За гранью — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

За гранью

Энергетика
1868
Не успела страна выдохнуть одни схемы на нефтяном рынке, как на смену им спешат новые. Не менее примитивные, но от этого не менее масштабные. Дело дошло до святого – выкачивания стратегического запаса нефти, хранящейся в большой системе украинских нефтепроводов. Одновременно это означает безвозвратную их потерю.
Главные действующие лица – группа “Приват” и ее лидер Игорь Коломойский плюс коррумпированные чиновники. Чувства крайне противоречивые, поскольку Игорь Валерьевич продемонстрировал наивысшую гражданскую самоотверженность после февральских событий, предоставив стране неоценимую услугу по нормализации ситуации в ряде проблемных областей, а наибольшую из них – Днепропетровскую – возглавил.
Конечно, многие считают, что он сделал это не только по велению гражданской позиции. Также очевидно, что в проекте опустошения украинских нефтепроводов получателем выгоды будет не только он, в наше такое предвыборное и неспокойное время. Но как бы там ни было, должен же быть предел, который нельзя переходить. Если даже днепропетровский губернатор к этому не причастен, он в состоянии остановить крах трубопроводной системы.
DT.UA предусмотрело начало этой истории несколько недель назад. Подтверждение поступило 1 апреля, когда стало не до смеха. Председатель правления госкомпании “Укртранснафта” Александр Лазорко, известный в нефтяном мире как топ-менеджер группы “Приват”, обратился к министру энергетики Юрию Продану с просьбой благословить проект по выкачиванию технологической нефти из системы нефтепроводов, ее дальнейшей переработке, реализации и хранению нефтепродуктов. Как это обычно происходит, аргументация подкреплена исключительно благими намерениями, которые, впрочем, исчезают при первом же обращении к теме. И следа от них не остается, если ознакомиться с новой и новейшей предысторией вопроса. Для начала отметим, что стоимость технологической нефти в текущих ценах составляет более 15 млрд грн.
Как Шура гири пилил…
Александр Лазорко зашел в “Укртранснафту” с большим скандалом в 2009 г., сменив на этом посту Игоря Кирюшина (запомним эту деталь). Зачем Коломойскому понадобилась трубопроводная компания? Во-первых, это колоссальная система, в которой теряются и появляются различные, в том числе и “левые”, объемы украинских месторождений. “Официальные объемы добычи нефти в Украине в последние годы падают, а может, все больше нефти просто не учитывается?” – Намекает авторитетный источник в отрасли. Между тем вся украинская нефть идет на кременчугскую “Укртатнафту”, управляемую группой “Приват”. Есть над чем подумать, не так ли?
Во-вторых, труба – это оружие борьбы с конкурентами. Через несколько месяцев после назначения Лазорко, осенью 2009 г., от извечного маршрута поставок нефти были отрезаны Одесский НПЗЛУКОЙЛ” (помимо прочего, из-за дороговизны альтернативного маршрута через год завод остановился). А по этому маршруту, но в обратном направлении, с моря нефть пошла… в Кременчуг.
В-третьих, тендеры. В-четвертых, их усовершенствованная модификация в виде имитации бурной деятельности с непонятной эффективностью, конечно, для госкомпании. В последние годы нефтетранспортная компания превратилась в нефтеперерабатывающую, хотя всем известна убыточность этой отрасли. Кстати, а как успехи в основной деятельности? За время правления Александра Ивановича прокачки нефти по системе “Укртранснафты” снизилось более чем вдвое, с 38,5 млн т 2009 г. в 17,5 млн т – в прошлом. Конечно, во всем виновата конъюнктура.
Однако контракты с Лазорко акционер в лице “Нафтогаза Украины” подписывал при любой власти. Вот и Юрий Продан, говорят, шел на второй срок в Минэнерго с четким пониманием только одной кадровой позиции, “которая не обсуждается”. Кадр действительно не подвел.
Разговоры в пользу бедных
Аргументацию проекта по выкачиванию технологической нефти по ее бездарности и наглости можно сравнить разве что с подготовкой “тендера” по покупке “вышек Бойко” (что впоследствии и погубило махинаторов). Необходимость опустошения трубопроводной системы аргументируется заботой о состоянии нефтепроводов и выполнением требований Закона “О трубопроводном транспорте”. Согласно ему “Укртранснафта” якобы обязана принять меры по консервации нефтепроводов, которые не функционируют больше года. К таким сегодня относятся все нефтепроводы, за исключением нефтепровода “Дружба”. “Укртранснафта” предлагает заместить нефть водной и/или азотной смесью.
На самом деле Лазорко элементарно ищет, за что можно зацепиться. Зачем, спрашивается, консервировать нефтепровод с нефтью, если нефть сама по себе – один из лучших природных и официально регламентированных консервантов! Это следует из приказа Минтопливэнерго № 290 от 26 мая 2008 г. “Об утверждении и введении в действие стандарта Минтопливэнерго Украины “Магистральные нефтепроводы. Порядок выведения из эксплуатации, консервирования и поддержки режима консервирования отключенных участков нефтепроводов. Условия прекращения и выведения из режима консервирования отключенных участков магистральных нефтепроводов”.
По словам специалистов нефтяной отрасли, любая альтернатива нефти в виде предлагаемого азота или водного раствора однозначно хуже, потому что требует затрат или не так надежно противостоит коррозии. “Трубу вы потеряете, – говорит специалист по белорусского ОАО “Гомельтранснефть Дружба”, попросивший не называть его имени. – Азот можно использовать временно и на небольших участках трубы, потому что постоянно необходимо поддерживать давление. Водный раствор зимой будет рвать трубы”. Подтверждение этому находим в упомянутом приказе Минтопливэнерго, где относительно «водных» консервантов черным по белому написано: “Невозможность использования при температуре окружающей среды ниже 273 К (0°С)”.
Но самое главное – в приказе Минтопливэнерго везде фигурирует слово “временно”. То есть консервировать можно временно, тогда как в своем письме Лазорко четко дает понять, что возвращать нефть в систему никто не собирается.
Здесь возникает еще один крайне интересный момент. В письме глава “Укртранснафты” уверяет, что, мол, в случае заявок на прокачку компания будет готова возобновить ее. Минуточку, а как быть с закупкой технологической нефти, ведь без нее ничего в трубе не “толкнешь”? Ответа предложение Лазорко не содержит. Его находим в приказе № 290 от 26 мая 2008 г.: “В случае, если расходы на консервацию (расконсервацию) основных фондов предприятий предлагается финансировать за счет средств государственного бюджета, решение о включении соответствующих расходов в проект государственного бюджета на планируемый год принимает Кабинет Министров Украины при рассмотрении проекта”. Сейчас этот механизм непонятен, но совершенно очевидно, что нефть придется закупать по рыночной цене и за счет госбюджета. Спрашивается, зачем сегодня скачивать нефть, балансовая стоимость которой в зависимости от участка составляет 380-840 грн/т, чтобы потом закупать ее по 10000 грн/т, которые она стоит сегодня и еще неизвестно, сколько будет стоить завтра?
“Предложение скачать нефть на участке от границы до Кременчуга формально может быть представлено ​​как мера безопасности из-за возможной агрессии России, однако в целом здесь, скорее, действует принцип “война все спишет”, – говорит бывший руководитель “Укртранснафты”, один из ведущих отечественных специалистов в нефтетранспортной отрасли Михаил Гончар.
Криминал не пробегал?
Есть все основания считать, что “первоапрельская шутка” Лазорко призвана решить сразу несколько проблем, в том числе перспективы уголовного преследования. Есть все основания считать, что по факту опустошения нефтепроводов оно началось уже давно, а нынешняя попытка обставить все по закону, с согласованием на высшем уровне, поможет скрыть присвоенное вчера.
Начнем с того, что в соответствии с обнаруженной в архивах справке, по состоянию на 31 декабря 2012 г. объем технологической нефти на балансе “Укртранснафты” составил 1,89 млн т. А в своем первоапрельскому письме господин Лазорко пишет о 1,35 млн т. Почти треть объема куда-то “испарилась”.
Сигналов было предостаточно. В 2009 г. официально для проведения ремонтных работ был опустошен участок нефтепровода Мичуринск-Кременчуг, вытеснен объем – более 100 тыс. т нефти. Вместо сырья в трубу пошел один из живописных прудов. Через несколько лет “Укртранснафта” официально заявила, что вернула нефть в систему. Вот только пруд на своем месте так и не появился. А в 2012 г. Сумская прокуратура выявила выкачивание нефти из нефтепровода работниками “Укртранснафты” в бензовозы с днепропетровскими номерами…
Источники утверждают, что уже давно нет нефти на участках, прилегающих к “приватовским” заводам в Западной Украине, в частности, Долина-Надворная-Жулин-Дрогобыч (согласно данным компании, там находится до 40 тыс. т азербайджанской нефти Azeri Light). В общем, говорят много, но никто не проверял.
Однако есть один достоверный факт, который, скорее всего, и стал катализатором мега-аферы с технологической нефтью. Точно нет нефти в нефтепроводе Херсон-Снигиревка, который, однако, фигурирует в проекте от 1 апреля.Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела, возбужденного херсонской милицией по факту выкачивания нефти из упомянутого нефтепровода. В них указывается, что 21 марта 2014 г. недалеко Херсонского НПЗ две передвижные компрессорные станции начали вытеснение нефти из нефтепровода в направлении Снигиревка. За четыре дня таким образом удалось скачать более 20 тыс. т нефти. На данный момент орудия производства “Укртранснафты” стали вещественными доказательствами. Интересно, а почему Лазорко не обращался за разрешением скачивания данной нефти, а сделал это только 1 апреля? Может, потому, что в Херсоне хотелось сделать все по-тихому?
Пришлось срочно принимать меры (читай – облагаться бумагами). О явной спешке свидетельствует тот факт, что вслед за письмом от 1 апреля на следующий день поступило другое, уточняющее, так сказать, с перечнем первоочередных этапов опустошения трубы. Понятно, оказался в этом списке и нефтепровод Херсон-Снигиревка. Однако здесь возникла новая проблема: взбунтовался директор профильного департамента Минэнергоугольпрома и по совместительству председатель наблюдательного совета “Укртранснафты” Игорь Рубан, который пришел впервые на госдолжность в 2013 г
Рубан оказался крепким орешком. Апрельские тезисы Лазорко новый министр Продан начал расписывать не на профильный “Рубановский” департамент, а на Игоря Кирюшина, который является только советником министра (хотя и заместителем председателя наблюдательного совета “Укртранснафты”). Работа закипела. В распоряжении редакции оказались проекты решений наблюдательного совета и задачи на голосование председателю и членам наблюдательного совета по вопросам скачивания и переработки технологической нефти. Все это должно быть утверждено на одном из ближайших заседаний Кабмина, и таким образом будет легализована уже скачанная нефть и открыт путь для дальнейшей деятельности в этом направлении. В связи с этим Игорь Рубан был вынужден обратиться в СБУ с заявлением, в котором изложил суть предложенной схемы и потенциальные многомиллиардные потери государства.
В эксклюзивном комментарии нашему изданию он заявил: “Никто не знает, сколько реально нефти в системе, эффект для государства неочевиден, вероятность окончательной потери нефтепроводной системы в случае реализации этого плана стопроцентная”. Судя по всему, не ожидал такой принципиальности от сотрудников и Юрий Продан. “Мы пока этот вопрос отрабатываем. Может, стоит не всю взять, а частично. Первое: надо проверить, сколько там действительно этой нефти, ее количество мы проверим еще раз и только после такой проверки примем решение”, – сказал министр информагентству “Интерфакс-Украина”.
Сколько денег?
Итак, какова цена вопроса? Оценить потери государства так же сложно, как и в случае с аннексией Крыма. Вот сколько стоит для Украины ликвидация последних шансов на запуск Лисичанского НПЗ и проекта Одесса-Броды? Без технологической нефти на этих проектах уже точно можно будет ставить крест. А сколько стоит нефтетранспортная система страны, которая без нефти начнет гнить и разворовываться на лом?
Легче подсчитать доходы “Привата”. Из писем Лазорко получается, что переработка нефти на “Укртатнафте” будет стоить 730 млн грн, или более 1000 грн за тонну. (В 2011 г. ЛИНИК перерабатывал нефть для “Нафтогаза” по 288 грн/т.) Затем, в соответствии с алгоритмом “Укртранснафты”, полученные нефтепродукты будут увезены на хранение на заводы “Привата” в Дрогобыче и Надворной. Согласно заявленной стоимости и оценочной мощности хранилищ на этих предприятиях, заработок составит скромные 50 млн грн в год.
Однако нефтепереработчики знают, что методов заработка более чем достаточно. Какой выход продукции получит “Укртранснафта”, по каким ценам будут реализовываться не только бензин и дизтопливо, но и мазут, сжиженный газ, реактивное топливо и т.д.? О двух последних продуктах “Укртранснафта” вообще не упоминает в своих многочисленных письмах…
Ну и центральный риторический вопрос: кто еще верит, что на таких колоссальных объемах нефти и нефтепродуктов никто не “прикурит”?
До сих пор непонятно, где граница того произвола, который происходил в последние годы? Сам господин Коломойский поставил точный диагноз той системе в своем первом “губернаторском” интервью, которое стоило ему российского бизнеса и еще не понятно, каким будет итоговый чек “на кассе”. Может, все же попробуем жить по-новому?
Сергей Куюн
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас