Грозит ли Украине дефолт? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Грозит ли Украине дефолт?

Казна и Политика
1963
Если говорить о возможности дефолта в Украине, то мнения экономистов и людей, разбирающихся в этих вопросах, разделились. Многие считают, что ввиду последних событий, вероятность дефолта довольно высока, но есть и сторонники того, что избежать этого неприятного момента все же удастся, и приводят доводы своей правоты.
Если говорить о дефолте, то многих пугает само слово. В прямом смысле оно означает всего лишь отказ должника от уплаты по обязательствам. Такие его производные «радости», как обвал курса национальной валюты, взлет цен — вовсе не обязательны, и возникают как возможные следствия дефолта или побочный эффект от тех лекарств, которыми пытаются лечить эту «болезнь». В принципе, если государство допускает дефолт, то ничего катастрофического не происходит и примеров этому множество. Украина уже допускала дефолт в 1998 году. Но это история старая. Есть и более свежие примеры — совсем недавно дефолт допустили Греция и Кипр. Были скандалы, но чего-то сверхъестественного не произошло.
Чтобы определить последствия отказа от уплаты обязательств (дефолта), нужно сначала разобраться в том, какие именно долги нужно выплачивать — в иностранной валюте или национальной (гривне), и перед кем эти долги — иностранными кредиторами или отечественными. Именно ввиду этого последствия могут быть разными, и какой дефолт лучше, внутренний или внешний — определить и просчитать сложно. Посчитать все долги Украины можно, и известны также сроки платежей по этим обязательствам. Поэтому, есть часть пессимистов, которые считают, что Украина не сможет справиться с этой проблемой.
Если смотреть со стороны более оптимистичной, то, помимо всех проблем, существуют и положительные моменты, которые способны зажечь свет в конце туннеля, считают аналитики TeleTrade. Несмотря на довольно плотный график погашения Украиной суверенных долговых обязательств в ближайшее время, есть все основания полагать, что государство сможет и будет своевременно обслуживать свой долг.
Во-первых, проблема внешнего долга — это проблема ликвидности, но не платежеспособности. В конце 2013 года госдолг Украины составил 40% ВВП и вполне может увеличиться в 2014 году до 52% ввиду мягкой фискальной политики и резкого падения гривны. Такой уровень долга не является критическим в случае, если Украина сможет в ближайшем будущем получить рефинансирование на гибких условиях. Не стоит забывать и тот факт, что нагрузка по обслуживанию суверенного долга резко снижается уже с 2016 года.
Во-вторых, предлагаемый пакет международной финансовой помощи для Украины является беспрецедентно большим. На сегодняшний день практически не остается сомнений в том, что Украина получит финансовую поддержку и в довольно существенных размерах. Если посчитать общие суммы, то только МВФ готов предоставить Украине 14-18 млрд. долларов в течение двух лет. Еще около 5 млрд долларов поступит от других кредиторов в качестве бюджетной поддержки. Таким образом, вполне возможно полностью рефинансировать текущую задолженность более дешевыми займами.
В-третьих, отказ от реструктуризации, вероятно, будет предусловием получения кредитов от МФО. Этот отказ является ключевым условием получения финансовой помощи, хотя и не может быть прописан технически в нормативных документах, но остается критически важной составляющей договоренностей. Любая реструктуризация неизбежно приведет к длительному перерыву в работе с МФО, и получение денег в этом году будет под большим вопросом. Кроме того, реструктуризация будет губительна и для корпоративного сектора. Многие будут вынуждены объявить дефолт, если внешние рынки останутся закрытыми до конца года.
Еще одним важным моментом является то, что сама структура валютного долга не способствует реструктуризации в текущем году. Из 5,4 млрд. долларов с погашением до конца года, около 33% составляют кредиты МВФ. На валютные облигации госзайма (ОВГЗ) приходится 19% долга. По мнению экспертов TeleTrade, ОВГЗ ни при каких условиях не будут реструктуризированы, так как это еще больше усугубит ситуацию в банковском секторе. Таким образом, теоретически можно реструктуризировать лишь 1 млрд. долларов суверенных облигаций и еврооблигаций «Нафтогаза» на сумму 1,6 млрд. долларов. Эти 2,6 млрд. долларов не столько облегчат обслуживание госдолга, сколько могут спровоцировать значительные негативные побочные эффекты для Украины.
И наконец, прекратилось снижение резервов НБУ. В течение последних двух месяцев НБУ полностью воздерживался от интервенций на межбанковский валютный рынок и, таким образом, остановил неконтролируемое снижение резервов. И хотя такой подход НБУ не является оптимальным для валютного рынка, с другой стороны, стабильность резервов — безусловно, хороший показатель для кредиторов.
Олег Жак, аналитик компании TeleTrade
По материалам:
TeleTrade
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас