Кризис в Украине: какую стратегию выберет Румыния?


Кризис в Украине: какую стратегию выберет Румыния?

События, которые сегодня происходят в Украине, представляют довольно серьезную политическую проблему для руководства Румынии. По оценкам аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy, Бухарест боится, что политическая нестабильность, вызванная актами сепаратизма в Украине, может перекинуться на соседнюю Молдову. Бухарест также напугала перспектива возрастающего военного присутствия России в регионе Черного моря, а точнее – перспектива превращения Крыма в милитаристскую зону. В этих условиях влияние Румынии в регионе уменьшится. Поэтому, ожидается, что румынское руководство в свете так называемого «украинского кризиса» будет выстраивать свою стратегию по трем основным направлениям:

1. Бухарест любой ценой будет пытаться удержать Молдову в сфере своего политического влияния.
2. Румыния активизирует развитие более тесных военных связей с США и Польшей, которые должны стать ключевыми союзниками Бухареста в борьбе за влияние на ситуацию в регионе.
3. Румыния активизирует свои усилия по диверсификации источников энергоносителей, но прогресс в этой сфере, вероятно, будет довольно медленным.

Хотя отношения Румынии с Россией будут оставаться на этом фоне прохладными, Бухарест, тем не менее, попытается дополнительно не нагнетать напряженность до точки, которая бы поставила под реальную угрозу ее интересы безопасности в отношении Молдовы и в Черноморском регионе.

Анализ ситуации

Румыния имеет две основные причины для беспокойства, когда речь заходит о нынешней агрессивной и непредсказуемой политике России.

Первое. Бухарест боится, что Молдова окончательно потеряет контроль над Приднестровьем. Москва уже долгое время поддерживает Приднестровье финансово и политически, около 1400 российских военных находятся на территории этой непризнанной республики. У румынов существуют небезосновательные предостережения, что Россия может использовать свои связи с Приднестровьем для расшатывания внутренней ситуации в самой Молдове, которая со временем может распространиться на Восточную часть самой Румынии.

Второе. Молдова взволнована фактом грубой аннексии Крыма, в результате чего Россия усилила свое военно-политическое присутствие в регионе Черного моря. Эта тенденция продолжает набирать дополнительные обороты, что в будущем может привести к серьезному перераспределению баланса сил в регионе.

Последние трагические события в Одессе еще больше напугали Румынию. Одно дело – видеть деятельность пророссийских групп на Востоке Украины или в Крыму, и совсем другое – наблюдать за тем, как эти группы пытаются дестабилизировать ситуацию в Одессе, которая находится на расстоянии всего 170 километров от Кишинева и примерно 200 километров от границы с Румынией.

Каким будет ответ Румынии?

Аналитики Geostrategy попытались смоделировать симметричный ответ Румынии на действия России в отношении Украины, который она может применить в ближайшее время, а также политику Бухареста по Киеву в условиях аннексии Автономной Республики Крым. Вот что из этого вышло.

Ожидается, что Бухарест будет делать все возможное для сохранения Молдовы в сфере своего влияния/доминирования. Однако сделать это будет нелегко, особенно учитывая то, что треть молдавского экспорта ориентирована на российский рынок, а также с учетом значительных пророссийских симпатий, которые существуют в молдавском обществе. Постепенно эту тенденцию будет ломать другая тенденция – Молдова становится все ближе к Европе. Так, около половины внешней торговли Молдовы приходится на Европейский Союз. Эта цифра может возрасти после того, как в конце июня 2014 года Кишинев подпишет с Евросоюзом соглашение об ассоциации. Введение для граждан Молдовы безвизового режима с Европейским Союзом вписывается в концепцию постепенного отрыва Молдовы от постсоветского пространства.

В Москве эту политику понимают не хуже, чем брюссельские стратеги, ее разрабатывающие. Поэтому в последнее время все больше румынских политиков начинают говорить о том, что Москва, имея эффективные инструменты для дестабилизации ситуации в Молдове, «что-то затевает», чтобы сорвать процесс подписания в июне этого года Соглашения об ассоциации между Молдовой и ЕС. Демонстрации, проведенные в столице Молдовы в течение последнего месяца – «тревожный звонок» для Бухареста, Брюсселя и Кишинева.

Во-вторых, Румыния намерена продолжать развивать более тесные военные связи с США и ключевыми региональными игроками. На практике это означает рост расходов на военные цели. Такая тенденция, в условиях нестабильной военно-политической ситуации в регионе Центральной и Восточной Европы, будет продолжать раскручивать маховик увеличения ассигнований на военные цели, что не так уж и плохо для стимуляции развития экономических процессов стран региона. Аналитики Geostrategy также ожидают, что Румыния в ближайшее время будет пытаться использовать свое стратегическое положение на Черном море для того, чтобы заинтересовать США в развитии более тесных контактов по линии Бухарест – Вашингтон. Возможно, на фоне аннексии Крыма и продолжающегося российско-украинского конфликта попытается выторговать что-то взамен. Например, получит от американцев заказ на обеспечение транзита для вывода течение 2014 года военного контингента США из Афганистана. В 2015 году на территории Румынии будут размещены элементы системы противоракетной обороны США.
Одним словом, румыны будут стремиться обеспечить большее присутствие США на своей территории, поскольку только такое присутствие может гарантировать сохранность румынских интересов в регионе.

В-третьих, аналитики Geostrategy ожидают, что в течение ближайшего времени Румыния также будет искать более тесные политические и военные связи с Польшей. Бухарест и Варшава имеют схожие стратегические взгляды на будущее региона Центральной и Восточной Европы. Обе страны считают, что присутствие здесь США повышает уровень их национальной безопасности. Оба государства заинтересованы в расширении политического и экономического влияния Европейского Союза. Исходя из этого, ожидается, что в течение ближайших месяцев Варшава и Бухарест будут требовать от Европейского Союза выделения дополнительной финансовой и политической поддержки для Украины и Молдовы. Со стратегической точки зрения, более тесные связи между Румынией и Польшей будут помогать созданию своеобразного нового Альянса двух крупнейших стран региона – от Балтийского до Черного морей.

Турция также может стать важной частью внешней политики Румынии, поскольку крепкие двусторонние отношения могут помочь уравновесить усиленное присутствие России в регионе Черного моря. При рассмотрении такого вопроса следует учитывать, что до последнего времени Бухарест и Анкара демонстрировали ограниченный интерес к развитию таких стратегических связей: Румыния ориентировала свою внешнюю политику на Запад (США, Европейский Союз и НАТО), в то время как Турция была во многом ориентирована на Ближний Восток и Средиземноморье. Однако общая обеспокоенность растущей нестабильностью в регионе Черного моря, основанные на аннексии Крыма, может привести к интенсификации сотрудничества между Румынией и Турцией.

Румыния и Турция в период между 2011-2013 годами уже подписали несколько важных соглашений о партнерстве и сотрудничестве, Турция является главным торговым партнером Румынии вне Европейского Союза. Объем двусторонней торговли остается относительно стабильным, а соглашения о совместных исследованиях и разработке на Черноморском шельфе месторождений природного газа и нефти еще больше усилят такое сотрудничество. Конечно, следует помнить о том, что Румыния и Турция в недалеком прошлом участвовали в разработке системы ПРО США, но обе страны были больше заинтересованы в развитии двусторонних связей с Вашингтоном, чем друг с другом. Сегодняшняя ситуация будет менять формат их сотрудничества.

Румынская энергетика

Аналитики Geostrategy также ожидают активизации Румынии на пути уменьшения ее зависимости от российских энергоносителей.

Ожидается, что Бухарест будет наращивать свои усилия по диверсификации путей энергоснабжения, но прогресс в этой сфере будет очень медленным. Румыния самостоятельно добывает природный газ для покрытия примерно двух третей внутренних потребностей, что делает ее зависимость от российского газа не критической. Однако, Румынии пока не удается диверсифицировать свой газовый импорт, который поступает преимущественно из России.

Румыния была одним из главных сторонников реализации проекта Nabucco, который был предназначен для транспортировки природного газа из Азербайджана в Европу. Румыния рассчитывала на получение газа из Nabucco для уменьшения зависимости от российского газа. Однако будущее этого проекта вызывает большие сомнения после запуска нового Транс-Адриатического трубопровода, который обходит территорию Румынии.

Конечно, эта страна, как и раньше, имеет дополнительные опции для ослабления внешней энергетической зависимости:

А) она может осуществлять разведку своих газовых ресурсов сланцевого газа,
Б) или разрабатывать морские месторождения природного газа, расположенные в акватории Черного моря (результат судебного спора с Украиной относительно определения статуса острова Змеиный это позволяет сделать),
В) или развивать контакты в рамках уже существующих альтернативных проектов, в первую очередь – в рамках Транс-Адриатического трубопровода.

По оценкам Департамента энергетической информации США, румынские запасы сланцевого газа оцениваются примерно в 1,4 трлн кубометров. Но Румыния имеет достаточно много объективных препятствий добычи сланцевого газа, в первую очередь – анти сланцевые настроения населения регионов, в которых есть залежи сланцевого газа. Однако работа в этом направлении все равно постепенно будет продвигаться. Бухарест также стремится развивать обычные месторождения природного газа, расположенные в Черном море. Однако, реальный размер залежей газа пока не понятен. Это не означает, что Румыния готова отказаться от этого проекта – как раз наоборот. Одной из основных причин, которая вызывает обеспокоенность Румынии – это присутствие России в Крыму, что может мешать Бухаресту осуществлять разведку и добычу энергоносителей в регионе Черного моря.

Выводы

В разные моменты истории Румыния была окружена великими державами, такими как Турция, Австро- Венгрия и Россия. Это сформировало представление Румынии об окружающем мире. Одной из главных целей внешней политики Бухареста было связать себя с сильными международными партнерами для уменьшения своей уязвимости. Это объясняет стремление Бухареста оставаться тесно связанным с Соединенными Штатами. Но Румыния также хочет иметь гарантии безопасности на двустороннем и региональном уровнях, и это объясняет причину, почему Бухарест заинтересован в сохранении тесных связей с Польшей и Турцией.

Бухарест продолжит настаивать на большем присутствии США в регионе Центральной и Восточной Европы, а также Черного моря, стараясь максимально быстро приблизить Молдову к Европейскому Союзу. Это означает, что Румыния будет обречена на «похолодание» в политических отношениях с Россией, но, тем не менее, будет осторожной в отношениях с официальной Москвой, чтобы не генерировать ухудшение двусторонних румынско-российских отношений, которые могут угрожать безопасности Молдавии и представлять угрозу для стабильности Черноморского региона.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Мир
Смотри также
Весь рынок:Мир
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua