Что именно нужно реформировать Украине, пока идет война? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что именно нужно реформировать Украине, пока идет война?

2199
Что именно нужно реформировать Украине, пока идет война? Ответ близок к парадоксу – и фактически все! И лучший момент именно сейчас и есть – когда военное положение не оставляет шансов на долгое прожевывание бумаг, а изменения будут иметь единодушную общественную поддержку.
Политические реформы – чем больше торг, тем хуже результаты
Внедрять реформы в политической сфере нужно уже сейчас, ведь с каждым следующим шансом на урегулирование политико-военного конфликта, условия для этого будут все хуже, считает председатель Совета Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко. “Чем быстрее мы пойдем на диалог, тем лучше. Потому что каждый следующий шанс будет еще хуже. То есть, наши уступки, наши условные потери могут быть еще больше”, – убеждена она.
В целом же, если деэскалация конфликта на Востоке и состоится в ближайшее время, проблемы, которые накопились за это время в стране, никуда не исчезнут. “Есть вопрос: можно ли во время военных действий проводить реформы? Если мы посмотрим разный исторический опыт, как ни парадоксально, война была источником для реформ. Если говорить о ситуации, которая сегодня сложилась на Востоке, нужно обсудить политические реформы в пределах всей Украины, определенный план Маршалла для этого региона, который будет включать и социальные, и экономические, и политические реформы. То есть, это должно быть в пакете этих условных переговоров. Конечно, не с террористическими группами, а с местными представителями самоуправления. Есть разные группы в этом регионе, с которыми действительно можно вести разговор. Но это когда, по крайней мере, начнется эта деэскалация”, – отметила она.
По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, двумя мощными двигателями для реформ всегда были или очень глубокие экономические кризисы, или войны. “В Украине эти два события наложились. Мы на протяжении 2008-2013 лет имеем глубокий кризис. Мы так и не преодолели финансовый кризис 2008 года, и из финансового перешли в общеэкономический кризис. Плюс в начале 2014 года у нас началась фактически война с нашим добрым дружеским соседом. Для Украины сейчас двойной уникальный исторический шанс действительно сделать настоящие реформы. Если мы даже этот шанс не используем, а дальше будем заниматься имитацией реформ, то я не знаю, когда тогда выпадет следующий исторический шанс.
Пакет политических реформ должен включать в себя электоральную реформу, реформу самоуправления, военную и конституционную реформы, убеждена Юлия Тищенко. “Электоральная реформа необходима для более эффективного представительства, для демонополизации влияния политических лидеров на формирование партии. У нас очень часто политики понимают дифференциальную систему голосования, открытые списки как просто печать фамилий – и вот вам открытые списки, получите. Также пришло время делать определенные действия, связанные с децентрализацией, фискальной политикой. Это реформа собственно против коррупции, и война – это довольно таки достойный шанс для того, чтобы такого рода реформу провести, имея политическую волю и общественную поддержку. И власти должны также осознать, что если она этого не будет делать, то будет третий Майдан. Всегда об этом нужно помнить и это не преувеличение”, – пояснила эксперт.
“И, конечно же, нам необходима военная реформа. Как правило, именно во время крупных столкновений и проводятся такие реформы. Например, Израиль – это страна, которая постоянно реформировала армию. И потом это отразилось на политическом представительстве в Израиле – у руля стали люди, которые практически прошли через боевые действия”, – добавила Тищенко. Что касается конституционной реформы, то она может стать тем полем, на котором могут происходить переговоры между различными политическими силами, даже которые не представлены в парламенте.
“Если это не будет просто какой-то акт, который нынешние политические лидеры, партии напишут в парламенте, оформят в табличку и направят в Венецианскую комиссию. Это ошибочный путь”, – отметила эксперт.
Изменить экономическую систему – кардинально
Латать и совершенствовать экономическую систему Украины нет никакого смысла. “Я думаю, все мы можем согласиться с тем, что экономическая система Украины, мягко говоря, неэффективна. Это нам говорили 23 года независимости, тем более, система Украины не дает возможности наши очень богатые украинские ресурсы, которыми мы обладаем, превратить в положительный экономический результат. Речь должна идти об изменении экономической системы, причем довольно кардинальном”, – предлагает Андрей Новак.
“Поскольку у нас кодексная правовая система в Украине, в каждой сфере нашей жизни все в общем определяется кодексами. Так же экономическую систему формирует набор экономических кодексов: налоговый, бюджетный, трудовой, хозяйственный, таможенный. Они и формируют правила игры в экономике. Если мы действительно хотим по-настоящему изменения экономической системы, у нас нет другого выхода, чем принимать совершенно новый набор экономических кодексов. Мы должны использовать этот момент изменений для того, чтобы выйти на новый качественный уровень”, – добавил он. По мнению эксперта, отдельного внимания требует объединение налогового, таможенного и бюджетного кодексов в один – фискальный.
“Надо понимать, что мы уже живем в глобальном мире, прежде всего в экономическом смысле. И в этом мире есть очень много свободного капитала, который не знает куда ему деваться и где зарабатывать деньги. Но этот свободный капитал идет в те страны, в которых ему работать безопасно, выгодно и удобно. Удобно означает простые понятные правила игры, которые закладываются прежде всего налоговой системой. Сейчас нам нашу налоговую систему надо кардинально упростить. Потому что у нас сейчас по закону о государственном бюджете 148 видов налоговых платежей. Хотя, если вы посмотрите на структуру доходов бюджета, то реально приносят настоящие деньги не более 10 налогов и сборов, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, ввозная-вывозная пошлина и пара акцизов. Это основа бюджета. Тогда вопрос – а зачем остальные 135 платежей? А администрировать все это нужно”, – подчеркнул эксперт.
“Поэтому необходимо кардинальное упрощение налоговой системы до не более десяти налогов и сборов. Делать косметический ремонт действующего налогового кодекса нет смысла. Его надо просто отбросить и принять новый, но уже комплексный, фискальный, где налоги, пошлины, бюджетная система будут объединены в одном документе”, – добавил он. По его мнению, для этого не хватает не научного уровня или технологий, а лишь политической воли.
“Почему не проведена пенсионная реформа, которая была готова с 1999 года? Потому что в Украине одна из самых крупных коррупционных схем, которая называется Пенсионный фонд Украины. И так практически во всех сферах. Почему не делается настоящая налоговая реформа, бюджетная? Потому что вы знаете, откуда прорастают огромные имения работников налоговой службы”, – отметил Новак. Также необходимым будет и монетарный кодекс, поскольку Национальный банк Украины не выполняет свою институциональную функцию. Замены требует и трудовой кодекс, так как сейчас он нацелен на защиту интересов работодателя, а не работника, хозяйственный – чтобы исключить искусственное банкротство предприятий для их дальнейшей перепродажи за символическую стоимость.
Все крымские вопросы “зависли”
Решение проблемных вопросов с аннексированным крымским полуостровом сейчас отошло на второй план из-за военных действий на востоке Украины. Однако, откладывать их в долгий ящик не стоит, считает директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
“Очевидно, что военная агрессия России на Востоке и собственно война, там происходит, отставила в сторону проблему Крыма. Хотя в официальных выступлениях крымский вопрос поднимается. Очевидно, что вокруг него будут политические многоуровневые переговоры с привлечением игроков мировых. По крайней мере, Украина будет пытаться решить крымский вопрос политическими методами. Откровенно говоря, я считаю, что придется решать его военно-политическими инструментами. Но это уже как карта ляжет”, – считает Семиволос.
“Другое дело, что провал туристического сезона в Крыму серьезно скажется уже осенью и зимой этого года. Те сбережения, которые имеют крымчане, недостаточны. У значительного числа населения, самообеспечивающегося за счет курортного сезона, будет резко падать уровень обеспеченности. Это не означает, что все население вдруг захочет вернуться в Украину. Но это означает, что политический климат в самом Крыму будет ухудшаться. Злые голодные люди склонны к насилию, и соответственно, ситуация может быть неблагоприятной для политических процессов в Крыму”, – пояснил он. Пока же все процедуры относительно переселенцев, их статуса и крымских татар остаются в подвешенном состоянии. Между тем, внесение крымских татар, караимов и крымчаков в российский перечень малочисленных народов может использоваться Россией как кнут и пряник одновременно.
“Если сначала от них требовали пассивной лояльности, то теперь – лояльности активной. И Россия многое делает, чтобы изменить отношение радикально настроенных групп, в том числе – ослабить их позиции, дискредитировать. В украинской же политике этот вопрос (внесение в перечень малочисленных народов) вообще отложен, и не понятно, когда к нему вернутся”, – пояснил Семиволос.
Россия начала хозяйничать и действовать в Крыму уже на третий день, замечает Юлия Тищенко. “И ей ничто не мешало, не сдерживали боевые действия на востоке Украины. А мы задерживаемся на несколько шагов. Собственно, Крым – это территория, с которой все началось, и которой все и закончится. Сейчас надо подумать над статусом Крыма, над информационной политикой. Закон о коренных народах лежит годами – и при той ситуации, которая сложилась сейчас, он не требует такого катастрофического финансирования”, – рассказала эксперт. Принятие подобных решений могут быть авансами, политическим признанием Украины, что она действительно хочет проводить свою политику в Крыму.
2014-2015 годы будут для Украины однозначно тяжелыми. Однако, если все необходимые реформы, о которых говорят эксперты, не будут проведены в этот отрезок времени, то последующие годы также легкими не станут – либо из-за кризиса, либо из-за в конце концов внедряемых реформ. Так почему бы не претерпеть все и сразу?
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас