Паспортизация валютообменных операций: три года спустя — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Паспортизация валютообменных операций: три года спустя

Валюта
1937
Три года назад, 11 августа 2011, Национальный банк Украины, принял постановление №278 от 11.08.2011 г., которым ввел «паспортизацию» валюто-обмена. С этого времени, банки могли осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты только при предъявлении клиентом документа, удостоверяющего личность. В дальнейшем Нацбанк корректировал содержание своей новации, дополнял ее, уточнял, однако принцип до сих пор остается тот же – чтобы сделать валютно-обменную операцию, банку необходимо предоставить паспорт.
Итак, что заставило регулятора прибегнуть к такому неоднозначному шагу и какие это принесло результаты?
Все после кризисные годы характеризовались устойчивым спросом на иностранную валюту и одновременно ее негибким предложением. Это привело к формированию девальвационного потенциала гривны. Для решения данной проблемы перед НБУ стояли две альтернативы: наращивать предложение или сдерживать спрос? Центробанк выбрал второе. А поскольку к тому времени спрос главным образом формировался на наличном сегменте валютного рынка, то Нацбанк решил ограничить возможности частного сектора покупать наличную иностранную валюту. Намерения регулятора, конечно, были благие, ведь продана банками наличная валюта оставляет валютный рынок и идет или «под матрас», или в теневую экономику. Но что же получилось на практике?
Сразу поднялась буча. Причем, тревогу забили как банки, так и их клиенты. Первых волновали накладные расходы, ведь необходимо было каждое отделение обеспечивать копировальной техникой и бумагой. Клиенты, в свою очередь, опасались, что оставленные личные данные в банке могут быть использованы против них: налоговой службой, нечестными работниками банков, уголовным элементами, навязчивыми работниками колл-центров и т.д.. Критически к этому отнеслись также теоретики, которые с одной стороны признавали, что норма предоставления паспорта при валютообменных обмене действует в ряде стран, а с другой утверждали, что именно для Украины это целесообразным не является.
Высказывались даже саркастические мысли, что НБУ лучше было бы обязать клиентов писать в обменниках автобиографию, тогда регулятор в любое время смог бы спросить клиента откуда у него иностранная валюта с такой автобиографией.
Для того, чтобы понять влияние паспортизации на валютный рынок, рассмотрим динамику наличного сегмента валютного рынка до и после паспортизации. Из графика 1 можно заметить две вещи: с мая 2011 г. объем операций с наличной иностранной валютой рос с бешеной скоростью; спрос на иностранную валюту превышал ее предложение. То есть перед НБУ стояла проблема уравновешивания спроса и предложения иностранной валюты. Однако, регулятор трактовал ее как проблему избыточного спроса на иностранную валюту. Сдерживать этот спрос Нацбанк решил через создание искусственных препятствий участникам валютного рынка.
s2_ukr1
График показывает, что наибольшее превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением наблюдалось в сентябре 2011 г., когда требование о предоставлении паспорта действовала уже полтора месяца. Поэтому данное регулирующее мероприятие в первый месяц своего действия никак не повлиял на растущий тренд объема операций с наличной иностранной валютой. В последующие месяцы статистика НБУ начала фиксировать снижение объема торгов наличной иностранной валютой. Впрочем, мы считаем, что уменьшился не общий объем наличных валютно-обменных операций, а только официальный, то есть тот, который идет через банки. Часть экономических агентов просто переориентировалась на теневой рынок.
На наш взгляд, наиболее вероятной причиной этого явления был страх и нежелание участников валютного рынка оставлять банкам копии своих паспортов. НБУ это заметил и отреагировал постановлением №364 от 11.10.2011 г., обязав банки проставлять печати на копиях, представленных для валютно-обмена, не в любом месте, а исключительно на фотографии, что, по мнению регулятора, должно было обезопасить от использования копий документов клиента в других целях. В дальнейшем регулятор уточнял некоторые нормы постановления письмами, диспозиция которых часто содержала противоречия с основным нормативным актом. Так, письмо НБУ №29-113/1397-1298 от 04.02.2013 г. противоречило нормам Постановления НБУ №502, которое собственно и определяет порядок проведения валютно-обменных операций. Поэтому не удивительно, что эффект от этих потуг регулятора был незначителен.
С начала 2012 г. объем операций с наличной иностранной валютой снова начал расти. Осенью 2012 г., он достиг прошлогодних показателей. Это, в частности, связано с тем, что перед парламентскими выборами, которые тогда происходили, у частного сектора были девальвационные ожидания из-за политической неопределенности, что приводило спрос на иностранную валюту (прежде всего доллар США). То есть наличный валютный рынок продолжал «жить своей живой жизнью», объем торгов на нем то рос, то падал, в зависимости от силы действия широкого круга факторов и независимо от обязанности подавать паспорт.
s2_ukr2
В 2013 г. на наличном сегменте валютного рынка произошла стабилизация. Из графика 2 видно, что спрос практически равен предложения. Застой в экономике отразился на валютном рынке.
Осенние месяцы 2013 г., согласно сложившихся отечественных валютных традиций, снова показали превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением. Это обусловило рост общего объема операций с наличной иностранной валютой. Ограничения, наложенные на клиентов банков через обязанность представлять паспорт при валютных операциях, никак этому не помешали.
В 2014 г. плавающий валютный курс (который всегда является фактором дедолларизации) и недостаток в экономических агентов свободных средств обусловили обвал объемов торгов на наличном сегменте валютного рынка (см. график 2). Такая тенденция является положительной и ставит вопрос о дальнейшей целесообразности существования законодательно установленной обязанности копировать паспорт при валютно-обмене.
В апреле 2014 уже новое руководство НБУ решило в вопросе паспортизации вернуться к тому, с чего все начиналось: покупка банками иностранной валюты разрешена без копирования страниц паспорта, продажа – исключительно с копированием и подшивкой копий в документы дня. Это обеспечивает дестимулирование только осуществления клиентами приобретение валюты. О полной отмене паспортизации речь пока не идет.
Итак, учитывая трехлетний опыт функционирования паспортизации валютно-обмена можно сделать следующие выводы:
- Национальный банк демонстрирует любовь к административным инструментам регулирования валютного рынка;
- паспортизация активизировала теневой валютный рынок, а потому стала инвестицией в тень;
- банки за 3 года накопили колоссальное количество копий паспортов граждан Украины;
- клиенты полностью адаптировались (привыкли) к необходимости подавать паспорт при осуществлении валютных операций.
На сегодня паспортизация не оказывает никакого влияния на наличный сегмент валютного рынка, спрос на котором формируется в зависимости от ряда факторов, основными из которых являются «эффект новостей», девальвационные и инфляционные ожидания, потребность в наличной иностранной валюте, как средстве обращения теневой экономики. То есть на валютном рынке действует административный инструмент с нулевым влиянием, который только усиливает зарегулированность валютной сферы. Это свидетельствует, что реальным результатом паспортизации является полный провал, а поэтому она должна быть отменена.
Богдан Дуда, кандидат экономических наук
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас