Пиратство государственных масштабов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пиратство государственных масштабов

Казна и Политика
3272
Как-то герой русского сериала сказал: «Можно украсть велосипед и все здоровье отдать в тюрьме, а можно грабить вагонами и всегда оставаться на плаву. В России разворовывать вагоны значительно безопаснее, чем велосипеды». Тогда, в начале 2000-х, наши северные соседи не знали, что можно воровать территории. Но культ бандита, посеянный в них с помощью таких сериалов, отплатил сторицей. Пожинать плоды сейчас приходится Украине, у которой Путин при полной поддержке россиян (82,3%) украл Крым и с помощью местных бандитов под предлогом «национализации» грабит украинскую собственность. Такие действия открыли ящик Пандоры и приведут к потерям всех вовлеченных сторон.
10 марта «премьер-министр» АРК Сергей Аксенов заявил, что государственная собственность Украины на территории полуострова будет «национализирована». Это произошло до проведения «референдума», появления «декларации о независимости» и других документов, которые якобы меняют статус полуострова. Следовательно, государственное имущество было одной из основных видимых целей российско-крымской бандитской спецоперации. Поэтому крымский кризис – это, по сути, грабеж территории, потому что другие ее аспекты – политические, культурные, этнические – имеют гораздо меньшее значение. И хотя воры ожидали легкой наживы, анализ показывает, что в конечном итоге не выплатится шкура за поход.
Жертвы «национализации»
Первым не случайно «национализировали» Черноморнефтегаз (ЧНГ) вместе с газотранспортной системой Крыма. Tyzhden.ua писал, что самым ценным активом компании является доступ к шельфу Черного моря. По оценкам экспертов, запасы голубого топлива в море составляют 45-75 трлн м3, большая часть которых находится под водами Украины, в частности Крыма. Но не все так просто. ЧНГ может реально увеличить добычу газа в полтора-два раза и полностью обеспечить потребности полуострова в голубом топливе. Но основные запасы углеводородов в Черном море находятся на глубине более 2 км, что является технологически недосягаемым для компании. Газпром, которому, вероятно, отойдет ЧНГ, также не имеет соответствующих мощностей. А глобальные энергетические компании, которые владеют технологиями, а иногда и контрактами с Украиной, не имеют права разрабатывать месторождения на спорных территориях. Значит, эти огромные залежи углеводородов будут законсервированы до лучших времен.
Поэтому «власть» Крыма вряд ли выиграет от «национализации» ЧНГ. Она может даже проиграть, если Украина в ответ поднимет цены на электроэнергию и водоснабжение, от импорта которых зависим полуостров, до мирового уровня (об этом уже заявила украинская сторона). Более того, компания имеет перед НАК «Нафтогаз Украины» обязательства на 11 млрд грн, в частности долговые. И хотя «вице-премьер-министр» Крыма Рустам Темиргалиев заявил, что Крым их не признает, он это должен будет аргументировать в судах.
Единственной стороной, которая выиграет от «национализации» ЧНГ, будет РФ (Газпром). Если месторождения не будут разрабатывать, зависимость Европы от российского газа и высокая цена на него сохранятся дольше, чем могло бы быть. Но и эта победа Кремля окажется кратковременной, ведь Европа, наученная горьким опытом сотрудничества с РФ, предпринимает конкретные шаги для диверсификации источников энергоресурсов. По мере увеличения капитализации Газпрома на $50 млрд (на 55% против нынешнего уровня), на которое рассчитывала Москва после присвоения нефтегазовых месторождений в Крыму, точно не будет.
Имущество украинской армии, в частности Военно-Морской флот, другое оружие и боеприпасы, также «национализировали». Пока неясно, что именно конфискуют, а что Украине удастся вывезти, однако без потерь, к сожалению, не обойдется. Вероятнее всего, всю эту собственность приберет к рукам РФ, потому что доверить ее крымским бандитам – это то же, что дать обезьяне гранату. По разным оценкам, стоимость военного имущества в Крыму составляет от 18 млрд грн до более $11 млрд. Сумма, заметная для Украины, России обеспечит минимальную выгоду. Дело в том, что Кремль реализует масштабную программу перевооружения, поэтому многие образцы, находящиеся на вооружении ВСУ, могут просто не вписаться в конфигурацию обновленной российской армии. Зато в реализации этой программы РФ критически зависит от украинских заводов, которые работают на оборонку. Спровоцировав Укроборонпром на отказ от поставок оружия в Россию, Москва в итоге будет иметь гораздо больше потерь, чем достижений. Даже судостроительные и судоремонтные заводы, которые Путин утащит вместе с Крымом, своими мощностями не компенсируют тех пробелов, которые их оборонка получит в авиационной, ракетно-космической и других отраслях в связи с прекращением экспорта нашего оружия в РФ. Украина испытывает экономические убытки, но вынуждена пойти на это, учитывая национальную безопасность.
