Фискальные новации: новые реалии при старой системе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фискальные новации: новые реалии при старой системе

Казна и Политика
1629
В четверг страна получила и изменения в бюджет, и новую налоговую базу для его выполнения, которые в режиме повышенной секретности готовило, принимало и обсуждало правительство. Роль депутатов в очередной раз свелась к тому, чтобы вовремя просто нажать на кнопку для голосования. Бизнес ждал смены подходов, а получил усиление фискальной нагрузки, в результате которого бюджет якобы может рассчитывать на дополнительные 44 млрд грн, которые планируют получить от реализации закона. Методы остались прежними, хотя страна уже другая.
Весь сессионный день Верховная Рада посвятила экономическим проблемам в стране. Ведь фискальный разрыв, по подсчетам правительства, составляет почти 290 млрд грн, то есть фактически денег нет, но статьи расходов под них есть. А еще и, как было заявлено, налога на прибыль авансом предыдущая власть собрала более 37 млрд грн и 21,6 млрд задолжала бизнесу в виде невозмещенного НДС. Поэтому и изменения в бюджет депутаты приняли всего за несколько минут. А для голосования налоговых поправок, которые Кабинет министров преподнес как меры по “предупреждению финансовой катастрофы” и условия для экономического роста, понадобилось больше времени.
С первой попытки протолкнуть законопроект не удалось – его поддержали только 189 депутатов, но еще два часа – и желающих голосовать уже стало на 57 парламентских единиц больше. Несколько часов переговоров правительства с депутатами – и стабилизационный пакет в перспективе может вылиться в банкротства, закрытие бизнесов, полный хаос и крах. Это если говорить о легальных предприятиях. Этого опасался бизнес и пытался донести свою позицию Минфину как основному автору “реформистского” ​​пакета. Ведь ничего общего с реформами в предложенных инициативах нет, они имеют исключительно фискальный характер, повышают налоговую нагрузку практически для всех отраслей, а также физических лиц. Причем реальных нововведений оказалось очень мало – большинство идей еще буквально в конце 2013 г. предлагало правительство Николая Азарова, но парламент их отклонил.
Так, экс-министр доходов и сборов Александр Клименко ранее предлагал лишить льгот по НДС операции по первой поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такую же идею вынашивал и руководитель Госпредпринимательства Михаил Бродский, но он хотел в списке видеть еще и оборудование. Сейчас оборудования в законе нет, но льготы отрасль потеряла.
Применение единой ставки акциза на дизтопливо вместо дифференцированной тоже хотело ввести предыдущее правительство, а внедряет нынешнее. Будет единая ставка – 98 евро/т (до этого применялась от 46 до 98 евро в зависимости от содержания серы). Минфин предусматривал реализацию схем для минимизации налоговых обязательств с использованием пониженной ставки.
Так почему бы и не контролировать полноту уплаты налогов вместе с налоговыми органами, которые, по словам нового руководителя фискального ведомства, всех знают и все видят? Повышение же ставок может привести к подорожанию услуг грузоперевозчиков, повышению себестоимости товаров.
Также неоднократно обсуждался и вопрос введения сбора с операций купли-продажи валюты. Но в прошлом году это еще была декларация о намерениях, сейчас – это норма (в размере 0,5%). Примечательно, что ранее МВФ, положительного вердикта которого так ждут сейчас на Печерских холмах, неоднократно высказывался против введения дополнительного налога. Сбор – антирыночный, считают эксперты, пусть и цели благородные – наполнить бюджет Пенсионного фонда (прогнозы – более 9 млрд грн) и сократить его дефицит. Но прежде всего это предпосылка для увеличения теневого оборота наличной валюты, поэтому, кроме правительства, никто и не рассчитывает на рост доходов пенсионной казны.
Налогом на доходы физических лиц теперь будут облагаться и доходы в виде пенсионных выплат или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемые из Пенсионного фонда или из иностранных источников. Если их размер превысит 10 тыс. грн, то придется заплатить 15% от суммы превышения.
Поддержали депутаты и внедрение прогрессивной шкалы подоходного налога. Сейчас действуют две ставки – основная 15% и повышенная 17% для доходов больше 10 минимальных зарплат. С 1 июля максимальный уровень нагрузки на доходы составит 25% с годового дохода в 1 млн грн. Примечательно, что этого уровня доходов изначально не было в проекте (максимальный – 500 тыс. грн), министр финансов Александр Шлапак прямо в сессионном зале, как говорится, на колене, менял нормы. Теперь для порога в 500 тыс. будет применяться НДФЛ в 20%.
Как сказал Арсений Яценюк, такие доходы в Украине имеют всего 300 тыс. человек. И эти граждане обладают финансовым ресурсом, который составляет 60% от общей стоимости активов в стране. Таким образом, по версии премьер-министра, ежемесячный доход олигархов и богачей составляет от 40 тыс. до более 80 тыс. грн. Экономист Центра “CASE-Украина” Владимир Дубровский уверен, что такие нормы прежде всего ударят по среднему классу. Правительство уже не первый раз ошибается, пребывая в уверенности, что это поспособствует выходу доходов из тени. Но этот налог просто не будут платить, как если бы власть пошла на снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Почему тот, кто не платил налогов и отчислений в социальные фонды из своих доходов, вдруг резко начнет это делать, пусть даже и ставка станет вдвое меньше? Плательщик просто не знает, куда идут его налоги. Так зачем гражданам показывать свои доходы, если чиновники их скрывают? Показательным в этом контексте также стал отказ депутатов проголосовать на этой неделе за норму о доступе к реестрам.
Такая же ситуация и с налогом на недвижимость. Он так и не заработал, но правительство не оставляет надежды расширить базу налогообложения. На этот раз удалось утвердить норму об изменении механизма взимания налога – необходимо будет платить с общей площади вместо жилой. Но вместе с тем так и осталась без поддержки норма о налогообложении коммерческой недвижимости. Такую идею активно продвигают и в Ассоциации городов Украины, так как именно это поможет значительно пополнить доходы местных бюджетов. Большинство экспертов считают, что, действительно, налогом на недвижимость должны облагаться все объекты, платить его должны также все без исключения. Но ставки должны быть минимальными, необременительными для граждан и бизнеса.
Как ни странно, но, кажется, главный налоговик страны Игорь Белоус даже не знал о намерениях правительства заморозить ставки основных бюджетообразующих налогов – НДС и налога на прибыль. Специально для руководителя ведомства: с 2015 г. ставки должны быть снижены с 20 до 17% и с 18 до 16% соответственно. Пока депутаты и Кабмин посчитали нужным оставить их на нынешнем уровне. Ведь дело не в снижении ставки, говорят чиновники, но в Налоговом кодексе это снижение было закреплено несколько лет назад, и бизнес ориентировался на них, планируя свою деятельность.
Непонятной для многих аграриев после принятия законопроекта остается ситуация с возможностью уплаты НДС и возмещения налога. “Пока не появится понятный текст, что вообще можно комментировать?” – Говорит председатель Аграрного союза Геннадий Новиков. При этом ситуация выглядит так. Налогообложение операций по экспорту зерновых, что стало возможным с 1 января 2014 г., сейчас будет отменено, а компромисс заключается в том, что эта норма вступит в силу с 1 октября. Претендовать на возмещение смогут не все, а только экспортеры и первые покупатели зерна. На действии нормы настаивали во фракции УДАР и депутатской группе “Экономическое развитие”, после удовлетворения требований они и дали голоса за весь законопроект. Таким уступкам правительства предшествовало и письмо ряда членов аграрного комитета в Кабмин, которые говорили о том, что многие сельхозпроизводители несут убытки. Зернотрейдеры активно выступали против этой нормы, так как могли влиять на цены, а кроме того, в цепочку поставок они могли включить своего посредника и часть прибыли оставлять на его счетах. Поскольку сейчас НДС возвращать только в случае первой покупки – непосредственно с сельхозпроизводителя, то цепочка сокращается.
Кроме того, аграрии получили и пересмотр механизмов налогообложения фиксированным сельхозналогом. Ежегодно он будет индексироваться, тогда как сейчас налог начисляется, исходя из нормативно-денежной оценки земли, проведенной еще в 1995 г. Председатель Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар подсчитал, что в результате нагрузка может увеличиться до почти 700 млн грн из 131 млн.
Это лишь малая часть предложенного. Увеличены вдвое ставки сбора за пользование радиочастотным ресурсом, при ввозе новых автомобилей и мотоциклов, за пользование недрами (хотя заявленная цена вопроса в последнем случае – около 3 млрд грн вряд ли делает уровень соответствующих выплат в Украине адекватным хотя бы аналогам у соседей из СНГ, не говоря уже о евросоюзовским. – Ред.).
Акциз на табачные изделия, спирт и пиво увеличится на 31,5-42,5%. При том, что на сигареты уже была индексация с 1 января. И здесь вопрос не должен рассматриваться однобоко, мол, за вредные привычки нужно больше платить. Анализировал ли Кабмин уровень теневого сектора в этих сферах? Если у производителей пива его вроде нет, но есть падение по прошлому году на 8%, то нелегальная торговля алкоголем составляет, по разным оценкам, 40-60%, а сигаретами – 9%.
Бизнес в целом говорит, что его в правительстве не услышали, аргументы и цифры участников рынка не являются доказательством для Минфина. “Вы можете говорить все, что угодно, и мы знаем, что вы будете против, но мы сделаем, как хотим”, – такую ​​позицию чиновника Минфина передают предприниматели. И это – при публичных заявлениях как Яценюка, так и Белоуса об открытости и прозрачности деятельности. “Поздно будет есть “Гематоген”, когда артериальная кровь льется”, – говорит один из производителей пива.
Подобная позиция правительства удивляет, злит, расстраивает, кулуарность и секретность решений недопустимы, результатом станет не только противодействие финансовой катастрофе, а еще большее падение. Суть в том, что давление увеличится на бизнес, который и так платил налоги. Но от правительства ждали другого – реформ, а не “хаотической, суетливой попытки ухватить побольше и как можно быстрее”.
Инициированные фискальные нормы не дадут и трети доходов по сравнению с тем резервом, который находится в тени. Где амнистия капиталов, легализация доходов, но с параллельной гарантией государства не преследовать? Уже немало об этом говорили все – и власть, и эксперты, и правила всем известны. “Хотят поднять тарифы на газ, но пусть тогда открыто, публично говорят, какой у нас объем добычи, кто добывает, по какой цене продает населению. А потом расскажут, что разница до сих пор оседает на площадках известного человека, – возмущается один из экс-чиновников в правительстве Юлии Тимошенко. – Нужно забирать полномочия по экономике у СБУ и МВД. СБУ сейчас терроризирует на границе и ставит свою таксу в 10 дол. за пропуск единицы товара, и говорит, какие они либеральные по сравнению с предыдущей властью, которая принимала по 40”.
Сегодня и бизнес настроен радикально. Он пока аккуратно, но выражает мнение, что Украину сливают, сознательно дестабилизируя ситуацию. А когда будет совсем плохо – оно придет на белом коне и всех спасет. Но не этого все ожидали. Готовы даже подождать еще месяц. Но потом популярное ныне выражение “при любой проблеме иди на Майдан” станет и для крупного бизнеса реальностью.
Наталья Непряхина
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас