Налог на добро — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Налог на добро

Казна и Политика
1192
Из-за войны, а теперь и распада коалиции в парламенте, остались без внимания законопроекты о деятельности благотворительных организаций, принятия которых волонтеры ждут фактически с момента Майдана. Добровольцы, которые собирают средства на семьи «Небесной сотни», а теперь – для военных в АТО, жалуются на необходимость платить 17% налога от суммы благотворительной помощи. LB.ua пытался выяснить, почему эти законопроекты блокируются в Раде.
По данным Единого государственного реестра учреждений и организаций Украины, обнародованным Госстатом, по состоянию на 1 июля этого года зарегистрировано 14 тысяч 689 благотворительных организаций. Работа большинства из них – неэффективна. Одна из причин – рыхлое законодательство, которое не просто не стимулирует заниматься благотворительностью в Украине, но и ставит палки в колеса. Период Майдана, а теперь и событий на Востоке Украины обострил проблему благотворительности.
По словам директора Украинского форума благотворителей Анны Гулевской-Черныш, благотворительные фонды и организации, которые сегодня занимаются спасением жизни раненых и беженцев, ограничены размером в оказании помощи на сумму 1710 грн (одному человеку за год). Большая сумма облагается налогом. Кроме того, все волонтеры, которые сегодня собирают на свои карточки средства для закупки снаряжения для армии, лекарств и протезов для раненых, продуктов для беженцев, будут вынуждены заплатить в начале следующего года налог в размере 17% от собранных в течение этого года средств. За покупку протезов для раненых, а так же за их психологическую и физическую реабилитацию фонды и организации платят налоги в размере до 50%.
«Из средств, поступивших семьям «Небесной сотни», 10 миллионов составили налоги. А их могли получить люди, которые в этом нуждаются», – рассказала директор Благотворительного фонда “Фонд общины Приирпенья” Анастасия Попсуй. И добавила, что в целом 49 из 54 миллионов, собранных во время телемарафона, получили 95 семей погибших.
«Учитывая то, что волонтеры продолжают собирать средства и закупать необходимые товары для военных в АТО, вопрос налогообложения благотворительности – очень актуален. Почему эти средства должны поступать в государство? Если оно само не может помочь этим людям, то пусть хотя бы не забирает то, что жертвуют простые люди», – добавляет Попсуй.
В парламенте зарегистрированы три законопроекта (№№ 4172а, 4173а, 4176а), которые непосредственно касаются деятельности благотворительных организаций, к разработке которых присоединились сами благотворители. Ими предусматривается, в частности, самостоятельное определение благотворительной организацией состава и размера административных расходов, устранение нормы о налогообложении благотворительной помощи, превышающей необлагаемый предельный размер полученной нецелевой благотворительной помощи, который в этом году составляет 1710 гривен, а также предоставление доступа благотворительным организациям к финансовой поддержке за счет бюджетных средств на уровне с общественными объединениями.
Пока до сессионного зала они не дошли, депутаты даже отказались вносить их в повестку дня на заседании 22 июля. «Законопроекты не рассматривали, потому что не было такого желания и к ним не дошла очередь, – заявил один из авторов законопроектов внефракционный депутат Юрий Деревянко. – В парламенте рассматривается все не совсем по регламенту, некоторые законопроекты ставятся на голосование быстрее, некоторые – позже. А в день объявления о прекращении коалиции (24 июля – ред.) вообще не был поддержан ни один законопроект. Это от психологического шока, что ли?..»
Сразу поспела и реакция от благотворительных организаций.
«Во вторник, 22 июля, во время пленарного заседания Верховной Рады фракция УДАР отказалась голосовать за включение в повестку дня этой сессии законопроектов № 4172а и № 4173а», – сообщила Гулевская-Черныш, ссылаясь на заявление руководителя фракции УДАР Виталия Ковальчука.
В УДАР объяснили такое решение тем, что эти законопроекты «по мнению специалистов, на самом деле касаются не только Майдана и АТО, но и предоставляют возможности вывода из-под налогообложения средств через олигархические фонды.
«Мы не поддерживаем возможность вывода олигархами средств из-под налогообложения, но мы единственные внесли проект, освобождающий от налогов благотворительную помощь пострадавшим в АТО. В нашем проекте есть защита именно участников АТО – и военнослужащих, и мирных жителей – пострадавших материально, раненых, семей погибших», – пояснил депутат от УДАРа Валерий Пацкан, сообщает пресс-служба партии.
Речь идет о двух законопроектах № 4295а и 4296а, что, в частности, предусматривают освобождение физических лиц, субъектов хозяйствования малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в Луганской и Донецкой областях от уплаты налогов до окончания АТО, освобождение от налогообложения материальной помощи, оказываемой пострадавшим и семьям погибших.
Один из авторов законопроектов – депутат от УДАРа Оксана Продан не называет их альтернативными тем, которые предлагают благотворительные организации.
«Рассмотрение наших проектов никак не связано с рассмотрением указанных Вами проектов (№ № 4172а, 4173а, 4176а), они разные по целям и нормам… Мы предлагаем Верховной Раде принять комплексное решение по защите жителей Донбасса, бойцов, которые защищают на Востоке Украину и их семей», – пояснила Продан и заверила, что УДАР готов поддержать законопроекты, если они действительно важны.
Вместе с тем, в парламенте зарегистрирован еще один законопроект № 4245а, поданный депутатами Анатолием Кинахом и Олегом Ляшко относительно налогообложения благотворительной помощи. Он перекликается с законопроектами Продан и Геращенко. Им предлагается освободить от «налогообложения благотворительную помощь, оказываемую пострадавшим физическим лицам, которые в период с 29 ноября 2013 и/или в 2014 году во время мирных протестов, или антитеррористической операции, или в условиях особого времени получили ранения, контузию или иное повреждение здоровья, и/или у которых в этот период было повреждено/разрушено недвижимое и движимое (в виде транспортного средства) имущество, или родственникам таких лиц».
На сайте парламента зарегистрировано и постановление Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики с рекомендациями принять за основу этот законопроект и доработать его ко второму чтению. Такое решение якобы было принято во время заседания комитета 23 июля. Впрочем, члены комитета говорят, что на заседании не было кворума для поддержки каких-либо вопросов.
Как сообщают источники LB.ua, на заседании все-таки не хватало членов комитета, впрочем, подписи за этот проект постановления затем насобирали и в кулуарах Рады. По словам собеседника, на комитете прозвучало предложение объединить законопроекты Кинаха-Ляшко и Продан-Геращенко.
«Законопроект Ляшко и Кинаха – это альтернативный законопроекту Продан и Геращенко. Как первый, так и второй не решают системные вопросы благотворительных организаций. Только освободит от налогов физические лица, которые ранены во время АТО или семьи, которые потеряли родственников, или беженцев, чье имущество было разрушено. По моему мнению, это популистские законы – решат одну проблему, которая возникла в данный момент. А все, что вокруг этой проблемы, и организаций, вовлеченных в этот процесс, не решается, – замечает Гулевская-Черныш. – Сейчас мы хотим договориться с «УДАРом», Кинахом, чтобы взять за основу наш законопроект и включить положение о жителях Донбасса».
Сейчас ситуация с рассмотрением законопроектов в парламенте зависла. По предположениям директора Украинского форума благотворителей, парламент может вернуться к этому вопросу на заседаниях 12-16 августа.
В свою очередь, по словам Оксаны Продан, скорее всего законопроекты, касающиеся освобождения от налогов жителей АТО «пойдут своим путем в сессионный зал, а законопроекты о благотворительных организациях – своим».
Виктория Матола
По материалам:
lb.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас