Кто руководит Нацбанком? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кто руководит Нацбанком?

Валюта
5141
Вчера национальная валюта упала до рекордного минимума. По данным «ИнтерБизнесКонсалтинг», валютные торги на межбанковском рынке открылись котировками 13-13,3 гривни за доллар, а закрылись в обед на уровне 13,2-13,5 гривни за доллар. И это несмотря на недавние обнадеживания главы НБУ Валерии Гонтаревой, что «с гривней не только ничего не должно случиться, но должны еще произойти и некоторые позитивные моменты». Под последними она имела в виду укрепление. Что-то не вяжется. Почему же тогда лихорадит курс? Услышать ответ на этот вопрос от пани Гонтаревой вчера потребовали нардепы, поэтому вызвали ее в Раду «на ковер».
Впрочем, спросить о курсе гривни депутаты должны были не только ее, но и присутствовавшего вчера в парламенте премьера Арсения Яценюка, который, кстати, тоже работал в НБУ, следовательно, хорошо понимает, что такое курсообразование и откуда растут «ноги» у валютных каруселей. Разбирается в валютном вопросе и глава государства Петр Порошенко — бывший председатель Совета НБУ.
А что же НБУ? Напомним, что ранее глава Нацбанка рассказала, что НБУ решительно настроен на реализацию гибкого курсообразования (чего, кстати, требует МВФ) и что никаких коридоров нацрегулятор больше не дает, а только следит за инфляцией и тормозит эти процессы. «В случае стабилизации военной и политической ситуации в стране на рынке будет наблюдаться превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее», — заявила раньше Гонтарева.
Что же НБУ заверяет, что делает все правильно и постепенно отпускает гривню в свободное плавание, как и согласовано правительством с МВФ. Но актуально ли такие реформы, когда в стране война, а доходы большинства граждан заморожены из-за режима бюджетной экономии? Кроме того, никто не отменял Конституцию Украины, статья 99 которой определяет именно главной функцией НБУ обеспечение стабильности гривни!
О причинах гривневой лихорадки и способах как ее остановить «День» спросил у экспертов и финансистов.
ФАКТОРЫ ДЕВАЛЬВАЦИИОТСУТСТВУЮТ
«Нет объективных причин и факторов для понижения курса гривни. Внешнеторговый баланс сбалансирован, ждем второго транша кредита МВФ, газ у России не покупали и сэкономили валюту, население тоже массово не покупало доллары за исключением июля, когда спрос традиционно немного растет из-за сезона отпусков. Поэтому спокойно можно было удерживать курс гривни стабильным», — говорит «Дню» бывший министр экономки Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. Аргументы же о том, что валютная либерализация курса — следствие договоренностей с МВФ, он называет разговорами не более. «Либерализация не значит, что не нужно регулировать абсолютный денежный оборот. Можно не покупать валюту, но регулируйте денежную массу с помощью разных ценных бумаг, чтобы ее излишек не попадал на рынок и не оказывал давление на курс», — объясняет он. Но нет, снижение курса происходит, и выгодно это, по мнению Ланового. правительству, которое таким образом наполняет эмиссионной гривней бюджет.
В удешевлении гривни, по мнению бывшего заместителя председателя НБУ Сергея Еременко, свою роль сыграло заявление Арсения Яценюка об отставке и поведении НБУ. Последний, по его словам, две недели назад сделал две интервенции для прекращения укрепления гривни и дал понять рынку, что ниже 12 гривен курс не будет. А следовательно, продолжает эксперт, ревальвации тоже быть не может и движение курса возможно только в одну сторону. «Очевидно, рынок попытался «пробить» в эту сторону — и заигрались: вовремя не сработали, и межбанк дал толчок наличности, которая и стала ориентиром, чтобы дальше курс рос», — объясняет опытный банковский финансист.
«Виновны в этой ситуации — НБУ и экономический блок правительства. Более всего — НБУ, а затем — Минэкономики и Минфин. Минфин следит за фундаментальными факторами экономического роста (ВВП, дефицит бюджета), а от Нацбанка зависит инфляция, курс, эмиссия. Я не вижу факторов, которые бы доводили курс до такой девальвация, — опять на 15%. Здесь должна быть персональная ответственность всех действующих лиц и всех, кто назначил непрофессионалов», — выражает свое мнение в разговоре с «Днем» заместитель председателя НБУ (1991—1992 и 2005—2009), заместитель министра финансов Александр Савченко. По его мнению, есть очевидные две ошибки, приведшие к этому. «НБУ вместе с экономическим блоком правительства отказался от управления тремя параметрами: контроль над эмиссией, курсом и инфляцией. По крайней мере два или хотя бы один из этих трех параметров нужно контролировать. А сейчас не контролируется ничего. В таких условиях бизнес и люди нервничают», — говорит он. Второй фактор, по мнению Савченко, — начало предвыборной компании. «Перед выборами курс всегда падает. Депутаты, которые знают, что не попадут в парламент, выводят деньги. Когда деньги выводят, то курс падает, но Минэкономики, НБУ вместе с Таможенным комитетом должны следить и этого не допускать», — добавляет он.
По мнению председателя правления «Украинской межбанковской валютной биржи» Анатолия Гулея, НБУ мог легко удержать ситуацию на рынке, потому что объемы торгов валютой небольшие. «В прошлом году в день продавалось гривни на 1—1,5 миллиарда долларов, а теперь — на 200—300 миллионов долларов… Маленькие банки продолжают спекулировать, НБУ же не применяет никаких санкций, чтобы администрировать этот курс. Абсолютно непонятная логика», — говорит он. Почему нацрегулятор не спешит успокоить рынок? Очевидно, просто нет политической воли, чтобы урегулировать этот вопрос, потому НБУ продолжает делать то же, что и раньше, хоть фамилии руководителей и поменялись. Для населения все это абсолютно непонятно — отсюда и негативная реакция. Как пример такой причины и следствия Гулей назвал заявление председателя НБУ на прошлой неделе о том, что все будет хорошо с курсом, и он не будет стоить больше 15—16 гривен за доллар. «То же самое, что было при Степане Кубиве. Так они делают это сознательно?.. Меня пугают эти политические заявления. Население реагирует абсолютно неадекватно на заявления политиков. Может быть, стоит уже помолчать?», — резюмирует он. По мнению председателя правления «Украинской межбанковской валютной биржи», рост курса — это следствие психологической зависимости настроений населения, и только если наступит политическая тишина, курс успокоится и вернется в предыдущие рамки.
Гулей советует в первую очередь взяться за валютный контроль, потому что в марте-апреле 2014 года НБУ потерял контроль за внешнеэкономическими контрактами и борется с последствиями этого. Если проще, объясняет эксперт, проблема в том, что экспортеры не спешат возвращать 50% валютной выручки в Украину. Они, по словам Гулея, откладывают возврат денег на максимальный срок и ожидают высокого курса, а НБУ приглашает их к продаже долларов и евро по завышенному курсу. «Такая своего рода поддержка отечественного товаропроизводителя-экспортера», — объясняет он. Но в результате страдает население, которое платит дважды: сначала за переплату долларов, а затем — из-за роста цен на все товары и услуги. «Если нацрегулятор не может справиться с валютным контролем и курсом, то нужно вводить 100% продажи валютной выручки экспортерами», — советует эксперт.
«Экономически обоснованный курс, который соответствует показателям развития украинской экономики, — 4,5 гривни за доллар. Все остальное — это уступки экспортерам», — заявляет «Дню» в продолжение темы экспортеров президент «Украинского аналитического центра» Александр Охрименко. Сейчас, по словам эксперта, в Украине передевальвированный курс гривни только потому, чтобы дать олигархам-экспортерам заработать. Зарабатывают еще и спекулянты, которые на черном рынке скупают валюту по 13,2 грн, а продают, — по 13,5 грн.
Напомним, что по итогам 2013 года общий объем экспорта Украины составил $63,3 миллиарда (снижение на 7,8% в сравнении с 2012 годом). Наибольшую часть в экспорте традиционно занял агропромышленный комплекс — $17 миллиардов, вторыми по объемам идут товары металлургической промышленности — $14,3 миллиарда и замыкает тройку лидеров химическая промышленность — $4,9 миллиарда. Среди владельцев наибольших экспортных металлургических, аграрных и химических активов, а также аффилированных с ними структур — Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Олег Бахматюк, Юрий Косюк, Дмитрий Фирташ.
КАК ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ НАЦБАНК?
«НБУ должен сделать гривню дефицитной, закрыть доступ эмиссионной гривны к курсу, обеспечить возвращение капитала и закрыть отток капитала. Это элементарные вещи, которые нужно знать», — советует Савченко. В целом, по его оценкам, в настоящий момент на рынке курсируют лишние 12—15 миллиардов эмиссионной гривни, которые нужно «связать».
«Нужно дать более четкую информацию о том, что происходит с поступлениями, оттоком валюты, показать, как НБУ оценивает динамику реального обменного курса. Ведь в таком случае можно сказать, что нынешние события на валютном рынке — результат атаки, потому что экономических оснований для девальвации нет», — говорит бывший директор генерального экономического департамента НБУ (при Владимире Стельмахе) Игорь Шумило.
Охрименко считает, что бороться за стабильность гривны нужно тремя способами: найти в НБУ настоящего специалиста по валютному рынку, дать единые правила работы нацрегулятора на валютном рынке и создать условия, при которых экспортерам выгодно будет не прятать валюту. «Поэтому все в руках НБУ: если в ближайшее время он пойдет на эти шаги, то можно остановить девальвацию. Если нет, то может быть и 15—20 гривен за доллар», — объясняет эксперт.
Бывший член совета НБУ Василий Горбаль считает, что нужен жесткий контроль НБУ и правоохранителей за крупными и государственными банками на предмет сомнительных валютных операций и выведения капитала. Ведь именно эти банки, а не мелкие, формируют курсовые ожидания, убежден он.
Также, по словам опрошенных изданием экспертов, следует провести переговоры с МВФ, чтобы замедлить валютную реформу. Ведь в условиях войны она просто перекрывает кислород простым гражданам, которые вынуждены из собственного кармана оплачивать прибыли экспортерам-олигархам, наполнять бюджет, а самим сидеть на сухом пайке.
Александр ОХРИМЕНКО, президент «Украинского аналитического центра»:
«Экономически обоснованный курс, который соответствует показателям развития украинской экономики, — 4,5 гривны за доллар.
Все остальное — это уступки экспортерам.
Сейчас в Украине передевальвированный курс гривни только потому, чтобы дать олигархам-экспортерам заработать.
Зарабатывают еще и спекулянты, которые на черном рынке скупают валюту по 13,2 грн, а продают, — по 13,5 грн».
Наталья Белоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас