Что нужно сделать Украине для успешного выхода на рынки ЕС? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что нужно сделать Украине для успешного выхода на рынки ЕС?

Аграрный рынок
2253
Украина начинает постепенно переориентировать свой ​​экспорт сельхозпродукции с рынков СНГ на другие, в частности – европейские. Если в целом экспорт страны выглядел примерно так: СНГ – 21%, ЕС – 27%, Азия – 34%, Африка – 34%, то за два месяца текущего года структура экспорта изменилась: в страны ЕС – выросла до 39,1%, а СНГ – уменьшилась до 16,1%. И это только начало – с 15 мая Европа откроет свой ​​рынок для украинских товаров. Однако, здесь есть ряд вопросов, требующих неотложного решения.
Вопрос качества
За 6 месяцев реальные возможности роста экспорта Украины в европейские страны – это 46%. В стоимостном выражении – это 717 млн. долл. в рамках так называемых беспошлинных квот, и до 1,5 млрд долл. в рамках тех квот, где пошлины не обнуляются, но существенно снижаются. В этой группе особые надежды возложены на кондитерскую группу – до 450 млн. дол. Существенный прорыв могут сделать и шроты – это кормовая группа для животноводства – до 1 млрд. дол.
“Достаточно важный вопрос – это не только количественные квоты и пошлины, а вопрос признания украинской продукции по безопасности и качеству. Здесь нам еще совместно с отраслевыми ассоциациями, производителями, с Верховной Радой нужно сделать много шагов, чтобы гармонизировать наше законодательство с требованиями ISO (International Organization for Standardization – ред.)”, – отметил Виталий Саблук, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.
Для развитых стран практика национальных стандартов – это зона добровольного их исполнения. “Глубоко вникая в философию их работы, надо сделать такой вывод – почему эти рынки развиты? Потому что они высоко самоорганизованы. Это самоконтроль, ответственность самих производителей. Вторым уровнем является национальный стандарт, следовать которому все коллегиально заинтересованы. И лишь третьим уровнем является государственный контроль, он не носит такого тотального характера”, – рассказал Саблук.
Украине необходимо минимум 2-3 года напряженной работы, чтобы получить выход на европейский рынок по всем видам продуктов. И эта напряженная работа включает как принятие необходимых законодательных актов, так и совершенствование бизнес-практик. “Например, когда были в предыдущие годы проверки условий работы наших перерабатывающих предприятий, европейские инспекторы зашли например, на сыродельном предприятии в цех готовой продукции, спрашивают у ветеринаров “Кто ответственен за продукцию, которая здесь находится?”. Ветеринары говорят: “Это наша ответственность, потому что это продукция животного происхождения”. Затем задают тот же вопрос санитарам: кто отвечает за продукцию, которая там хранится? Санитары говорят, что это наша ответственность, потому что это продукция предназначена для питания людей. То есть, наши контролирующие органы думают о своих собственных интересах и кто будет больше собирать денег на тех или иных справках, разрешениях, лицензиях и других процедурах. А европейцы понимают – если там две или три няни, то ребенок остается неухоженным”, – рассказал генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.
По его мнению, нужно достаточно радикально пересмотреть подходы к вопросу качества и безопасности и разработать новую редакцию закона о качестве и безопасности пищевой продукции. Надо находить компромиссы по идентификации скота, целый ряд других законодательных актов должен быть принят для адаптации законодательства.
Консолидация мелких производителей
Другой спорный момент заключается в том, что выработка 60% валовой сельскохозяйственной продукции приходится на мелкие хозяйства или фермеров. Они производят 80% молока, 90% овощей и т.д. “Но качество, безопасность и организация этих рынков и этих мелких производителей отсутствует. Поэтому без решения этого вопроса, одним из ключевых моментов которого является развитие сельхозобслуживающей кооперации, и без решения этой системы, говорить о повышении качества, безопасности продукции, ее конкурентоспособности – бесперспективно”, – пояснил президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Иван Томич.
“Но это организационный фактор, а есть еще другие вопросы, такие как коррупция. Только монополии идут на рынки, другие – не могут идти. Только одна государственная компания вышла на рынок Китая, и все вокруг этого покрыто туманом. Это рынок не для производителей, а рынок для власти, чтобы делать на этом бизнес. Если коррупция не будет системно искореняться, то у нас в этом потенциальном направлении экспорта будет сложная перспектива, и с диверсификацией рынков – тоже!”, – подчеркнул Томич.
По мнению Владимира Лапы, сами налоговые условия в Украине абсолютно неприемлемы для кооперации или для работы мелких фермерских хозяйств. “Если нет выручки 300 тыс. гривен – не можешь стать плательщиком НДС. Если не можешь стать плательщиком НДС – не можешь использовать режим аккумуляции. Не можешь использовать режим аккумуляции – тогда 20% доходов теряешь. Наконец, статус сельхозпроизводителя невыгоден, и приходится работать в качестве субъекта предпринимательской деятельности. И в результате теряется 5% своих доходов. Налоговая нагрузка на мелкого фермера больше, чем на сельхозпредприятия и на аграрный холдинг”, – подытожил Лапа.
“Когда мы ставим вопрос перед законодателями о снятии этих препятствий, о налоговых условиях для развития этих фермеров, для развития кооперативов, в ответ слышим: “Мы не готовы”. У нас все любят село, но только любят на словах”, – добавляет он.
Органическая продукция – козырь в рукаве
А вот производство органической продукции может стать очень перспективным при выходе на рынки ЕС. “В этом году Украина почти не использует минеральные удобрения, средства защиты и другие препараты химического воздействия для выращивания растений и животных. Поэтому как раз это экономическое затруднение, когда деньги на удобрения недоступны, можно использовать. Этот продукт надо сертифицировать и выходить на европейский рынок”, – предлагает Иван Томич.
Однако процесс адаптации законодательства и стандартов длительный, и все эксперты здесь сходятся на одной мысли – раньше начнем, раньше закончим. Речь идет не только о каких-то обязательных нормах и директивах Европейского союза, а об установленной бизнес-практике. “Например, очень трудно работать на территории ЕС с продукцией овощеводства без введения стандарта GlobalGAP. GlobalGAP – это не государственные требования, но любые организации розничной торговли или сеть ритейлеров не захотят брать продукцию, если не убедятся в ее соответствии надлежащему стандарту. Поэтому далеко не все производители реально представляют, что нужно сделать, чтобы попасть на рынок ЕС, потому что когда считаешь импортную пошлину – ты вроде бы конкурентоспособен. Но это еще не значит, что твой товар будет в Европейском Союзе”, – рассказал Владимир Лапа. Причем необходимость введения контроля и стандартов существует как для органической продукции, так и для обычной.
Проблемы упаковки
Руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «Агроинвест» Николай Гриценко отмечает еще одну проблему, которую надо решить перед выходом на европейские рынки. Это соответствующая фасовка и упаковка, документальное подтверждение безопасности. “Не могут наши фермеры повезти продукцию в ящиках от бананов. Нужны упаковка, предпродажная подготовка, охлаждение. И по моему мнению это самая большая сейчас проблема выхода с этой продукцией на внешние рынки”, – отметил Гриценко. В целом же украинская плодоовощная продукция полностью соответствует высоким требованиям ЕС. Чего, правда, нельзя сказать о мясо-молочной. “Такая продукция, которая производится в личных крестьянских хозяйствах, еще не скоро выйдет на европейский рынок. Если это вообще произойдет”, – добавил Гриценко.
Возможно, на первых порах Европейский Союз сделает какие-то льготы, но он заставит нас решать все вышеупомянутые проблемы.
Путинская Россия не всегда будет путинской, отмечают эксперты, при чем не только в сельскохозяйственной отрасли. А значит, расторжение торговых отношений – тоже не навсегда. Но пока что Украине придется подстраивать свой ​​экспорт под текущие реалии и переориентироваться на новые рынки. И без изменений в законодательстве, поиска приемлемой модели работы крупных агрохолдингов и малых предприятий, принятия стандартов и надлежащей упаковки наши шансы выйти на рынок ЕС – мизерные. Это почти как теория эволюции – или ты меняешься и совершенствуешься или гибнешь.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас