100 дней Шока. И немного терапии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

100 дней Шока. И немного терапии

Казна и Политика
2383
Правительство Арсения Яценюка было назначено в сложных условиях. Страна еще прощалась с убитыми героями Небесной сотни. Экономическая и политическая ситуация – очень сложная. Но Украину ожидало еще одно испытание – российская агрессия с последующей оккупацией Крыма и диверсионно-террористической войной на Донбассе. Новое правительство, изначально формировавшееся как временное, должно было отвечать на серьезные вызовы украинской государственности.
По словам экспертов, кадровый вопрос – первая проблема переходного Кабмина. Главным его недостатком стал квотный принцип. В результате, в «правительство камикадзе», как называл его сразу Яценюк, попали не только специалисты-технократы, которые должны решать насущные проблемы, но и политики без опыта и с сомнительной репутацией. Очистки структуры исполнительной власти от старой команды регионалов и коррупционеров так и не произошло. Профессионалов часто игнорировали. Именно эту проблему определяют как одну из причин экономической нестабильности и потери контроля над частями нашей территории. Одно из требований Майдана – изменить систему, пока не выполняется.
С другой стороны, стоит отметить и определенные позитивные сдвиги. Было выполнено другое требование Майдана. Благодаря четкой позиции премьера Яценюка и главы внешнеполитического ведомства, Украина возобновила курс на евроинтеграцию, а также получила большую денежную помощь от международных организаций. Политическая часть соглашения должна быть подписана в конце этого месяца уже новым президентом Петром Порошенко. Также были проведены досрочные президентские выборы (признанные демократическими), что позволило легитимизировать нынешнее политическое руководство государства.
«ВСЯ СТРАНА БЫЛА В ШОКЕ ОТ КВОТНОГО ПРИНЦИПА»
Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института политического образования, один из лидеров объединения «Сила людей»:
Хотелось, чтобы этот Кабмин был более профессиональный, но в нем намешали политиков, технократов и профессионалов. Жаль, что политики не уступили технократам во всех министерствах. Поэтому действия правительства стали смешанными – оно принимает и политические, и профессиональные решения. Но, однозначно, нынешний Кабмин лучше предыдущего. И общество созрело к еще лучшему правительству. После окончания войны должны быть новые парламентские выборы, и следующее правительство будет сформировано из нового депутатского большинства.
Наибольшая потеря этого правительства – Севастополь, Крым и неконтролируемая ситуация в Луганской и Донецкой областях. Во-вторых, в первые дни Кабмин увлекся распределением должностей и выпустил из страны Януковича и его команду. В-третьих – отсутствие структурных реформ – борьба с коррупцией и люстрация в судебной и правоохранительной системах.
Наибольшие достижения правительства – возвращение к процессу евроинтеграции, восстановление внешних заимствований и благоприятная международная площадка страны. Также некоторые министры – экономики, образования, юстиции – начали достаточно эффективные реформы. Правительство показывает свою высокую работоспособность, и его ошибки являются результатами работы, а не бездействия. Аванс этому правительству – реформа местного самоуправления, конституционные изменения, децентрализация Украины. Эти реформы Кабмин должен завершить, но не затягивать с их воплощением.
«ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С СИЛОВЫМ БЛОКОМ, ПОЛНОСТЬЮ ПРОВАЛЕНО»
Алексей ТОЛКАЧЕВ, общественный деятель, президент Европейской Ассоциации украинцев:
- У меня негативные впечатления от деятельности правительства, ведь было много спекуляций на том, что экономика развалена, и это позволяло покрывать неэффективное управление государством. Было много разговоров, что все украдено, но у меня большие сомнения, что нынешняя власть не докрала то, что могло остаться. Произошли манипуляции с гривной, большие займы в МВФ.
«Непопулярные меры», о которых говорил премьер, должны быть непопулярными не для населения, а для тех, кто паразитирует на экономике, – банков, олигархов, импортеров.
Может ли премьер-министр ездить без кортежа и летать эконом-классом, если он проводит реальную политику и наживает себе могущественных врагов в политических и олигархических кругах? Если премьер является решительным, то без охраны он быть просто не может.
Все, что связано с силовым блоком, полностью провалено. Назначение министром внутренних дел Авакова привело к промедлению и не стабилизировало ситуацию. То, что происходило с Минобороны, – это полный провал, ведь Тенюх делал абсолютно деморализующие заявления о том, что якобы воевать нечем. Но ситуация не была настолько ужасна, как объявлено. СБУ за сто дней не смогла выделить внутреннюю резидентуру в своей структуре и в исполнительной власти, хотя на это нужна лишь политическая воля.
Единственные, кем я доволен, – министры культуры и образования, которые пытаются построить новые стратегии в области на оставшиеся средства.
Есть перспектива у реформы местного самоуправления. Но она должна разрабатываться очень основательно и профессионально. Наши чиновники реагировали, как одноклеточные организмы, только на внешние раздражители. И эта реформа была паническим ответом сепаратизма на юге и востоке.
Новый президент после обретения полномочий должен провести серьезное расследование бездействия, которое привело к потере территорий и позора для Украины. Это особенно касается силового блока: почему Госпогранслужба, МВД, Минобороны, СБУ не сделали ничего, чтобы избежать такого результата, который мы имеем?
«ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАДАЛО ПРАВИЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ …»
Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики, Киев:
- Внешняя политика – это продолжение политики внутренней. Все ли это понимали в Украине? К сожалению, до сих пор между внешней и внутренней политикой была такая же дистанция, как между двумя различными галактиками. Украинские дипломаты всегда имели стратегический взгляд, знали секрет успеха Украины, понимали настоящие угрозы государству. Говоря метафорически: МИД было хранителем знаний, неким открытым рыцарским орденом, однако к украинским политикам эти знания редко попадали. Возможно, именно поэтому дипломаты были первыми и единственными из госслужащих 2004 года, кто заявил о своей гражданской позиции. Возможно, именно поэтому украинские дипломаты (значительная их часть) не стояли в стороне и событий на Евромайдане. Сегодня дистанция между внешней и внутренней политиками максимально сократилась. Каждый дипломат стал политиком, а политик – дипломатом. Важно, что в политику пришли люди, которые раньше работали в МИД, – премьер-министр Яценюк в 2007 году возглавлял внешнеполитическое ведомство, новый президент Порошенко – тоже из бывших министров иностранных дел (2009 – 2010 гг.). Это не может не внушать надежды. «Внешне-внутренняя» гармонизация, хоть и со значительным опозданием и ценой больших потерь, но произошла. Сто дней правительства, на внешнеполитический взгляд, были настолько успешными, насколько позволяла ситуация – новой власти приходилось тушить пожар голыми руками. Для того, чтобы поставить правительству «отлично» или «двойку», следует исходить из двух возможных сценариев того, как могла бы развиваться ситуация в последние три месяца, и соотнести их с реалиями. Поэтому оптимистический сценарий – Крым остался бы в составе Украины; Украина получила бы перспективу членства в ЕС и НАТО; украинские граждане полностью поддержали бы такой внешнеполитический вектор; Россия смирилась бы с выбором Украины и не оказывала бы никакого сопротивления. И пессимистический сценарий – украинское правительство не смогло бы вообще взять ситуацию под контроль; президентские выборы были бы сорваны; происходила бы дальнейшая делегитимизация украинской власти на международной арене; образовывался бы еще больший институциональный вакуум в регионах; Запад отказывался бы от поддержки; территориальные аппетиты России разрастались бы еще интенсивнее. По этой модели мы поймем, что Украине не удалось достичь оптимистического сценария, но удалось избежать пессимистического. Из конкретных достижений. Первое: украинской дипломатии удалось добиться подписания хотя бы политической части Соглашения об ассоциации (а мы знаем, что в ЕС были против этого; хотели подписывать его только после выборов). Второе: украинскому правительству удалось заручиться единодушной поддержкой западных демократий в войне с Россией (стоит понимать, что не во всех странах избиратели поддерживают жесткую политику своих правительств в отношении Кремля). Третье: украинской власти наконец удалось завершить первую фазу либерализации визового режима с ЕС (безвизовый режим 2015 года теперь не выглядит совсем невозможным). Четвертое достижение, едва ли не самое главное, – украинское правительство сумело провести выборы, заручившись международным признанием. Правительство задало правильную траекторию – и важно, если и изменять ее, то еще больше – в европейском, демократическом направлении.
«ВПЕРВЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОСОЗНАЛО ЗАВИСИМОСТЬ «ГАЗПРОМА» ОТ УКРАИНЫ»
Иван НАДЕИН, председатель комитета энергетической независимости Украины:
- 100 дней для энергетики – это, возможно, и небольшой срок, но в целом мы видим, что правительство кардинально пытается изменить всю энергетическую политику и вообще – подход к газовому рынку и переговоров с «Газпромом» и европейцами. Мы впервые за 20 лет увидели, что правительство может вести активную, даже агрессивную политику с российским монополистом и играть на его слабости. Впервые правительство осознало зависимость «Газпрома» от Украины и от Европы, зависимость от нашей газотранспортной сети и этим пользуется. Результатом этого являются неоднократные заявления РФ о готовности снизить цены на газ. Мы теперь за эту скидку не отдаем Севастополь, путь в Европу, а, фактически, ведем сильную переговорную позицию. Я думаю, в ближайшее время будут видны успехи на этом фронте.
Во-вторых – правительство понимает, что без замещения и уменьшения потребления газа энергетическую политику мы не изменим. Поэтому утверждена программа мероприятий и разрабатывают конкретный план действий по уменьшению потребления газа: к 2020 году выйти на уровень максимального уменьшения закупки газа в России, диверсификация поставок и уменьшение потребления газа. Ведь Украине это нужно. Мы потребляем почти в четыре раза больше газа, чем, например, Польша на один доллар ВВП.
Это первые победы и достижения за этот небольшой срок. Затем нужно будет делать прозрачным рынок газа. Когда газ полностью выйдет из административного коррумпированного сегмента экономики, когда доступ к газотранспортным сетям может быть предоставлен любому участнику рынка, тогда он действительно станет товаром.
Правительство впервые за 20 лет сделало довольно серьезный шаг – полная монетизация так называемых энергетических льгот. И программа, тарифы будут возрастать до экономически обоснованного уровня хотя бы до 2018 года – это историческая победа. Ведь товар должен стоить ту цену, которая есть на самом деле. И без этого шага любые реформы были бы невозможны. Ибо если на внутреннем рынке потребитель платит за газ меньше, чем государство россиянам, то, очевидно, что что-то здесь не так. И это, однозначно, сдерживало рынок. Поэтому поэтапное повышение тарифов до обоснованного уровня может привести к тому, что рынок может работать исключительно на рыночных принципах. И это, прежде всего, отразится на качестве коммунальных услуг и потребители будут получать качественную услугу за свои деньги. А если они будут получать неполную услугу, как это происходит сегодня, то они не будут платить в полном объеме.
Также важным вопросом остается реформирование угольного сектора. То, что он сегодня дотируется колоссальными суммами – почти 15 миллиардов гривен. Ежегодно. Надеюсь, за три года дотирование будет сведено к минимуму путем реформирования этого сектора. Потому что, когда на уголь зарабатывает пол-востока Украины, а там – сплошная коррупция, то с этим нужно бороться. Сегодня там правительство ничего не делает, и мы понимаем почему: этого не позволяет политическая ситуация.
«С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВСПРАВИЛИСЬ, А С РЕФОРМАМИ – НЕТ»
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
- 100 дней этого правительства – 100 дней тушения финансовых пожаров. И, в принципе, правительство «пожарных» справилось со сложной задачей. Государственный бюджет выполняет свои обязательства – социальные, долговые, привлечения внешних средств, наполняет валютные резервы НБУ. Другой вопрос, что НБУ не использует их эффективно, и девальвация продолжается. Но правительство в части социальных и финансовых вопросов справилось. Если же говорить о реформах, то, к сожалению, за эти сто дней никаких реформ не было предложено – то, что называли реформами – это были условия МВФ, которые правительство должно выполнять, чтобы получить деньги. Я ожидал, что будет предложено хотя бы несколько системных экономических реформ. Но этого не было. Поэтому с тушением пожаров справились, а с реформами – нет, потому что их и не было.
Мы же говорим о том, что нам нужно изменить экономическую систему. Чтобы изменить экономическую систему – мы можем изменить экономические правила игры. А правила игры у нас выдают за помощью кодекса. Поскольку у нас – кодексно-правовая система, то в каждой сфере есть кодекс, который регулирует эту систему. И требуется изменение – не дополнение, а не косметический ремонт, а полное изменение экономических кодексов. Это даст нам новые параметры для новой изменившейся экономической системы.
Надо менять налоговый, бюджетный кодексы, я считаю, что они должны быть объединены в один, который будет называться фискальный кодекс Украины. Также нужен монетарный кодекс, чтобы НБУ также имело рамки для своей работы. В-третьих – нужен социальный кодекс с соответствующими социальными параметрами и индексами, которые обязательны для исполнения. Также сюда должны быть заложены трудовые отношения. В-четвертых – нужен новый хозяйственный кодекс. Он должен обеспечить ситуацию, когда нельзя, как сегодня, доводить легко предприятие до банкротства и потом его забирать. Вот эти кодексы должны обеспечить новые экономические правила игры. Но ничего похожего даже не ставили на повестку дня.
Очевидно, что нужно менять состав правительства. Ведь даже общественное мнение по поводу многих назначений является отрицательным. Во-вторых – требуется изменение в экономическом блоке.
Я бы оценку работы Правительства разделил на две части – выполнение краткосрочных задач – поставил «5». Вторая часть – за системные изменения – «1».
«РАЗВАЛИЛИ ВАЛЮТНУЮ СИТУАЦИЮ, ДРУГОГО НИЧЕГО НЕ ДОСТИГЛИ»
Владимир ЛАНОВОЙ, президент Центра рыночных реформ:
- За это время я не увидел никаких особых действий, кроме того, что несколько сократили дефицит бюджета, перераспределили расходы на военные и другие важные потребности. Особых достижений нет.
Произошла централизация экономики, финансирования государственных банков и государственных корпораций. Все остальные – остались без ресурсов, поэтому сократились рабочие места, снижены зарплаты, отчисления в пенсионный фонд. Существуют очевидные действия по реформированию экономики и частного сектора, финансированию его и стабилизации денег, снижению процентных ставок. Из этого всего ничего не было сделано.
Я даже не знаю, для чего нужно было называть себя реформатором. Три месяца – это им отводилось вообще на реформы. И здесь просто не о чем говорить. Кроме того, что они развалили валютную ситуацию, больше ничего не «достигли». Это правительство так или иначе поменяют.
«Я БЫ ПОСТАВИЛ ТРОЙКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
У правительства вышло контакт с международными организациями, они смогли получить деньги без серьезных программных предложений, потому что МВФ шокировано нашей войной.
Получилось у правительства раздать весомые коррупционно-привлекательные места своим друзьям, знакомым и просто «искренним» бизнесменам и «профессионалам». По-прежнему продолжается разворовывание бюджета, всплывают какие-то схемы и малоизвестные компании. Будто и не было Майдана и Януковича. Так Азаров делал, так же поступает и Яценюк. Правительство имеет определенное влияние на ВР. Как правило, она соглашается голосовать за законопроекты правительства в случае парламентского большинства или за «куски» бюджета Украины. Возможно, просто существует страх бывших депутатов Януковича, которые голосуют за предложения Кабмина и пытаются сохранить место под солнцем.
Это правительство оказалось совершенно не готово к войне. В течение двух месяцев руководители ВР и Кабмина создали «тандем». Хуже у них получалась защита гражданских интересов в условиях войны, ведь сами они гражданские. Они не сумели организовать военное руководство. Кто-то говорит: «Могло быть и хуже». Нет, хуже быть не могло.
Мирные ведомства – министерство экономики, министерство образования пробежали эту «стометровку» с достоинством.
Я бы поставил тройку деятельности этого правительства.
«ГЛАВНЫМ БЫЛО МОБИЛИЗОВАТЬ ВНЕШНЮЮ ПОДДЕРЖКУ ДЛЯ УКРАИНЫ»
Нику ПОПЕСКУ, старший научный сотрудник Европейского института исследований безопасности, Париж:
- Когда страна фактически столкнулась с внешней военной интервенцией, открытой в Крыму и менее явной на Донбассе и в Луганске, все остальное отходит на второй план. Второй по важности в первые сто дней была экономика и избежание общего экономического коллапса, дефолта. В этом смысле – это вроде бы удалось. Я бы сказал, что общая внешняя политика на данном этапе была менее важной, в частности и потому, что многое зависело от выборов президента. Внешний мир, в котором сейчас находится Украина, подсказывает ей, что делать с внешней политикой.
Если почти 20 лет Украина пыталась заигрывать с идеями многовекторности, не решалась, что и как делать, с кем интегрироваться, с кем сотрудничать, то сейчас эта «неопределенность» решена. Если хотите, даже не правительством Яценюка в первые сто дней, а тем, как повела себя Россия по отношению к Украине после ухода Януковича. А еще точнее, фактически Евромайданом был снят вопрос об ориентации на Россию, что и обусловило уход Януковича.
Два стратегических вопроса, что делать с Россией и Ассоциацией с Евросоюзом, уже были решены до того, как Яценюк стал премьер-министром. Для нынешнего правительства главное было попробовать мобилизовать внешнюю поддержку для Украины.
То, что соглашение об ассоциации было подписано частично в марте и полностью будет подписано в июне, не имеет практического значения. Само подписание политической части было важным показателем символической поддержки Украины со стороны ЕС.
Также весьма успешным было голосование в ГА ООН, где большинство государств поддержали позицию Украины в отношении Крыма. Это была минидипломатическая победа.
К внешнеполитическим потерям, пожалуй, можно отнести полный коллапс отношений с Россией. Однако это произошло не по вине правительства Украины, а из-за позиции России. В этом смысле большая внешнеполитическая проблема – самый глубокий кризис отношений между Украиной и Россией, интервенция и оккупация Крыма. Поскольку этот коллапс был инициирован Россией, то здесь мало что зависело от правительства Украины.
Что касается отношений с НАТО, то со стороны Альянса есть определенный уровень помощи Украине. Это одна сфера сотрудничества, которая из-за ситуации в Украине реально продвинулась. Есть конкретное военно-политическое сотрудничество между Украиной и многими странами НАТО. На этом уровне, конечно, успехи есть. В основном, об этом не говорят ни в Украине, ни на Западе. Вместе с тем я не вижу особого продвижения по вступлению в НАТО. Это во многом зависит от решения территориальной проблемы в Украине и того, как она решится.
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас