Расходы на войну оплатят... олигархи — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Расходы на войну оплатят... олигархи

Казна и Политика
2897
«Реализация предложенных норм позволит увеличить в 2014 году ресурс сводного бюджета Украины на сумму около 10,3 миллиардов гривен», – говорится в пояснительной записке к законопроекту № 4309а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (о конкретных налоговых изменениях читайте ниже в материале). А вот законопроект о приватизации ГТС – провалили (не хватило 21 голоса) и отправили на повторное чтение.
В целом же заседание прошло под лозунгом – «Совершенно секретно». Сначала народные избранники собрались в закрытом режиме послушать отчет министра обороны Украины Валерия Гелетея, пообещав открыться, когда начнут голосовать за бюджет и отставку премьер-министра. Впрочем, старт заседания едва не сорвала фракция ВО «Свобода», которая потребовала от спикера парламента Александра Турчинова «выдворить» из сессионного зала 30 народных избранников «агентов Кремля». Например, регионала Николая Левченко, Владислава Лукьянова, Александра Ефремова. Впрочем, их просьбу проигнорировали.
Заслушав ситуацию о продвижении АТО, депутаты после 20 минутной паузы, взялись за бюджет… в закрытом режиме. Как объяснили потом «Дню» народные депутаты, закрытость была необходима, чтобы не раздувать страсти в сессионном зале отдельных противников повышения ренты на добычу природных ископаемых.
Открылась Рада только, когда в сессионный зал пришел Президент Украины Петр Порошенко. «Досрочные парламентские выборы – это уже реальность. И это не потому, что этого хочет кто-то из народных депутатов, политиков или чиновников. Это потому, что 80% украинского требуют этого», – резюмировал он с почетного места в Совете. Депутаты напряглись. Впрочем, даже после такого «благословения» гаранта они слаженно проголосовали за то, чтобы оставить в кресле премьера Арсения Яценюка. 16 голосов за отставку – именно столько в стенах ВРУ собралось противников экономического курса правительства. Реакция Яценюка не заставила себя ждать: «Мы проголосовали эти законопроекты… и в Украине не будет дефолта».
Что ж, с одной стороны, такое поведение премьера вполне логично – с плеч на несколько месяцев упала проблема финансирования АТО. Но, с другой стороны, если компромисс по проблемным вопросам по перераспределению бюджета рассматривался как вполне реальный изначально (в конечном варианте исчезла норма о принудительной отправке в неоплачиваемые отпуска бюджетников и сокращение соцльгот), то зачем было лишний раз выставлять украинскую власть в не лучшем свете? Надо было с самого начала демонстрировать взрослое поведение.
Впрочем главный результат вчерашнего заседания Совета касался все-таки не оставления на должности Яценюка. Ведь изначально, утверждают собеседники «Дня» в УДАРе, акция «смены премьера имела целью получения гарантий первого места в новой политической силе Порошенко. Основной месседж заседания – олигархи заплатят за войну.
«Удалось дожать тех олигархов, которые не хотели платить большую ренту по добыче газа, нефти и металлической руды», – рассказывает «Дню» внефракционный народный депутат Сергей Мищенко.
Его коллега депутат Юрий Деревянко утверждает, что металлургический, газовый и другие подобные бизнесы декларируют минимальную рентабельность. «Хотя все мы понимаем, что эта рентабельность оседает на оффшорах и в других местах. Поэтому увеличение налогообложения этих отраслей правильное», – заключает он.
«Там огромный уровень рентабельности. «Ребята» не умрут от повышения ставок ренты. Предлагаемая в законопроекте формула о налогообложении по нулевой ставке газа в первый год добычи – это хорошая мотивация для инвестирования украинских частных компаний в газодобычу. Это компромисс из всех возможных компромиссов», – рассказывает «Дню» внефракционный народный депутат Александр Домбровский. Он также добавляет, что хорошо, что в этот момент хватило ума отказаться от изменения налогообложения АПК. «Этот сектор один из базовых драйверов развития экономики. Затормозить его развитие можно за 2-3 месяца, а на восстановление нужно годы», – говорит Домбровский.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВЫХ НОВАЦИЙ
Первая касается налогообложения прибыли предприятий. Отныне ограничат льготное налогообложение налогом на прибыль предприятий институтов совместного инвестирования. Новый закон отменяет налогообложения по сниженной ставке (10%) прибыли, полученной от операций с ценными бумагами и деривативами. Также предлагается вновь взимать налог на прибыль гостиничного бизнеса и предприятий электроэнергетики, производящих электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии.
Вторая – налог на добавленную стоимость. В частности, авторы закона хотят увеличить с 1 ноября 2014 года «порог» обязательной регистрации предприятия плательщиком НДС на 700 тысяч гривен (300 тысяч гривен до одного миллиона) и отменить освобождение от налогообложения НДС операций по поставке лесоматериалов, топливной древесины, отходов лесоперерабатывающей промышленности. Одновременно до 31 декабря этого года продолжается освобождение от обложения НДС операций по экспорту зерновых и технических культур.
Кроме этого, закон предусматривает с 1 ноября внедрения системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость. Это позволит «сократить возможности для злоупотреблений, создать условия для предотвращения получения незаконного бюджетного возмещения, увеличит поступления в бюджет». То есть, отныне плательщику НДС в день регистрации автоматически открывается счет в системе электронного администрирования налога. Также налоговые накладные будут составлять исключительно в электронном виде и регистрировать в едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) независимо от размера налога на добавленную стоимость в одной налоговой накладной.
Третье – акцизное налогообложение. Нардепы предлагают увеличить на 5% размер специфических ставок акцизного налога и минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога на табачные изделия. Также отныне напитки, которые сейчас классифицируются как продукты диетического питания и содержат этиловый спирт 8,5% и более, относят к алкогольным напиткам. Для таких товаров устанавливается ставка акцизного налога на уровне водки – 70,53 гривен за литр 100% спирта. Одновременно до 1 января 2015 года будет введено временное налогообложения альтернативного топлива на уровне 99 евро за 1000 кг.
Четвертое – плата за пользование недрами. Отныне, до 1 января 2015 года будут увеличены ставки платы за пользование недрами для природного газа, который реализуется не для потребностей населения: для газа из залежей до 5 км – с 28% до 55%, для газа из залежей более 5 км – с 15 % до 28%. К этому сроку также устанавливают ставки в размере 45% для нефти и конденсата из залежей до 5 км и 21% – более 5 км. Также временно (до 1 января 2015 года) плата за пользование недрами для железной руды составит 8% от ее стоимости с учетом содержания химически чистого металла. А к ставкам платы для газа, добываемого из новых скважин, будет применен понижающий коэффициент 0,55 (в течение двух лет с даты внесения таких скважин в Государственный реестр нефтяных и газовых скважин).
Кроме этого, для увеличения финансирования мероприятий обороноспособности до 1 января 2015 года вводится новый общегосударственный сбор – военный сбор.
КОММЕНТАРИИ
Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:
- О внедрении платы за недра, которая предусматривается новым законом, я думаю, что это один из логических шагов. О необходимости повышения налогообложения использования недр уже говорилось очень давно. Это – достаточно мощный источник получения сверхприбылей большим бизнесом. Поэтому, в принципе, уже давно следовало бы его ввести. И сложилось так, что государство, которое в настоящее время находится в военной ситуации и нуждается в дополнительных средствах, простимулировало такие изменения.
Понятно, что бизнес вряд ли с большим энтузиазмом воспримет обновленное налогообложение. И мы уже сегодня видим попытки выступлений против этого. Но нужно понимать, что этот сегмент экономики ранее выходил под фискальной звена, что не является правильным. Потому это – нормальный процесс упорядочения экономической деятельности в Украине.
Да, это действительно повлияет на принятие инвестиционных решений. Но у нас и так сегодня ситуация достаточно нестандартная. Есть много факторов, которые наносят вред деловому климату. И новый закон может быть одним из них. Однако военные действия, которые происходят на востоке – это сегодня один из самых мощных и наименее предсказуемых факторов.
*Альберт СИЧ, партнер, руководитель юридической практики компании EY (ранее Ernst&Young) в Украине:
- Прежде всего следует дождаться окончательного текста закона, принятого Верховной Радой, поскольку в последнее время законопроект существенно менялся. Исходя же из тех проектов, которые циркулировали, можно составить определенное предварительное впечатление.
Кажется, что правительство сейчас пошло по легкому пути. Речь не идет о комплексной налоговой реформе, рассчитанной на долгосрочную перспективу (которую также, возможно, разрабатывают). Пока власть преимущественно решает насущную краткосрочную проблему – наполнение бюджета. Ведь проще поднять налоги, урезать льготы…
Предложенные изменения можно условно разделить на несколько блоков: отмена некоторых существующих льгот, повышение ставок ряда налогов, внедрение электронной системы администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) и, прежде всего, НДС-счетов, а также введение военного сбора.
Относительно урезания льготы мне кажется, что изменения касаются как льгот, о которых можно сказать, что ими ранее злоупотребляли, так и тех, которые ранее активно бизнесом использовались «по прямому назначению». Поэтому такие изменения с одной стороны будут позитивом, а с другой – нет. В каком качестве такие меры будут проявлять себя в долгосрочной перспективе – говорить пока сложно.
Неудивительно, что Кабмин хочет повысить ставки тех налогов, которые государство часто рассматривает в качестве источника быстрых поступлений. Это касается как акциза, так и платы за пользование недрами. С одной стороны, можно понять правительство и государство. Но если говорить, например, с точки зрения нефтегазовой отрасли, то здесь возникают опасения, что такой подход и повышения могут как сводить на нет усилия уже существующих игроков на рынке, так и уменьшать заинтересованность тех, кто потенциально мог бы зайти на рынок. В частности, это касается и иностранных инвесторов, которые могли бы развивать новые проекты в этой сфере.
Ведь если какой-то проект уже существует, приносит прибыль, то, возможно, он сможет выдержать нагрузку в виде повышения ставок. Но если говорить о новых проектах и применении как уже существующих высоких ставок, а тем более повышенных ставок, даже учитывая предложенные правительством льготы, то все равно уровень нагрузки может быть неприемлемым. Особенно, если речь идет о разведке и добыче нетрадиционных углеводородов, в сложных условиях и т.п.
В новом законе предусмотрено введение электронной системы администрирования НДС и введения НДС-счетов. Цель такого нововведения – вполне понятна. Это попытка борьбы с «налоговыми ямами», злоупотреблениями в сфере администрирования НДС. В теории такой подход потенциально может быть полезен с точки зрения внедрения специальных законодательных механизмов и средств. Но вопрос в том, как оно заработает на практике. Ранее уже были определенные попытки ввести что-то подобное, но они были непоследовательны и не привели к желаемому результату.
Законодательное нововведение имеет правильную цель, потому что нужно делать что-то с «черным рынком НДС». Это является одним из возможных инструментов. Одновременно, тот факт, что изменения разрабатываются и вводятся наскоро, без достаточного времени на подготовку и адаптацию, добавляет определенный негатив. Хотя, в конце концов, если все правильно прописано и главное будет правильно имплементировано, можно надеяться и на положительный результат.
Наталия Билоусова, Мария Юзич
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас