Новый комиссар: почему смена власти в ЕС не на пользу Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новый комиссар: почему смена власти в ЕС не на пользу Украине

Мир
645
Избрание Жана Клода Юнкера на пост главы Европейской комиссии не стало неожиданностью. 15 июля за его назначение проголосовали 422 евродепутата из 736. С конца мая, когда завершились выборы в Европарламент, его кандидатура обсуждалась, как основная. Он уже более 30 лет занимает ведущие должности в структурах и ЕС и своем родном Люксембурге и потому был достаточно логичным кандидатом на этот пост. Тем более его поддерживала мощное лобби из Европейской народной партии, которая набрала больше всего голосов на майских выборах — 36%, а также лично федерального канцлера Германии Ангелы Меркель. И вообще большинство центристов в Европе сделали ставку на Юнкера.
При этом Евроскептики, которых неофициально возглавляет Великобритания, не смогли противопоставить должного оппонента новому главе Еврокомиссии. И потому пока потерпели поражения. В своей первой речи после избрания Юнкер уже заявил, что он не знает никакого действенного механизма возврата полномочий из европейского центра к национальным правительствам. Это означает, что все усилия Англии, а также стран Средиземноморья, которые пытаются получить контроль над своими финансами, оказались напрасны.
Теперь главная интрига сохраняется в том, насколько быстро Юнкер начнет реализовывать свои реформы. Политик заявил, что нужно создать общий фондовый союз ЕС, чтобы обезопасить экономику от потрясений банковской системы. Кроме того, он выступает за новые меры по стимулированию экономики. В начале недели в ЕЦБ уже заявили, что готовы дать европейской промышленности более триллиона евро, если только она начнет работать.
Новое назначение, тем не менее, не делает Европу ближе к выходу из кризиса и экономической стабилизации. Новый комиссар будет отстаивать политический курс Германии, который так и не смог вывести Европу из кризиса. С начала 2014 года экономика региона выросла только на 0,2%. Кроме того, сейчас Еврокомиссия столкнется с одной из самых сильных оппозиций в парламенте. “Первое публичное голосование за главу Еврокомиссии сделало из него более публичную фигуру и ему нужно будет лавировать между партиями”, — говорит Делу Патрик Павлак из European Union Institute for Security Studies.
Еще одна интрига — назначение представителя ЕС по внешней политике. Несколько фаворитов гонки неожиданно выбыли из нее. Потому в ближайшие дни Европарламенту нужно определить, кто будет противостоять агрессивной политике России на Востоке и что делать с арабскими революциями. И выбор может стать довольно неожиданным.
Сторонник сильных
Сам Юнкер не скрывает, что он придерживается идеологии по консолидации ЕС и образованию по-настоящему единого союза. В последний год, по мнению многих аналитиков, этот процесс забуксовал. Экономика росла исключительно медленными темпами, а политики были больше увлечены тем, что боролись за голоса избирателей. “Большие публичные выборы с оглашением кандидатов в главы Еврокомиссии, которые были фактически главами партий, отвлекли всех от главных проблем Европы”, — считает Дуглас Элиот из американского Института Брукингса. По его мнению, сейчас нужно быстро решить проблему, как контролировать расходы республик и дефицит бюджета в ЕС. По нормам Лиссабонского договора дефицит не может превышать 3% от ВВП. Но в последние годы ряд стран, особенно на юге Еврозоны не могли выполнять такие предписания. Потому в Брюсселе закрывали глаза на эти нарушения. Не говоря уже о Греции, где дефицит составлял в 2013 году более 12%. И в этом году может еще вырасти на 8%, так как Афинам нужно отдать кредиторам 1,2 млрд евро.
Выступая перед Европарламентом, уже в качестве главы комиссии Юнкер заявил, что теперь нужно более серьезно относиться к нормам дефицита бюджета и проводить политику экономии.
Также понятна позиция нового комиссара относительно единой валюты. Так как он был у самых истоков введения евро в оборот. И в 2011 году вел переговоры с Грецией, которая хотела отказаться от общей валюты и вернуть свою драхму. Тогда Юнкер убедил Афины не делать этого, так как это могло обернуться экономической катастрофой. Также он вел долгие переговоры с политическими партиями, которые говорили о том, что в кризис можно отказаться от единой валюты. Теперь он еще раз подчеркнул, что нет механизма, по которому страна может покинуть зону единой валюты.
Кроме того, Юнкер уже заявил, что планирует создать новый фондовый союз Европы, который будет независимым от банковской системы. В последнее время частные банки вообще попали под удар. Вначале в США оштрафовали BNP Paribas на $8,9 млрд за сотрудничество со странами-изгоями, а потом подобная участь уже постигла и Citigroup. За спекуляции банк заплатил $7 млрд. И сейчас такая же участь может постигнуть и другие европейские банки. Потому в Брюсселе хотят создать собственный фондовый союз, который будет инвестировать в важные отрасли экономики.
Наконец Юнкер поборник продолжение единой сельскохозяйственной политики Европы. По мнению Брайана Рейли из Heritage Foundation, тут важную роль играет позиция его родного Люксембурга, который выживает за счет дотаций из ЕС. Другие страны, такие как Великобритания, заявляют, что ежегодные дотации фермерам в размере 360 млрд евро — это чрезмерная трата сил.
Потому большинство реформ будут проходить через очень бурное обсуждение в Европарламенте. Несмотря на поддержку Народной Партии позиции европейских оптимистов сейчас очень слабые. И чтобы принять важные экономические преобразования Жану Клоду Юнкеру, возможно, нужно будет поступиться в других сферах, и внешняя политика, возможно, станет первой.
Их ответ
Первым постулатом во внешней политике о котором заявил новый комиссар стала пауза в расширении союза. Иначе говоря, в ближайшие 10-15 лет ЕС нужно будет разрешить проблемы стран-членов и только потом думать, кого принимать дальше. Потому страны, которые недавно подписали договоры об Ассоциированном членстве (Украина, Грузия, Молдавия) не скоро смогут рассчитывать на новый статус.
Кроме того, агрессивную политику России Юнкер попробует выставить как стимул по расширению влияния главы внешней политики союза. Не секрет, что Кетрин Эштон, которая сейчас возглавляет это ведомство показала себя не очень успешно. Потому сейчас в Брюсселе надеются, что кризис в Украине станет стимулом для расширения его полномочий. Так было в конце 90-х, когда Хавьер Солана, смог своим авторитетом получить дополнительные рычаги влияния на европейские страны.
И тут все упирается в кандидатуру будущего главы внешней политики. В мае фаворитом был министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, но сейчас его кандидатуру уже не рассматривают. По мнению Патрика Павлака, это могло случиться под давлением России, которая не хочет видеть во главе политика из Польши. Теперь главными претендентами на эту должность стали комиссар ЕС по вопросам гуманитарной помощи и разрешения кризисов Кристалина Георгиева из Болгарии или Федерика Могерини, которая возглавляет МИД Италии.
Обе претендентки могут уравновесить назначения Жана Клода Юнкера, который представляет северную Европу. И их назначения не будет раздражать Россию. Так как и Болгария, и Италия заинтересованы в строительстве газопровода “Южный Поток” и потому не пойдут на конфронтацию с Москвой.
При этом такой выбор, по словам Дугласа Элиота, приведет к консервации слабого внешнеполитического курса Европы. Так как новому международному комиссару нужно будет лавировать между партиями, и если он не будет иметь личного влияния в Брюсселе, то это ему вряд ли удастся.
Кроме того, на этой неделе лидеры ЕС будут обсуждать новые санкции против России. И тут также нет единства — страны Средиземноморья, и Германия не хотят существенно расширять торговые и экономические ограничения в отношениях с Москвой. И, судя по речи Жана Клода Юнкера, Европа хочет сосредоточиться на решении экономических проблем и пока не жаждет геополитических конфликтов.
Иван Морозовицкий
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас