Почему мобильная связь в Украине остается в каменном веке — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему мобильная связь в Украине остается в каменном веке

Технологии&Авто
1621
В своем указе «Об обеспечении условий для внедрения в Украине современных телекоммуникационных технологий» Петр Порошенко поручил Кабинету министров Украины (КМУ) и другим ведомствам до 15 августа обеспечить проведение конверсии радиочастотного ресурса для запуска 3G-связи. Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), поручено до 30 октября провести в установленном порядке тендеры на выдачу лицензий для операторов связи.
На бумаге все выглядит более чем оптимистично. Однако, чтобы ликвидировать огромный «цифровой разрыв» между Украиной и остальной частью цивилизованного мира, еще предстоит сделать целый ряд шагов. Консолидированную позицию «большой тройки» мобильных операторов выразил директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстара» Андрей Осадчук.
Цена вопроса
23 июля в эфире «5 канала» недавно назначенный заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив заявил, что только от продажи лицензий на использование радиочастот мобильной связи третьего поколения в государственный бюджет может поступить около 2-3 млрд грн. Уволившийся на днях член НКРСИ Владимир Олейник и вовсе утверждал: если выставить лицензии на тендер по очереди, за них удастся выручить все 3-4 млрд грн.
Много это или мало? Как посмотреть. В европейских странах лицензии на 3G начали выдавать еще в 2000 году, и на тот момент цены были баснословными. Например, Великобритании за пять проданных с аукциона лицензий суммарно удалось выручить $32 млрд. Но тогда рынок мобильного интернета находился на этапе бурного роста, да и показатели ARPU (Average Revenue Per User) или среднемесячной выручки в пересчете на абонента в европейских странах не в пример выше украинских. По словам Осадчука, €20-50 против €2-2,5 в сети «Киевстара». При этом стоимость оборудования для развития и поддержания работы сетей остается примерно одинаковой вне зависимости от страны.
Операторы в Европе не осуществляют и регулярные отчисления за использование РЧР (радиочастотного ресурса). В случае «Киевстара» это около 500 млн грн в год. По словам аналитика экспертной группы Netton.Telecom Романа Химича, мобильные GSM-операторы в Украине платят за частоты больше всех на рынке, и суммы отчислений все время растут. В то же время гораздо менее известные компании вроде «ММДС Украина» или «Первый инвестиционный союз» годами владеют огромным «куском» частот, никак его не используют, платят сущие копейки и держат для дальнейшей перепродажи. Уникальным налогом являются и отчисления 7,5% в пенсионный фонд.
Интересы армии
В соответствии с украинским законодательством, проведение конверсии частот в диапазоне 2100 МГц для стандарта 3G/UMTS находится в компетенции Министерства обороны. Именно это ведомство должно определять, во сколько она обойдется и куда в итоге будут направлены вырученные средства. Закон предполагает проведение конверсии за счет бюджетных или с привлечением внебюджетных средств.
Уволившийся вместе с членами НКРСИ ее руководитель Андрей Семенченко на прошлой неделе озвучил стоимость конверсии на уровне 1,998 млрд грн, а также сроки ее проведения – четыре года. Осадчук опасается, что выданные 3G-лицензии будут просто разрешительными документами и не смогут гарантировать операторам реального доступа к РЧР на местах. В сложившейся ситуации они поставят участников рынка в зависимость от договорных условий с Минобороны. Он считает, операторы должны взаимодействовать только с одним партнером со стороны государства в лице НКРСИ. «Задача регулятора – определять порядок конверсии с Минобороны, и это нужно четко отразить в лицензионных условиях, – говорит Осадчук. – Совершенно неприемлемо, чтобы операторы конкурировали за доступ к частотам в диалоге с Министерством обороны».
Из стоимости конверсии Осадчук выводит справедливую на его взгляд стартовую стоимость лицензии на уровне приблизительно 2 млрд грн/3 (количество операторов) = 667 млн грн.
Равные условия
Номинальная стоимость одной 3G-лицензии (всего предусматривается три – это техническое ограничение), которую определил КМУ, составляет 200 млн за полосу спектра в 30 МГц. Однако наряду с операторами «большой тройки» в числе претендентов еще «Интертелеком» и «Укртелеком». Современное украинское законодательство не предполагает механизмов совместного использования ресурсов сетей, хотя в мировой практике есть такие примеры.
Если в силу каких-либо причин один из операторов «большой тройки» не сможет получить 3G-лицензию, это грозит обвалом рынка. Возможно, такими соображениями руководствовался «Киевстар», когда заявлял о готовности вернуть в распоряжение государства часть избыточного РЧР. Больше всего в нем нуждается «Астелит» (ТМ life:)), на долю которого приходится меньше всего частот из «большой тройки». GSM-оператор на одном рынке с доступными услугами третьего поколения будет вынужден привлекать абонентов исключительно за счет демпинга.
Технологическая нейтральность
Украина так долго медлила с внедрением технологий 3G-связи, что на рынке успели сложиться все предпосылки для развертывания сетей четвертого поколения. На сегодняшний день в достаточном объеме присутствует операторское оборудование, накоплен опыт строительства таких сетей и уже есть немало клиентских устройств с поддержкой 4G. И самое главное: доступен контент, на который есть спрос.
Важно не допустить с 4G повторения плачевной ситуации с 3G. Чтобы этого не произошло, нужно принять принцип технологической нейтральности. Он действует во всех цивилизованных странах и позволяет операторам связи использовать доступный РЧР для внедрения любых технологий, которые утверждены международным союзом электросвязи (МСЭ).
Шимкив утверждает, что внедрение связи третьего поколения будет способствовать росту ВВП в стране. Осадчук полностью разделяет его мнение, но только с одной важной оговоркой – это станет возможным только при условии полномасштабного национального покрытия. Современное операторское оборудование позволяет одновременно в рамках одного РЧР работать с разными стандартами GSM/3G/4G. Например, семейство 4G-стандартов LTE можно развивать на частотах 800/1800 МГц – не нужна даже конверсия. Таким образом, технологическая нейтральность позволит донести современные технологии до самого отдаленного села.
За семь верст киселя хлебать
Как скоро операторы смогут развернуть сети 3G после получения соответствующих лицензий, напрямую будет зависеть от их конечной стоимости. Осадчук осторожно говорит про 2015 год. По его словам, самое меньшее – нужно полгода для разворачивания сети после получения реального доступа к РЧР. Предоставит его лицензия, на выдаче которой настаивает Порошенко, или останется только документом на бумаге – это открытый вопрос. И даже при самом благоприятном развитии событий в такие короткие сроки не может идти речи про общенациональное покрытие. На первом этапе все начнется с Киева и в лучшем случае с крупных городов с наибольшей концентрацией населения.
Партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков очень сдержан в своих оценках реалистичности внедрения связи третьего поколения в ближайшее время. «Существует, как минимум, два биполярных бизнес-вектора – операторы и государство (в данном случае АП), – говорит он. – Первые хотят купить ограниченный частотный ресурс как можно дешевле, государство хочет продать как можно дороже. Найти компромисс не удается много лет».
Схожего мнения придерживается и председатель правления Ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных (Wireless Ukraine) Олег Соболев. Он считает указ президента политически целесообразным, однако не верит в возможность претворить в жизнь намеченные планы в столь сжатые временные рамки. По его словам, для этого не хватает профессиональной команды исполнителей, которым только предстоит создать привлекательные условия в государственном аппарате. Иначе опытные специалисты останутся в стороне.
«Стоимость лицензии очень сильно влияет на бизнес-показатели операторов, которые даже без больших затрат на получение желаемых частот вынуждены делать большие капитальные инвестиции, – продолжает Фроленков. – Только вот окупаемость этих инвестиций под вопросом, да и потребители в нашей стране очень бедные – не привыкли они переплачивать за качественные услуги». Осадчук, наоборот, рассчитывает на увеличение ARPU после внедрения 3G/4G. «Когда появляется возможность в Youtube загружать потоковое видео в идеальном качестве, за это хочется платить», – говорит он.
Дополнительным фактором, который ставит под сомнение привлекательность внедрения 3G-услуг для украинских операторов, аналитик E&C считает каннибализацию услугой передачи данных (мобильного интернета) традиционных голосовых сервисов. Абонентам дешевле звонить за границу по скайпу, чем по международным тарифам, писать в Viber, чем платить за SMS.
Сергей Мишко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас