Разгосударствление голов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Разгосударствление голов

Фондовый рынок
824
10 июля премьер Яценюк анонсировал «самую масштабную приватизацию за все 20 лет». На следующий день министр финансов Шлапак сообщил, что из около четырех тысяч предприятий, которые включены в список объектов, не подлежащих приватизации, Минэкономразвития планирует исключить 1100-1200. Эти активы рано или поздно изменят форму собственности.
По данным СМИ, правительство планирует продать пакеты акций таких акционерных обществ, как Одесский припортовый завод, Сумыхимпром, Укрнафта, Турбоатом и т.д., а также миноритарные доли в ряде дистрибьюторов электроэнергии, угольных компаний и др. Всего в 2014-м выставят на продажу 190 предприятий и 130 объектов недвижимости ориентировочной стоимостью 31 млрд грн (в государственном бюджете заложено 17 млрд грн поступлений от приватизации).
Но ни такая большая сумма, ни солидный перечень активов не раскрывают сути будущего разгосударствления. В последние годы планы приватизации часто были масштабными независимо от того, кто при власти. При этом поступления в бюджет от продажи государственной собственности за десятилетия составляли лишь 54,5 млрд грн (стоимость Криворожстали и Укртелекома – более половины этой суммы). Для сравнения: дефицит госбюджета, запланированный только на 2014-й, – 68,6 млрд грн.
Решительность Кабмина можно понять по двум фразас. Во-первых, Яценюк отметил, что нужно приватизировать ГП «Укрспирт» и «другие государственные компании, которые являются предметом коррупции, а не развития страны». Таким образом правительство не первый раз демонстрирует готовность распрощаться даже с весьма рентабельными активами, в частности Укрспиртом и не только. Во-вторых, Шлапак заявил, что «средств будет столько, сколько получим». Итак, целью приватизации Кабмин видит не только и не столько поступления в бюджет, а скорее вывод предприятий, отраслей и рабочих мест из-под влияния государства. Такой подход к приватизации еще не виданный и заслуживает похвалы.
Нужна ли Украине и украинцам приватизация и что она нам даст? Сразу после заявлений правительства появились многочисленные комментарии политиков и экономических экспертов. Например, Анатолий Гриценко заявил, что масштабное разгосударствление может превратиться в огромную аферу, в результате которой обогатятся только всем известные олигархи. Мол, только они имеют миллиарды, необходимые для того, чтобы приобрести собственность на большой распродаже, которую устроит государство. К тому же в условиях глубокого кризиса и нестабильности в стране активы придется реализовывать по заниженным ценам. Якобы лучше подождать, подготовить предприятия к приватизации, а затем выторговать за них приличные деньги…
Абстрагируясь от лица Анатолия Степановича, следует признать, что такие аргументы звучат в Украине уже более 20 лет и за это время, с позволения сказать, заплесневели. Сколько было таких случаев, когда активы придерживали до лучших времен, а потом не продавали их совсем, чтобы паразитировать на их денежных потоках? Такие голоса – отголоски прошлого, с которым боролся Майдан. И вот почему.
Возьмем для примера ГП «Укрспирт». Яценюк вспомнил о нем не случайно. Компания объединяет соответствующие заводы по всей Украине, которые в свое время обеспечивали этиловым спиртом весь Союз. После его распада Россия настроила у себя собственных производств, закрыв вопрос импорта из нашей страны. Украинские спиртовики не нашли альтернативных рынков: в последние годы этиловый спирт практически не экспортируется – всего $2 млн за 2013-й. Многие производства простаивают, а государство регулярно поднимает вопрос о переориентации их на производство биотоплива.
На самом деле проблема проста. Высокая цена этанола, установленная ​​Укрспиртом, неконкурентоспособна за рубежом. Поэтому заводы искусственно ограничены внутренним рынком, что приводит к простоям. В то же время цена неэффективна: она включает в себя, во-первых, дорогое сырье (в основном зерно), которое директора заводов берут на баланс предприятий за откаты, и часть выработки, которая сбывается налево. Такие явления не редкость. В результате руководители спиртзаводов кладут себе в карман и частично передают вверх достаточно денег для того, чтобы Укрспирт был курицей, несущей золотые яйца, для любой власти, и выступают категорически против приватизации. Недаром при Януковиче компанию курировал Юра «Енакиевский», который на ней заработал миллиарды для «Семьи». Несколько лет назад, видимо, по его инициативе на спиртовых заводах появились «смотрящие», задачей которых было понять реальную мощность этих активов и направить средства, которые поступали директорам заводов, в государство, то есть режиму Януковича.
Поэтому, сказав о приватизации ГП «Укрспирт», Яценюк попал в десятку. Ведь продажа упомянутого актива, хотя и озолотив какого-нибудь капиталиста, приведет к исчезновению огромных теневых потоков денег и спирта, а также позволит заводам и тысячам их работников развиваться и искать себе место на рынке. То, что власть готова отказаться от этих финансовых потоков в пользу частного инвестора – весьма позитивный сигнал.
Конечно, есть и позитивные случаи управления государственной собственностью. Например, ОАО «Турбоатом». За последние пять лет (2008-2013) его чистый доход и объем производства выросли вчетверо. Компания инвестировала в обновление 194 млн грн (23% прошлогодней первоначальной стоимости основных средств), ежегодно выплачивает дивиденды. Но при этом говорили, что на прокладках оседает часть рентабельности Турбоатома. А если сравнить его с «Мотор Сич», которая имеет подобные финансы и перспективы, хотя и работает на другом рынке и является частной, то картина не такая яркая. Чистый доход последней за пять лет увеличился в 4,2 раза, при этом инвестиции в основные средства – 2,4 млрд грн, что позволило обновить 39% их первоначальной стоимости на конец 2013-го.
Частный собственник более мотивирован развивать производство, а вместе с тем и работников, создавая для них социальные лифты, с помощью которых естественно отбирают талантливых. Зато менеджеры государственных компаний обычно думают не о росте, а часто лишь о том, как урвать как можно больше и как можно быстрее, пока не уволили и не пришел новый руководитель с такими же мотивами. О личностном развитии работников госкорпораций и говорить не стоит: они в основном только держатся за место и подавляют в себе любую инициативу, фактически морально разлагаются.
Некоторые скажут, что международные доноры заставляют правительство провести приватизацию, иначе ему нечем будет расплатиться по кредитам. Возможно, и так. Но так же и Польша в начале 1990-х получила огромные кредиты, а также получила военно-политическую и аналитическую поддержку США (Лешека Бальцеровича, который руководил польскими реформами, консультировали Джеффри Сакс, Джордж Сорос и др.). В обмен на это поляки устроили масштабную приватизацию, допустив западные компании, которые, как впоследствии оказалось, владели дефицитным в то время кредитным ресурсом и имели умелых управленцев. Допуск в Польше третьей силы, международного бизнеса, к социально-экономическим процессам не дал чиновникам возможности притереться к местному бизнесу и породить олигархов. Это уничтожило огромную почву для коррупции. В итоге где сейчас Польша, а где Украина?
Масштабная приватизация очень нужна Украине. Не только чтобы устранить паразитирование на государстве, которое, являясь крупнейшим капиталистом, создает достаточно поводов и соблазнов для олигархов и чиновников. И не только для того, чтобы прекратить «мариновать» людей и уничтожить админресурс госкорпораций, работников которых заставляют «правильно» голосовать на выборах под угрозой увольнения. Но и чтобы исключить такие позорные случаи, когда Укрзализныця блокирует проезд вагонов с продукцией комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» (бывший МК «Криворожсталь», успешно проданный индийцам в 2005 году) только потому, что он конкурирует с заводами общеизвестного украинского олигарха, который имеет необходимые контакты. И чтобы наконец появились люди, ответственные за развитие многочисленных предприятий и заинтересованы в нем.
Но главное, для чего нужна приватизация, – разгосударствление голов. Украинцам необходимо избавиться от насаженного советами патернализма, отречься от убеждения, что государство отвечает за все и имеет неограниченные возможности. Когда поймем, что в нашей стране большие деньги может заработать тот, у кого есть разум и талант, а не тот, у кого власть и деньги, мы перестанем разлагаться и начнем раскрываться, развиваться и самореализовываться. Вот тогда «невидимая рука» Адама Смита быстро потянет страну вверх. Но для этого сначала требуется вмешательство руки хирурга, который отсек бы от государства все лишнее. И масштабная приватизация – это, несомненно, часть его операции.
Любомир Шавалюк
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас