2014 г. Klaipėdos nafta получила разрешение на строительство причала для швартовки будущего газового терминала. Согласно договору с Klaipėdos nafta, подрядчик – компания BMGS (Латвия) – должна будет завершить работы по строительству причальных сооружений в октябре 2014 года.
Вместимость FSRU составляет 170 тыс.куб.м СПГ, что может обеспечить мощность терминала «на выходе» около 1 млрд.куб.м/год – на 1-м этапе эксплуатации, а в дальнейшем максимальная мощность может достигнуть 2-3 млрд.куб.м/год. Такой объем позволит пока что частично, а в будущем полностью, обеспечить потребности Литвы в газе, тем самым – упразднив монопольное положение поставок российского газа.
Реальная цена газа доставленного в виде СПГ в Украину
Нынешняя индикационная стоимость СПГ на спотовом рынке Европы (LNG Journal, 12 Aug) оценивается в $7,15/MMBtu, т.е. около $290/тыс.куб.м. Транспортировка его в Украину обойдется еще $20-30/тыс.куб.м. Оплата услуг прохождения Босфора составит не меньше $10-30/тыс.куб.м, а простой танкеров потянет на более весомую статью затрат.
Нынешняя индикационная стоимость СПГ на спотовом рынке Европы (LNG Journal, 12 Aug) оценивается в $7,15/MMBtu, т.е. около $290/тыс.куб.м. Транспортировка его в Украину обойдется еще $20-30/тыс.куб.м. Оплата услуг прохождения Босфора составит не меньше $10-30/тыс.куб.м, а простой танкеров потянет на более весомую статью затрат.
Регазификация СПГ в Украине на новом терминале будет стоить не меньше $30-40/тыс.куб.м, а поставка газа в систему обойдется дополнительно $5-10/тыс.куб.м.
В общем, в сегодня цена газа в Украине составила бы не менее $355/тыс.куб.м, но более вероятно свыше $400/тыс.куб.м. Наивно полагать, что газ полученный таким способом может быть существенно дешевле реверсного, спотового, и наконец – российского. Его цена будет рыночной, но не «шаровой» как этого все ожидают. СПГ – это в первую очередь альтернатива, которая при государственной поддержке имеет шанс стать конкурентоспособной. Нужна ли нам такая альтернатива?
Ход продвижения украинского СПГ-проекта свидетельствует о том, что стране нужен терминал, как опция, но не газ любой ценой. Поэтому, пока возможности получения более дешевого газа из альтернативных источников не исчерпаны, СПГ-терминал вряд ли будет интересен, даже в предложенном фантастическом формате компании ТИС.
Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью
Также по теме
ЕС не будет покупать газ из россии даже после наступления мира — еврокомиссар
Германия выделяет дополнительные 100 млн евро на срочный ремонт энергетики Украины
Турция на год продлила контракты на импорт газа из россии
Макрон предложил «зимний» мораторий для рф на удары по энергетике Украины
Биоэтанол в Украине: что это, как его вырабатывают и перспективы развития
Рада продлила НДС-льготу на импорт электрооборудования