«Власть» АРК «национализирует» транспортную инфраструктуру, прежде всего железную дорогу и порты, а также автодороги и аэропорты. Казалось бы, от использования этих активов Крым будет иметь неплохие денежные поступления, но и здесь не все однозначно. Состояние автомобильных дорог не лучше, чем на континентальной Украине, поэтому России придется вкладывать миллиарды долларов. Доходы от работы аэропортов зависят от туристического потока, который может существенно уменьшиться. А вот железная дорога и морские порты – потенциально лакомые куски, ведь обслуживают украинский бизнес, поэтому многие зарабатывают. Но есть определенные нюансы.
Прежде всего украинский бизнес, в частности олигархи, является монополистом в пользовании услугами крымских портов и железной дороги. Наряду с этим он имеет много альтернативных выходов к морю (Южный, Ильичевск, Бердянск и др.) на континентальной Украине, которые значительно быстрее развиваются. Поэтому доходность крымских портов и железной дороги зависит от воли отечественных олигархов, причем эта зависимость односторонняя. Наши миллиардеры могут воспользоваться таким положением, чтобы диктовать крымским бандитам свои условия. И не только в транспортных перевозках. Украина не должна упустить в этом.
Аннексия Крыма стала проблемой для КНР. В декабре Украина договорилась с Поднебесной о строительстве на полуострове глубоководного порта мощностью 500 млн т в год для приема китайских грузов, предназначенных для Европы. Из-за крымского кризиса этот проект заморожен, и пока неизвестно, что по этому поводу думает Китай. Если он откажется от строительства порта, автономия потеряет колоссальные возможности. Поэтому «национализация» транспортной инфраструктуры также не гарантирует быстрых денег и легкой жизни.
Неотъемлемым элементом «национализации» стали государственные рекреационные объекты. Курортный сезон является основным кормильцем полуострова, поэтому базы отдыха должны обеспечивать хороший доход. Однако и здесь есть нюансы. Во-первых, из-за кризиса сезон-2014 сорван, поэтому учреждения отдыха полуострова будут иметь огромные убытки. Во-вторых, украинцы, которые создавали основной спрос на курортные услуги Крыма, будут отказываться отдыхать там и дальше. Часть из патриотических соображений, а другие учитывая, что есть множество мест (Черногория, Турция и др.) со значительно лучшим сервисом за ту же цену. Побочным эффектом будет развитие рекреационных зон континентальной Украины: в Карпатах и на побережье за пределами полуострова. В-третьих, Россия взялась поднимать уровень зарплат и пенсий в автономии. Но в таком случае цены на товары и услуги вырастут, потому что зарплата заложена в себестоимость. Те, кто хоть раз отдыхал на полуострове, и раньше жаловались, что цены там кусаются. Но теперь они могут стать заоблачными. Тогда даже россияне, которые каждое лето посещают полуостров, будут отдавать предпочтение отдыху на российских курортах: Сочи, Туапсе и т.д. Откуда тогда крымские бандиты примут туристов, как это повлияет на бюджет полуострова и во сколько раз вырастут дотации АРК уже сейчас из российского бюджета? Ответ на эти вопросы должны получить не только крымчане, а прежде всего россияне, одобряющие действия Путина.
Другие аспекты аннексии
Еще один экономический аспект – территориальный. С аннексией Крыма Кремль получает новые хлопоты. Прежде Москва должна вложить миллиарды долларов в инфраструктуру полуострова. Приоритетным становится строительство транспортного канала через Керченский пролив, который теперь будет включать не только автомобильный и железнодорожный пути, как планировалось ранее, а и мощную линию электропередач, водопровод, а также, возможно, кабель связи. Все это существенно увеличит продолжительность и стоимость, которую до сих пор оценивали в $1,5-3,0 млрд. Общая потребность в финансировании, в том числе на реконструкцию других инфраструктурных объектов, таких как автодороги и порты, может составить около $10 млрд. И все это бюджетные средства РФ.
Кроме того, вопрос баланса электроэнергии и воды полуострова. Пока транспортный канал через Керченский пролив не построен, Крым будет покупать электричество и воду в Украине по мировым ценам, поэтому это будет влетать России в копеечку, ведь речь идет о миллиардах долларов в год. И если магистраль проложат, встанет вопрос о создании резервов этих ресурсов на полуострове на случай форс-мажора. И если водный резервуар можно построить (за отдельные деньги), то с электроэнергией сложнее. Именно поэтому россияне заговорили о строительстве атомной электростанции на территории Крыма. Такой проект когда-то уже рассматривали, но где бы в Крыму ни поставили АЭС, это будет близко к морю и сейсмоопасным зонам, что может отпугивать туристов, а в перспективе привести к катастрофическим последствиям.
Кроме того, аннексировав Крым, РФ также получила почти 2 млн человек с плохим материальным положением, критически зависимых от доходов в курортный сезон. Если наплыв туристов существенно уменьшится, на полуострове очень остро встанет проблема занятости. И хотя Медведев во время визита в автономию заявил, что Россия будет стимулировать создание там рабочих мест, возникает вопрос: а способны это сделать резиденты государства, в котором за последние 10 лет появилось только 4 млн новых рабочих мест? И как они будут уживаться с крымскими бандитами, которые благодаря «национализации» привыкают к легкой наживе, но не привыкли работать и ничего не понимают в экономике? Перспективы массово трудоустроить крымчан кажутся призрачными. Общее обнищание населения АРК может привести к такому разгулу бандитизма, при котором нынешние действия Аксенова и Ко будут казаться не такими уж и страшными. И тогда уже России придется усмирять тех, с кем сегодня Кремль занимается пиратством в государственных масштабах.
Одним из немногих стратегических преимуществ России от аннексии Крыма является то, что теперь она будет контролировать Керченский пролив. И сможет злоупотреблять этим так же, как Турция – контролем над Босфором. Поэтому в долгосрочной перспективе для Киева важно не развивать транспортную инфраструктуру, которая выходит к Азовскому морю (порты в Бердянске, Мариуполе и т.д.), а делать ставку на черноморское побережье. Иначе будут постоянные конфликты с северным соседом относительно пересечения Керченского пролива. Кроме того, теперь Россия не будет платить нам за аренду базы ЧФ РФ и, денонсировав Харьковские соглашения, не будет предоставлять стодолларовой скидки на природный газ. Это безусловная потеря для Украины, которая, однако, заставит активнее заняться вопросом диверсификации источников энергии и увеличением энергоэффективности экономики.
Последствия аннексии Крыма, «национализации» государственного имущества и передачи части его России уже вышли за пределы полуострова. Украина заявила о том, что готовит судебные иски имущественного характера в РФ и проводит инвентаризацию объектов российской собственности на своей территории, которые конфискуют по решению международных судов. Сумма претензий оценивается в 250 млрд грн, некоторые эксперты называют значительно большие цифры. Ситуация весьма серьезна. Например, российский Альфа-Банк переводит 19,9% акций Альфа-Банка Украина, которые были в его собственности, на кипрский Alfa Bank Holding Ukraine, надеясь, что его не будут считать русским и не включат в список имущества, которое подлежит конфискации.
Кроме того, Украина поставила вопрос о разделе имущества СССР. Дело в том, что Кремль выступает за так называемый нулевой вариант, согласно которому Россия является единственной наследницей всех активов и обязательств Союза. Киев ранее принял этот сценарий, но Верховная Рада так и не ратифицировала его. Это дало возможность Украине изменить собственное мнение и регулярно напоминать Москве о своих претензиях на 16,37% советского наследства. По оценкам экспертов, речь идет как минимум о $80 млрд зарубежного имущества, не считая долгов российского Сбербанка перед гражданами Украины, а это $80 млрд без индексации. Вместе с тем в свое время РФ оплатила украинскую часть долгов СССР в объеме $6,8 млрд. Сейчас эта цифра выросла до $20 млрд, о которых сразу напомнил Кремль, выдвинув условие немедленно оплатить их для того, чтобы только начать переговоры о разделе советского имущества не по схеме нулевого варианта. Если Москва накрутила такие проценты на долг, то на какую сумму компенсации может претендовать Киев?
Так или иначе, но речь идет о сотнях миллиардов долларов, которые РФ не захочет терять ни при каких обстоятельствах. Даже если мы выиграем дела во всех международных судах, можно ли рассчитывать на получение от Кремля живых денег? Можно ли ожидать законопослушания от страны, которая пренебрегла Будапештским меморандумом? Вопрос риторический, но когда реально речь о таких деньгах, то может назреть конфликт, который по масштабу превзойдет не только крымский кризис.
Украине нужно создать почву для возвращения Крыма. Для этого прежде всего следует стремительно развивать экономику и через некоторое время предложить крымчанам качественную альтернативу тем реалиям существования, которые ждут их в течение следующих нескольких лет. Украинские олигархи пригодятся. И не только своим давлением через инфраструктуру. Аксенов заявил, что частный бизнес не «будут национализировать», но попросят его перерегистрироваться, чтобы платить налоги в Крыму. Поэтому и дальше в АРК будет работать не только лояльный к России Фирташ («Крымский титан», Крымский содовый завод), дальнейшую судьбу которого пока трудно прогнозировать, но и Ахметов (Укртелеком, Крымэнерго), Коломойский (ПриватБанк) и т.д. При определенной политике государства присутствие украинского бизнеса вместе с усилиями крымскотатарского народа может создать на полуострове такое внутреннее сопротивление, против которого российские оккупанты и местные бандиты не устоят и будут вынуждены вернуть автономию Украине. Наша власть должна осознавать это.
Если украинцы уже выбрали ненасильственное сопротивление как свою визитку, то должны применить все доступные рычаги (юридические, информационные, экономические) для того, чтобы оно было эффективным в противодействии не только внутренним тиранам, но и внешнем агрессору. И тогда мы покажем всему миру, что любая агрессия, если она не проникает в сердца людей и не уничтожает их, обречена на поражение в долговременном периоде. Когда люди во всем мире это поймут, то укрепятся в попытках искать добра и прятать свою душу перед злом. Это может создать основу для новой, мирной эпохи существования человечества и поднять Украину до невиданных высот.
Любомир Шавалюк
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас