Почему зарубежные бренды откладывают выход на украинский рынок?


Почему зарубежные бренды откладывают выход на украинский рынок?

Сеть магазинов одежды H&M, одна из крупнейших в Европе, заморозила свои планы по выходу на украинский рынок. Открытие сети ожидали этой осенью, вместо этого имеем еще одну отсрочку. И эта компания далеко не первая в своем решении. И, очевидно, не последняя.

Всего ритейлеров одежды, которые отказались от своих планов выходить на украинский рынок в ближайшее время, восемь. Среди известных “отказников” – это уже упомянутая H&M, французская сеть по продаже спортивной одежды Decathlon (принадлежит владельцам Auchan), французская сеть модных магазинов Kiabi и британский ритейлер по продаже натуральной косметики Body Shop. Еще четыре бренда готовились к расширению в Украине на условиях анонимности, поэтому их названия остались неизвестными.

Пресс-служба H&M заявила, что украинский рынок на данный момент остается всего лишь одним из многих других, выход на которые интересен компании, но он не планируется официально ни в этом, ни даже в следующем году.

“Совет директоров решил не инвестировать в Украину. В связи с кризисом в Европе мы вынуждены искать другие рынки для инвестирования”, – отметил менеджер по развитию международных проектов Decathlon Франк Джордан. В Body Shop переговоры отложили до стабилизации ситуации в стране.

Не появится в Украине и сеть Starbucks. О появлении в Украине сети кофеен начали говорить еще в 2009 году. Заместитель президента Starbucks по операциям в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Азия) Россанн Уильямс заявил, что компания изучает перспективы выхода на украинский рынок и присматривается к хорошим местам в центрах крупных украинских городов – одно из главных традиционных требований Starbucks к помещению, чтобы входные двери выходили на восток или на юг.

Однако, впоследствии в 2011 году сеть допустила серьезный промах – создала страницу в Facebook «Starbucks Ukraine» на русском языке, за что была мгновенно раскритикована. В сети появилась серия коллажей, где сирени из логотипа кафе пририсовали кокошник, традиционный русский женский головной убор. После чего компания извинилась и страницу удалила. Новая волна слухов о выходе Starbucks на украинский рынок появилась в 2013 году, а также отметилась попыткой открытия “фальшивой” кафе на Бессарабской площади, обычного кофейного ларька, который среди других напитков продавал кофе всемирно известного бренда. Однако, дальше слухов помыслы компании опять не сдвинулись – а 2014 год для выхода на украинский рынок благоприятным точно не стал.

В январе наш беспокойный рынок покинула немецкая сеть супермаркетов DIY Praktiker. Хотя решение о продаже сети было принято еще в конце мая прошлого года. По итогам первого квартала 2013 г. продажи Praktiker в Украине составили €5,3 млн, что на 2,4% меньше показателя за аналогичный период 2012 г. Поэтому компания решила отказаться от неприбыльного бизнеса – под сокращение попала также и сеть в Турции.

Отдельный отток ритейлеров состоялся и в Крыму. С оккупированных Россией территорий решили бежать испанский ритейлер одежды Inditex (управляет Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterque), немецкий Metro Group и украинской МТИ (мультибрендовые магазины Intertop, Plato), магазины сети Moyo. По другим данным иностранные компании только приостановили работу до тех пор, пока не будут понятны все юридические основания для продолжения работы или хотя бы сделать перерегистрацию юридических лиц в Крыму.

Комментарий эксперта

Не все компании открыто называют причину “замораживания” своих планов. Но понятно, что это связано с общей экономической ситуацией и логично ожидаемым снижением потребительского спроса в этом году. Но можно ли как-то помочь в такой ситуации?

“В таком положении, как наше, как-то повлиять на отток ритейлеров в принципе невозможно. А тем, кто заморозил свои бизнес-планы относительно украинского рынка, просто придется подождать несколько лет. Но такое большое количество тех, кто отложил расширение означает, что ситуация обусловлена ​​именно экономическими факторами”, – считает Анна Чередниченко, аналитик Международного центра перспективных исследований.

Отток одних компаний и брендов освободит место для других, но и возможности развития бизнеса в Украине тоже изменились. “Скажем, год или два назад перспективы выглядели совсем иначе. Да, было очевидно, что в стране кризис, страна имеет достаточно большую задолженность, были ожидания девальвации, но не ожидали такого острого кризиса, как в политике, так и в экономике. Таких резких изменений в этом году никто не предполагал”, – объясняет Чередниченко. Привлечь ритейлеров-беглецов можно разве улучшением инвестиционного климата.

“У ритейла, по сравнению с другими сферами, не так сложны условия для ведения бизнеса. Например, в строительстве все очень зарегулировано, постоянно жалуются на высокий уровень коррупции. Но это не значит, что не надо улучшать инвестиционный климат в торговле. Понятно, что в этом плане более развитые страны привлекательнее для работы. И отложение выхода на украинские рынки все же скорее связано не с инвестиционным климатом, а с изменениями в потребительских настроениях, возможностях украинцев”, – подытожила эксперт. За первый квартал нынешнего года продажи в непродовольственных сетях упали на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Все же нашлось несколько смельчаков, которые решили разыграть ситуацию в свою пользу: крупнейший польский ритейлер LPP (Reserved) решил запустить в Украине новую сеть магазинов женской молодежной одежды Sinsay, а испанская компания Inditex – вывести на рынок бренд Zara Home. При благоприятных условиях, эти двое на несколько лет опередят конкурентов, забрав лучшие торговые площади и заработав популярность у покупателей.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua