РосУкрЭнерго: ликвидация или реинкарнация? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

РосУкрЭнерго: ликвидация или реинкарнация?

Фондовый рынок
569
Десятилетняя эпоха швейцарского трейдера РосУкрЭнерго, к деятельности которого причастны «Газпром» и его украинские партнеры – бизнесмены Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин, близится к завершению. Фирма, обещавшая стать «инвестором в развитие газотранспортной инфраструктуры», прекращает существование, так и не реализовав ни одного инвестпроекта.
В повестку дня заседания совета директоров российской монополии, запланированном на 17 июня, внесен пункт о согласовании позиции «Газпрома» по вопросу о ликвидации РосУкрЭнерго. Когда состоится голосование по этому поводу в органах управления посредника, зарегистрированного в швейцарском кантоне Цуг, пока не известно. Но очевидно, что Фирташу и Фурсину, которым принадлежит, соответственно, 40% и 10% в капитале РУЭ, остается принять такие планы «Газпрома».
Прошлое и настоящее
Решение о прекращении деятельности РУЭ станет логическим завершением и в истории так называемой «группы РосУкрЭнерго» в украинской политике. Ее ключевыми фигурами были Сергей Левочкин, экс-глава Администрации президента Виктора Януковича; бывший министр топлива и энергетики, участник последней президентской кампании Юрий Бойко; а также экс-глава СБУ и экс-владелец телеканала «Интер» Валерий Хорошковский.
Ликвидации РУЭ предшествовало несколько событий, повлиявших на ситуацию во взаимоотношениях Москвы и Киева. Евромайдан, аннексия Крыма, выборы нового президента Украины Петра Порошенко, трансформации в политическом раскладе Украины, антитеррористическая операция на Донбассе, спровоцированная российской агрессией, – все это стало предпосылками для радикальных изменений в условиях не только газового сотрудничества РФ и Украины, но и стратегического партнерства между странами. Старые схемы изжили себя и отпадают, на политическую арену выходят новые игроки, которые будут определять дальнейшие приоритеты межгосударственного сотрудничества.
Порошенко, который не скрывает своей связи с Фирташем, пообещал убрать политику при согласовании новых договоренностей между «Газпромом» и «Нафтогазом». А Фирташ сейчас ждет решения австрийского суда об экстрадиции в США, где его обвиняют в коррупции и создании преступной группировки для организации доступа к титановым месторождениям в Индии.
Но существует вероятность, что бизнесмен, играющий одну из основных ролей в экспортных схемах «Газпрома», вернется в Украину. Он готовится к этому и делает заявления, в которых обещает поспособствовать урегулированию противоречий между Москвой и Киевом по газу и напоминает, что имеет тесные связи с «Газпромом». Хотя раньше Президент РФ Владимир Путин отрицал такую близость украинского олигарха с российской монополией, подконтрольную российским властям. В одном из своих выступлений в 2005 году Путин отметил, что не знает, каких партнеров ему «навязал Виктор Ющенко в непрозрачной украинской части» РУЭ.
Секретные материалы
Ликвидация РУЭ не только позволит Фирташу при благоприятном стечении обстоятельств стать участником нового украинско-российского газового расклада. Такой поворот в истории компании по сути «сжигает мосты» для возможных судебных разбирательств о компенсации ущерба, причиненного «Нафтогазу». Яркий эпизод во взаимоотношениях НАК и РУЭ произошел в ноябре 2010 года, уже после того как «Газпром» и «Нафтогаз» перешли на прямые контракты, а посредник, казалось, исчез. По решению Стокгольмского арбитража по вопросу об урегулировании поставок газа в 2008 – 2009 годах, украинский госхолдинг вернул РУЭ 12,1 млрд. куб. м топлива. Этот объем впоследствии был перепродан «Газпрому» по $370 за 1 куб. м, тогда как средняя цена экспорта монополии составляла $343. То есть сделка прошла на условиях, невыгодных для акционеров «Газпрома», но позволила формально получить Фирташу и Фурсину как акционерам РУЭ более $750 млн чистой прибыли – это расчеты консалтинговой компании East European Gas Analysis.
При этом «Нафтогаз» из-за особенностей отечественного налогообложения операций, связанных с повторной растаможкой и принятием на баланс газа для расчетов с РУЭ по решению арбитража в Стокгольме, по разным экспертным оценкам, получил убытки от 15 до 40 млрд грн.
Поспособствовали этому и депутаты Верховной Рады нынешнего созыва, которые в 2010 году досрочно прекратили деятельность временной следственной комиссии (ВСК) по расследованию обстоятельств рассмотрения иска РУЭ к «Нафтогазу» в Стокгольме. Вдобавок к этому, парламент отказался тогда поддержать оппозиционный законопроект, которым предлагалось запретить использовать бюджетные средства или кредиты международных финансовых организаций для расчетов с РУЭ по решению Стокгольмского арбитража, а также передавать газ из ПХГ для выполнения этого решения. Кроме того, парламентарии отказались дать согласие на обнародование материалов ВСК и направить их в Генпрокуратуру.
Обстоятельства того, как велся в Стокгольмском арбитраже процесс РУЭ против «Нафтогаза», до сих пор остаются неизвестными из-за засекреченности многих документов. «Наша комиссия не могла использовать все возможности для своей работы из-за засекреченности документов, касавшихся расследования, со стороны Службы безопасности Украины. Эти документы касались следствия в уголовном деле, которое было открыто по договорам, подписанным еще при правительстве Юлии Тимошенко. Но в ходе расследования мы не получили подтверждения засекреченности таких материалов», – вспоминает Роман Зварич, глава ВСК.
Традиционные схемы
Прояснить детали процесса РУЭ против «Нафтогаза», который привел к многомиллиардным убыткам госхолдинга, а по сути – госбюджета Украины, после ликвидации швейцарской фирмы вряд ли удастся. Этому также не будет способствовать политическая конъюнктура в стране: Порошенко невыгодна эскалация конфликта с Россией, которая угрожает национальной энергобезопасности и может привести к дефициту газа в осенне-зимний период.
Москва и Киев будут вынуждены искать взаимовыгодный компромисс, ведь не только украинский рынок зависит от поставок «Газпрома», но и «Газпром» – от украинской газотранспортной системы, которая обеспечивает холдингу стабильность транзита газа по экспортным контрактам со странами Евросоюза.
Поэтому остается открытым вопрос, смогут ли власти России и Украины в ходе нынешних переговоров отказаться от многолетней традиции, когда в схемы газовых поставок внедрялся посредник, а его коммерческая целесообразность обосновывалась весьма спорными аргументами.
Кроме РосУкрЭнерго, в поставках газа в Украину с российской территории были раньше задействованы такие посредники как «Итера», подконтрольная российскому бизнесмену Игорю Макарову, и EuralTransGas, с которой также были связаны Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас