Инвестпривлекательность Украины выросла до максимума с 2011 года — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Инвестпривлекательность Украины выросла до максимума с 2011 года

Казна и Политика
1983
Согласно исследованию Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА), Индекс Инвестпривлекательности Украины в первом квартале 2014 года вырос до 2,72 процентного пункта. При этом индекс за четвертый квартал 2013-го составлял всего лишь 1,81 п.п.
Резкий рост вызван надеждами на перемены, возложенными бизнесом на новое правительство. В подтверждение тому — рывок, который состоялся после выборов президента, когда к власти пришел Виктор Янукович. Бизнес тогда тоже надеялся на позитивные перемены, и на волне ожиданий индекс подскочил с 2,57 п.п. до 3,25 п.п. До середины 2011 года Индекс продолжал расти, но достигнув во втором квартале 3,39 п.п. пошел на снижение.
На сегодняшний день бизнес определил несколько уже свершившихся позитивных перемен. Это изменение правительства, возможность открытого диалога между обществом и властью и ожидание профессиональных действий новой команды и получения финпомощи из-за границы.
Из числа негативных изменений бизнес отметил не слишком активные действия правительства и не совсем внятную его позицию относительно преодоления кризиса и связанной с ним нестабильности. Кроме того, они негативно оценили ситуацию в Крыму и на востоке Украины.
По мнению президента ЕВА Томаша Фиалы, показатель по ВВП в Украине может стабилизироваться в четвертом квартале, а с 2015 года ВВП начнет расти.
При этом он отметил, что экономика Украины может продемонстрировать рост ВВП, начиная уже с четвертого квартала 2014 года, однако “пока те проблемы, которые создает Россия, сильно портят картину”.
“Это и цены на газ, и ограничение украинского экспорта в Россию, оккупация Крыма. Россия всегда создавала проблемы для Украины”, — сказал он.
Кшиштоф Слидецкий, Глава представительства Aslellas Pharma Europe B.V. в Украине, отмечает, что бизнесу хотелось бы видеть более системные и более предсказуемые реформы.
Он приводит в пример введение НДС на лекарства. “Я бы больше никогда не хотел видеть внедрения налога таким способом. Любой налогоплательщик хочет видеть предсказуемость, чтобы иметь возможность распланировать ближайшее будущее, потому в развитых странах налоги не вводятся в течение года. А НДС был введен за неделю до выполнения. Это физически не дает возможности для подготовки ни органам государства, ни компаниям”, — говорит он.
По словам Слидецкого, введение НДС вызвало огромные сложности, и качество самого закона под вопросом — не до конца понятно, какая ставка НДС должна применяться на границе: 7% или 20%.
“Это пример тех ошибок, которые не стоит повторять, говорит он. — С другой стороны, мы видим большое желание со стороны правительства и министерства исправить эти ошибки. Надеюсь, такое исправление будет иметь место”.
В свою очередь Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине, отметил, что IT индустрия чувствовала себя в кризис неплохо.
“Эта индустрия одна из тех, — говорит он, — которые возникли сравнительно недавно и меньше регулировались, которая хорошо работает с заказчиками из-за границы независимо от экономической ситуации в стране. Потому экономического кризиса в ней не случилось”.
Он считает, что принятые сейчас для индустрии решения позитивны, но их недостаточно. “За льготами IT компаниям должно идти стимулирование внутреннего спроса, — считает он. — Должны быть реформы телекоммуникаций, принятие законов про электронную коммерцию, про финансовую систему, про оборот электронных денег. Должно иметь место стимулирование местной электронной коммерции и помощь компаниям, которые работают с иностранными заказчиками”.
В Украине, по его мнению, большой потенциал для этой индустрии. Отдельные проекты могут успешно развиться всего за 6-9 месяцев.
Говоря о ситуации в логистике, Олег Вержбицкий, генеральний директор DB Schenker, отметил, что Украине еще очень далеко до европейских и мировых стандартов. Но логистика — это крупнейшие госпредприятия страны: Укрзализныця, Укрпошта, Укравтодор и так далее.
По словам Олега Вержбицкого, не все действия правительства однозначны. Так, первого числа был назначен новый гендиректор Укрзализныци — Борис Остапюк. “Если посмотреть резюме этого человека, — отмечает Вержбицкий, — он несколько раз подозревался в коррупции, имеет очень тесную связь с блоком Юлии Тимошенко. Это на предприятии-монополисте, которое приносит стране ежегодно сотни миллионов долларов убытков. И тут же, 4 числа, Яценюк говорит, что 25 млрд грн государство готово предоставить в виде гарантий для Укрзализныци на инвестпроекты. Я не представляю логику принятия решений по назначениям. Должно быть, это все очень политично”.
Укравтодор — тоже мононополия. “Единственное логичное решение вопроса по нему — приватизация, но не в форме АО, а в виде концессии”.
По мнению Вержбицкого, было бы правильно отдать его фирмам, которые уже по 50 лет занимаются в Европе строительством дорог и инфраструктуры, и потом сдают построенное в аренду. Они могут создать альтернативную дорогу, рядом со старой бесплатной — новую, скоростную, хорошую, но платную.
“Не должна быть бесплатной дорога. Почему налогоплательщики, например, пенсионерки, должны платить сбор для строительства тех дорог, по которым они не ездят? Я хочу ехать по трассе Киев-Одесса? Так я могу заплатить 100 грн и ехать по шикарной дороге! Или иметь альтернативу и ехать по бесплатной, но с дырками. Но эти решения не интересны тем, у кого есть доступ к бюджетным деньгам и их распилу”.
Кроме того, по его словам, у нас очень отсталое портовое хозяйство. “Порт Одесса обрабатывает в день 300-500 контейнеров. А порт Гамбурга обрабатывает в день 25 тыс. контейнеров”, — поясняет он.
В этой связи он вспоминает про нынешний проект закона №4431 по монополизации. В старом законе, который приняла прошлая власть, было определено, что за хозяйственную деятельность отвечает одно юрлицо, а за операционную деятельность и обработку — другое. “Теперь они снова хотят слить их вместе, чтобы иметь возможность получать откаты за инфраструктурные проекты” — констатирует он.
Но и Вержбицкий видит светлую сторону: в правительстве идут на контакт и готовы к обсуждению законопроектов.
В свою очередь Тимур Бондарев, управляющий партнер компании Arzinger, отметил, что любые экономические реформы нельзя проводить, не начав судебную реформу. “Думаю, такие изменения в Индексе связаны именно с обещаниями о реформировании судебной системы, — считает он. — Потому что бизнес устал от того, что происходит. Не только международный, но и украинский бизнес устал, хотя раньше он мог работать по этим правилам”.
“После такой реформы люди во власти совсем по другому будут относиться к своей работе, — убежден он. — Это поможет обеспечить прозрачность принимаемых ими решений”.
По словам Тимура Бондарева, эта реформа является первоочередной, потому что когда власть будет понимать неотвратимость наказания, ее покинут многие знакомые сегодня лица.
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас