В Украине появилась компания, которая готова за 4 месяца построить терминал для приема сжиженного газа


В Украине появилась компания, которая готова за 4 месяца построить терминал для приема сжиженного газа

В Украине появилась еще одна компания, которая выявляет готовность за 4 месяца (!) построить терминал для приема сжиженного газа. Стоимость проекта оценивается в $60-65 млн.(!!!)

С 2007 г. Украина не в состоянии продвинуться в реализации проекта, который дал бы энергетическую независимость стране. Даже после стараний ГП «LNG терминал», расчетов испанской компании Socoin и польской ILF – перспективы реализации проекта в Украине выглядят уныло. Однако на фоне этого, некоторое разнообразие внесли «стивидорщики» из Южной Пальмиры – группа терминалов «Трансинвестсервис» – крупнейший в Украине сухогрузный порт, владеющий терминалами по перевалке зерна, минеральных удобрений, руды, угля, контейнерным терминалом. Серьезный «игрок» отечественного рынка, в партнерстве с частной газоснабжающей компанией, имеющей активы и в добыче газа – сильная связка для реализации подобных проектов, чего не скажешь об озвученных цифрах проекта….

Мега-планы из Одессы…

Планы выглядят задорно, но ничего общего с реальными цифрами в них не наблюдается, к сожалению. Стивидорная компания «Трансинвестсервис» (ТИС) разработала план согласно которому, за короткий срок сможет построить терминал для приема СПГ.
Показатели СПГ-проекта ТИС:

- объем поставок – 5 млрд.куб.м (~20% от общего объема импорта газа Украиной). Предполагается, что поставлять газ на терминал будут Алжир, Тунис!!! и Катар, в перспективе возможно и США;
- срок строительства – 4 месяца, но может увеличиться до 16 месяцев, в зависимости от варианта реализации проекта;
- оценочная стоимость проекта – $60-65 млн., реализация за счет частных инвестиций, партнером в проекте указывается частная газоснабжающая компания «Одессагаз».

К причалу, где будет стоять плавучий СПГ-терминал, уже подводится газопровод, который соединит порт с магистральными газопроводами высокого давления, которые находятся в 7 км от причала. Компания ТИС заявляет, что у нее: «… все проще, быстрее и дешевле. ТИС уже подписала меморандум с поставщиком плавучего газификатора, который готов в ближайшие сроки поставить нам терминал в Украину. С «Нафтогазом» сейчас подписан только меморандум о желании ТИС строить СПГ-терминал. ТИС нужен договор на резервирование мощностей, который обеспечит загрузку терминала».

«Цена, которая просчитывается сегодня с учетом доставки, регазификации и подачи в систему – $290-360/тыс.куб.м», – указывает руководство ТИС. На фоне всего перечисленного логичным выглядит лишь желание грузоперевалочной и газовой компаний взять под контроль новый вид бизнеса, который возможен только на черноморском побережье. Из реального – это все, к сожалению.

Реальные цифры

Реализация проекта диверсификации поставок газа в сжиженном виде морским транспортом, в формате «плавучего» приемного СПГ-терминала, предусматривает создание в порту приема груза двух основных составляющих:

1) плавучего терминала (хранилища), который представляет собой СПГ-танкер с установкой регазификации на борту – он же плавучая установка для хранения и регазификации (англ. – Floating Storage Regasification Unit, FSRU);

2) портовой инфраструктуры (причальные сооружения, система газопроводов) для подключения танкера к распределительным газопроводам и подачи газа в ГТС страны.

Объем поставок

«Плавучий» СПГ-терминал, в отличие от «наземного», обеспечивает мобильность поставок, минимальные сроки реализации и инвестиции в создание необходимых объектов инфраструктуры, однако имеет малую производительность, в среднем до 4 млрд.куб.м. Отдельные «экземпляры» способны обеспечить отгрузку газа в систему на уровне 6-8 млрд.куб.м/год. Но обычно такие суда рассчитаны под конкретные проекты и по нескольку десятилетий проводят на «проектной точке». Для того чтобы взять в аренду судно-терминал нужно отстоять в очереди за ним 1-2 года как минимум. Вторая опция – заказать строительство нового FSRU, оплатить свыше $200 млн., и подождать 28-34 месяцев (данные Golar LNG Ltd.).

Другая важная сторона – контрактование объемов, которое планируется на годы вперед. Тем более, что речь идет о крупных поставщиках СПГ на мировой рынок, объемы которых уже расписаны на десятилетия. Речь об Алжире, Катаре, в то время как в Тунисе – ни газа, ни завода по его сжижению попросту нет. А поставки СПГ из США могут стать возможными после 2017 года. Поставки СПГ по долгосрочным контрактам (15-20 лет) обеспечивают около 50% поставок газа в таком виде на мировой рынок, спотовые и краткосрочные около 10%. Но самое главное то, что строительству терминала обычно предшествует подписание контракта на поставку газа, а не наоборот.

Сроки и стоимость

Стоимость строительства лишь одной береговой инфраструктуры превышает €100 млн. И если строители – подрядчики ТИС смогли бы вложиться в заявленные сроки по сооружению газопровода для подключения к ГТС, то продолжительность выполнения работ по строительству причальных сооружений стоимостью около €200 млн. составит не меньше 9-10 месяцев.

Затраты на подключение СПГ-терминала под Одессой ранее оценивались на уровне €113 млн. Минимальное расстояние для подключения терминала к ГТС Украины составляет около 65 км.

Согласно данным ГП «LNG-терминал», которые были согласованы с «Укртрансгаз», газотранспортная часть проекта (подключение к ГТС) предусматривала реализацию в 2 этапа:

1й – строительство 12 км газопровода до ГРС Визирка, откуда поставляется газ на Припортовый завод и др. потребителям региона, а также около 30 км лупинга вдоль существующих газопроводов для поставок газа в направлении Одессы;

2й – строительство 23 км газопровода до КС Березовка (врезка в ГТС Украины).

Кроме всего, аренда плавучего терминал будет стоить около $700 млн. за 10 лет, т.е. до $70 млн./год.

Таким образом, указанной ТИС «оценочной стоимости проекта» $60-65 млн. будет достаточно лишь для частичной реализации проекта (одна из трех опций):

- для оплаты аренды плавучего терминала сроком на 1 год;
- или строительства 50% газопровода для подключения терминала к ГТС Украины;

- или 1/3 части необходимых портовых сооружений для соединения терминала с «сущей».

Для сравнения, стоимость строительства наземного СПГ-терминала в Украине мощностью 10 млрд.куб.м/год, по расчетам «Socoin», оценивалась в €856 млн., а продолжительность не менее 3 лет.

Реальный литовский СПГ-проект

СПГ-терминала в Клайпеде, который будет введен в эксплуатацию в декабре 2014 г. включает:

- плавучий терминал, он же плавучая установка для хранения и регазификации (FSRU);

- причальная платформа длинной 450 м, стендеры и прочие мощности;

- газопровод длинной 18 км для подключения терминала к газоизмерительной станции.

Осенью 2011 г. был выбран формат СПГ-проекта: «плавучий терминал», в порту Клайпеда, мощностью 3 млрд.куб.м/год при аналогичном ежегодном объеме потребления газа в Литве. Объявлены тендеры и т.п.
В 2012 г. был подписан договор, который предусматривает, что аренда плавучего терминала за 10 лет обойдется Klaipedos nafta в $689 млн. (около 1,791 млрд.литов). Судно будет предоставлено в аренду во 2-й половине 2014 г. Кроме того, компания Hoegh LNG обеспечит управление и обслуживание (ремонт) FSRU, а также право его выкупа, после чего судно сможет эксплуатироваться еще 30 лет.

В феврале 2014 г. было закончено строительство FSRU. Танкер «Independence» был построен в Южной Корее на верфи HHI по заказу компании Hoegh LNG. Осенью он будет доставлен в Прибалтику. Стоимость береговой инфраструктуры составит около €200 млн. (690 млн. литов). В январе 2014 г. Klaipėdos nafta получила разрешение на строительство причала для швартовки будущего газового терминала. Согласно договору с Klaipėdos nafta, подрядчик – компания BMGS (Латвия) – должна будет завершить работы по строительству причальных сооружений в октябре 2014 года.

Вместимость FSRU составляет 170 тыс.куб.м СПГ, что может обеспечить мощность терминала «на выходе» около 1 млрд.куб.м/год – на 1-м этапе эксплуатации, а в дальнейшем максимальная мощность может достигнуть 2-3 млрд.куб.м/год. Такой объем позволит пока что частично, а в будущем полностью, обеспечить потребности Литвы в газе, тем самым – упразднив монопольное положение поставок российского газа.

Реальная цена газа доставленного в виде СПГ в Украину
Нынешняя индикационная стоимость СПГ на спотовом рынке Европы (LNG Journal, 12 Aug) оценивается в $7,15/MMBtu, т.е. около $290/тыс.куб.м. Транспортировка его в Украину обойдется еще $20-30/тыс.куб.м. Оплата услуг прохождения Босфора составит не меньше $10-30/тыс.куб.м, а простой танкеров потянет на более весомую статью затрат.

Регазификация СПГ в Украине на новом терминале будет стоить не меньше $30-40/тыс.куб.м, а поставка газа в систему обойдется дополнительно $5-10/тыс.куб.м.

В общем, в сегодня цена газа в Украине составила бы не менее $355/тыс.куб.м, но более вероятно свыше $400/тыс.куб.м. Наивно полагать, что газ полученный таким способом может быть существенно дешевле реверсного, спотового, и наконец – российского. Его цена будет рыночной, но не «шаровой» как этого все ожидают. СПГ – это в первую очередь альтернатива, которая при государственной поддержке имеет шанс стать конкурентоспособной. Нужна ли нам такая альтернатива?

Ход продвижения украинского СПГ-проекта свидетельствует о том, что стране нужен терминал, как опция, но не газ любой ценой. Поэтому, пока возможности получения более дешевого газа из альтернативных источников не исчерпаны, СПГ-терминал вряд ли будет интересен, даже в предложенном фантастическом формате компании ТИС.

Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua